Введение
Содержание
Заключение
Литература
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., впервые закрепила местное самоуправление в качестве основополагающего принципа организации власти и управления в регионах. Это было сделано потому, что без слаженно функционирующей системы местного самоуправления достаточно сложно формировать рыночные экономические структуры. Именно на уровне муниципальных образований должны складываться устойчивые финансовые, хозяйственно-экономические и социальные отношения.
В Российской Федерации большое значение приобрел процесс формирования финансовой деятельности органов самоуправления города, т.к. переход к новой государственной модели невозможен без устойчивой финансовой системы местных сообществ – для осуществления полномочий требуется финансово-экономическая основа. Однако, формирование муниципальных образований и органов местного самоуправления, оформление их функций, определение прав и обязанностей, а также разграничение полномочий с органами управления субъектами Федерации и, непосредственно, федеральным Центром проходило в хаосе, т.к. помимо Конституции РФ не было достаточной правовой основы для всех вышеперечисленных процессов. Поэтому одновременно с процессом становления городского самоуправления происходит реформа всей правовой основы местного самоуправления.
Реализация финансовой деятельности городских органов самоуправления предполагает создание четкой системы законодательства в области муниципальных финансов. Ее эффективность зависит, прежде всего, от адекватного закрепления в правовых нормах существенных признаков объекта правового регулирования — общественных отношений в сфере финансовой деятельности органов городского самоуправления. Определение именно финансово-экономической основы городского самоуправления является наиболее важным для России. Дело в том, что в эпоху существования СССР город районного значения, не говоря уже об областном, был центром притяжения обширных сельских территорий. На сегодняшний день, именно город является наиболее весомым элементом в составе нынешних субъектов Федерации, что связано не только с исторической обусловленностью, но и с убыточностью ведения сельского хозяйства даже в южных частях страны (в Воронежской области, Красно-дарском и Ставропольских краях).
Механизм формирования и использования финансовых ресурсов заложен в Бюджетном и Налоговом кодексах Российской Федерации, в Федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», принимаемом ежегодно федеральном бюджете, нормативно-правовых актах органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Этот механизм, мягко говоря, небезупречен, соответствующая правоприменительная практика и ухудшающееся состояние местных финансов настоятельно требуют реформирования. Вопросы, касающиеся организации местного самоуправления в России находятся в центре внимания ученых и практиков.
В данной работе рассмотрены финансово-экономические основы мест-ного самоуправления с учетом действующего законодательства, а также материалов ведущихся дискуссий в литературе и средствах массовой информации, проблемы реформирования местных финансов.
Целью работы является исследование финансово-экономических основ местного самоуправления на примере муниципального образования «город Одинцово». В соответствии с поставленной целью основными задачами работы являются:
- анализ механизма формирования бюджета города;
- оценка исполнения бюджетов города за последние несколько лет;
- изучение структуры и использования муниципальной собственности в динамике;
- определить перспективы развития финансово-экономической базы местного самоуправления.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансирования местного самоуправления 5
1.1. Особенности местного самоуправления в РФ 5
1.2. Решение вопросов финансовой деятельности в соответствии с особенностями городских органов власти 7
Глава 2. Экономические основы местного самоуправления 10
2.1. Особенности бюджетного процесса в органах местного самоуправления 10
2.2. Правовые основы формирования доходной части бюджета 13
Глава 3. Анализ финансово-экономической базы города Одинцово 16
3.1. Анализ и основные тенденции формирования и исполнения бюджета города 16
3.2. Основные пути укрепления финансовой основы местного самоуправления 23
Заключение 26
Список литературы 28
Приложения 30
1,200 руб.
Из изложенного выше можно сделать вывод, что городское самоуправление и является субъектом публичного и гражданского права, что создает большие сложности в разграничении полномочий между муниципалитетами и органами государственной власти. Деятельность города носит публичный характер в результате того, что выражает общезначимые интересы как местного сообщества, так и всего государства в целом. Последнее становится актуальным в свете необходимости создания продекларированного в Конституции РФ гражданского общества, которое невозможно без самоуправления. Последнее же явля-ется эффективным только в том случае, если опирается на солидную финансовую и экономическую основу, которая, к сожалению, практически отсутствует и всячески «ущемляется» государственной властью (особенно субъектами РФ). То есть происходит развитие «унитарной децен-трализации», основной особенностью которой является передача на низовой уровень значительных полномочий при сохранении в Центре экономической основы – рычагов управления местными сообществами. Но, тем не менее, для полнокровного развития городского самоуправления и совершенствования его финансовой деятельности ор-ганы местного самоуправления все-таки обладают определенной компетенцией.
Реализация законодательно закрепленного права каждого муниципального образования на самостоятельность немыслима без наличия собственного бюджета и прав по его составлению, утверждению и исполнению без вмешательства извне. Бюджетные права органов городского самоуправления закреплены в законодательных актах Российской Федерации, субъектов Федерации и нормативных актах местного самоуправления. Понятие «бюджетные права органов самоуправления города» является совокупностью материальных и процессуальных прав представительных и исполнительных органов самоуправления города. Обеспечение самостоятельности бюджета города в целях выполнения задач и функций местного сообщества обусловливает наличие у органов городского самоуправления компетенции в сфере налогообложения, которая касается как местных налогов, так и налогов других уровней. Однако, даже в этом наблюдается асимметрия отношений «Центр-субъекты-муниципалитеты» в сторону первых двух звеньев. Развитие финансовой деятельности местных сообществ предполагает расширение налоговой компетенции органов городского самоуправления. Кажется необходимым отказ от «сквозных налогов» и создание полноценной самостоятельной налоговой базы органов местного самоуправления. Данное положение определяется острой потребностью городского самоуправления в дополнительных финансовых средствах. Кроме того, нехватка бюджетных средств определяет необходимость эмитирования муниципальных ценных бумаг, особенностями которых являются ограниченная сфера обращения, меньшая доходность по сравнению с государственными, большая социальная значимость для развития муниципального образования, возможность учета местных особенностей и традиций. Долговые обязательства городов могут классифицироваться по различным основаниям. Компетенция же органов самоуправления города в сфере кредита осуществляется представительным и исполнительным органом соответственно.
Подводя итог, необходимо отметить, что развитие именно городского самоуправления позволит создать эффективную систему низового управле-ния вообще, т.к. практически все сельские территории вовлечены в орбиту городской жизни. Возможно, такое наследие советской эпохи является воз-можностью уйти от формирования «унитаристской» федерации путем создания жесткой сетки самоуправляющихся единиц на низовом уровне.
1,200 руб.
1. Конституция РФ от 12.12. 1993 г. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004. – 32 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: «Проспект», 2005. – 416 с.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. 3-е изд. – М.: «Ось-89», 2005. – 192 с.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ – М.: «Проспект», 2005. – 128 с.
5. Федеральный закон от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Издание Государственной Думы. М.: Издательство «Известия», 1995. – 40 с.
6. Федеральный закон от 25.09.1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». // СЗ РФ № 39 от
29.09.1997.
7. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». СЗ РФ № 40 от 6.10. 2003 г.
8. Воронин А. Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Учебное пособие. – М.: Дело, 2005. – 126 с.
9. Зотов В. Б., Макашева З. М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 279 с.
10. Муниципальный менеджмент: справочное пособие / Иванов В. В., Коробова А. Н., - М.: ИНФРА-М, 2006. – 718 с.
11. Муниципальное управление: учебное пособие для вузов / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, Е. С. Савченко и др.; под общ. ред. В.Н. Иванова, В. И. Патрушева; Академия наук социальных технологий и местного самоуправления. - М.: Муниципальный мир, 2006. – 560 с. – (Энциклопедия управленческих знаний. Муниципальная наука)
12. Чиркин В. Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. – М.: Юристъ, 2003. – 320 с.
13. Кирпичников В. А. «Финансовые и правовые проблемы местного самоуправления»// Финансы. – 2003. - № 9 – с. 11-15
14. Кузнецов С. П. «О некоторых проблемах местных финансов»// Финансы. – 2005. - № 8 – с.25-27
15. Максимов А. В. «Развитие управления финансовой системой муници-пального образования»// Финансы. – 2003. - № 9 – с. 22
16. Модин Н. «Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления»// Российская юстиция. – 2005. №3 – с. 15-18
1,200 руб.