Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. По мнению А.В. Запорожца, эмоция выступает функциональным органом индивида, ядром личности. Педагог, умеющий раскодировать идущую через эмоциональные проявления детей информацию, имеет возможность понять и предупредить трудности личностного развития ребенка-дошкольника.
Актуальной проблемой современных исследований является изучение различий в эмоциональной сфере лиц мужского и женского пола. Ученые отмечают, что женская эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем мужская. Так, многие из исследователей определяют наличие половых различий в доминировании базовых эмоций.
Проблема эмоциональной культуры человека являлась актуальной на протяжении всей истории развития человеческого общества. Изучение гендерных различий в структуре эмоциональной сферы позволяет определить методы ее развития, эффективные для представителей обоих полов.
Целью нашего исследования стало выявление различий в эмоциональной сфере, в эмпатии и эмоциональной экспрессии между мужчинами и женщинами.
В работе были поставлены задачи:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования;
2. выяснить основные отличия в проявлениях эмоций, эмпатии и эмоциональной экспрессии между мужчинами и женщинами.
В процесс выполнения работы мы использовали научные труды таких исследователей, как Хомская Е.Д., Батова Н.Я, Еремеева В.Д., Хризман Т.П., Берн Ш., Орме Г., Андреева И., Бреслав Г.М. и др.
750 руб.
Таким образом, мы выяснили, что особый интерес представляет вопрос о психофизиологических особенностях различий в эмоциональной сфере мужчин и женщин. Сведения об организации эмоционально-личностной сферы у мужчин и женщин противоречивы. В психологический литературе и общественном сознании господствует представление о том, что мужчины обладают большей эмоциональной устойчивостью, меньшей эмоциональной лабильностью. В то же время в некоторых работах подчеркивается, что различия в эмоциональной сфере мужчин и женщин нельзя считать достаточно доказанными.
В нашем исследовании мы рассмотрели научную литературу по проблеме различий в эмоциональности, эмпатийности у мужчин и женщин и выявили некоторые особенности данных аспектов в зависимости от половой принадлежности. Тем самым, были выполнены поставленные задачи исследования и достигнута цель работы.
750 руб.
1. Андреева И. Гендерные различия в структуре эмоционального интеллекта у студентов// Женщина. Образование. Демократия: Материалы 7-ой международной междисциплинарной научно-практической конф. 10-11 декабря 2004 г., г. Минск. – Минск, 2004. – С. 282-285.
2. Березовская Т.Эмоциональное развитие старшеклассников в детском театральном объединении (гендерный аспект) // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конф. 6-7 ноября 2002 г., г. Минск. – Мн, 2003. – С. 196-198.
3. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: «прайм -Еврознак», 2001. – 320 с.
4. Бреслав Г.М. Психология эмоций.– М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
5.Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. Автореф. дис.... канд. наук. - С., 1977.
6.Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два раз-ных мира. СПб., 1998.
7.Ильин Е. П., Пинигин В. Г. Структура эмоциональности как свойства личности // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2001. - Вып. 5. - С. 102-110.
8.Ковалев П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. дис. ... канд. наук. - СПб., 1996.
9.Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М: «КСП+», 2003. – 272 с.
10.Плоткин А. А. Соотношение базальных модальностей в структуре эмоциональности: Автореф. дис.... канд. наук. - М., 1983.
11.Суханова К. Н. Гендерные проблемы эмоций // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции. - СПб., 2001. - С. 257-258.
12.Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. М., 1997.
13.Brody L.R. Gender, emotion and family. Cambrige, MA: Harvard University Press, 1999.
14.Eisenberg N., Lennon R. Sex differences in empathy and related capacities // Psychol. Bulletin, 1983, v. 94, p. 100-131.
15. Goleman D. Sex roles reign powerful as ever in the emotions. The New York Times, 1988.Copyright. 1988 by The New York Times Company. Reprinted by permission.
16.Guastello D.D., Guastello S.J. Androgyny, gender role behavior, and emotional intelligence among college students and their parents // Sex Roles: A Jou
al of Research, Dec, 2003. Mode of access: http:// www.findarticles.com/p/articles.html.
17.Harrod N.R., Sheer S.D. An exploration of adolescent emotional intelligence in relation to demographic characteristics // Adolescence, Fall, 2005. Mode of access: http:// www.findarticles.com/p/articles. html.
18. Mayer J.D. Emotional intelligence information. [Electronic resourse]. – 2005. Mode of access: http://www.unh.edu/emotional_intelligence. html.
750 руб.