Введение
Содержание
Заключение
Литература
К изучению мотивации учения человек приступил тогда, когда осознал необходимость целенаправленного обучения в специально организованных условиях. Возникнув однажды, эта проблема актуальна до настоящего времени
Педагоги давно заметили, что неуспех в учёбе у школьника чаще всего объясняется не отсутствием способностей, а негативным отношением к самому процессу обучения.
Педагогический опыт и наблюдения за учащимися показывают, что наибольшее количество сложностей с учением и поведением бывает у детей подросткового возраста, а самого пристального внимания требуют дети с отклоняющимся поведением, поэтому тема «Психологический анализ мотивации учебной деятельности подростков с отклоняющимся поведением» выбрана нами как достаточно актуальная на сегодняшний день и в школьной среде, и в социуме. Кроме того, подростковый возраст зачастую привносящий конфликты как во внутренний мир ребенка, так и в отношения с окружающими его людьми, тем не менее остается наиболее благоприятным временем в жизни человека для развития и коррекции личностных качеств, таких как целеустремленность, настойчивость, желание добиваться успеха, быть полезным своему обществу, и многих других. Этот факт также говорит в пользу актуальности выбранной ними темы.
Цель дипломного проекта:
Изучить особенности структуры и направленности мотивации учебной деятельности подростков с отклоняющимся поведением.
Объектом исследования является мотивационная сфера.
Предметом исследования является мотивация учебной деятельности подростков с отклоняющимся поведением.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования нами были решены следующие задачи:
1. определение типов и количества акцентуаций характера;
2. определение типов направленности мотивации личности;
3. характеристика структуры ведущих мотивов учебной деятельности;
4. определение направленности личности в учебной деятельности;
5. определение типа мотива (мотив достижения успеха или избегания неудачи), которым руководствуется испытуемый в учебной деятельности.
В данной работе мы использовали под понятием отклоняющегося поведения понятие девиантного.
Мы использовали опросные и проективные методы. Опросные методы это методы, при которых человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Существуют устный и письменный варианты опросов. Устный применяется тогда, когда необходимо понаблюдать за поведением и реакциями испытуемого, зато письменный (анкетирование) позволяет охватить большее количество людей. В данном исследовании использовались оба варианта. Проективные методы это методы, в основе которых лежит механизм проекции, согласно которому неосозноваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.
В качестве испытуемых были взяты учащиеся седьмых и восьмых классов средней школы №125 города Минска.
На основании метода «экспертных оценок», который заключается в сборе субьективных мнений педагогов, контактирующих с учащимися, о том или ином ребёнке, были отобраны учащиеся в экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальную группу попали подростки с отклоняющимся поведением. В контрольную группу нами были взяты учащиеся, охарактеризованные педагогами как благополучные, не доставляющие хлопот. Для более точного доказательства гипотез в качестве дополнительной третьей группы взят целиком лучший в школе класс физико-математического профиля.
Так как метод «экспертных оценок» - это субъективное мнение учителей о ребёнке, то нами была взята методика выявления акцентуаций характера Шмишека для того чтобы объективно выявить различия в характерах детей экспериментальных группах
Для изучения мотивации учебной деятельности учащихся нами были взяты следующие методики: многократное ранжирование учебных предметов, ранжирование тем диспутов, составь расписание, методика изучения мотива достижения успеха и мотива избегания неудач. Эти методики дали возможность изучить следующие аспекты мотивации учебной деятельности: ведущие мотивы, отношение к предметам; направленность мотивации личности; направленность мотивации личности в учебной деятельности; степень развитости мотива достижения успеха как личностной черты.
Процесс написания данной работы проходил по следующему плану: сначала мы сделали анализ литературных источников по выбранной теме, затем было проведено исследование в форме констатирующего эксперимента, сделаны соответствующие выводы и по результатам исследования написана коррекционная программа мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте.
2,500 руб.
Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1
Мотивация учебной деятельности в современной психолого- педагогической литературе……………………………………………………
1.1 Определение мотивации учебной деятельности……………………..
1.2 Классификация мотивов учебной деятельности……………………..
1.3 Особенности мотивации в среднем подростковом возрасте.………..
1.4 Особенности мотивации учения у отстающих школьников…………
1.5 Учебная деятельность и мотивы достижения успеха, избегания неудачи………………………………………………………………………
1.6 Учебная деятельность и направленность личности…………….…….
1.7 Внутренняя и внешняя мотивация учения подростка………….…….
1.8 Понятие девиантности. Классификация девиантного поведения.…..
1.9 Психологическая концепция акцентуаций……………………………
1.10 Связь акцентуаций характера с различными формами девиантного поведения……………………………………………………………………
Глава 2
Экспериментальное исследование мотивации
учебной деятельности подростков с девиантным поведением…………..
2.1 Логическая схема исследования и обоснование выбора методик…..
2.2 Обсуждение и интерпретация результатов изучения акцентуаций характера испытуемых……………………………………………………..
2.3 Обсуждение и интерпретация результатов изучения направленности мотивации личности………………………………………………………..
2.4 Обсуждение и интерпретация результатов изучения структуры мотивов учебной деятельности……………………………………………
2.5 Обсуждение и интерпретация результатов изучения мотивации личносьти в учебной деятельности……………………………………….
2.6 Обсуждение и интерпретация результатов изучения мотивов достижения успеха и избегания неудач…………………………………
Глава 3
Программа коррекции мотивации учебной деятельности
в подростковом возрасте
3.1 Характеристика современных теоретических подходов к проблеме коррекции учебной деятельности……………………………………….
3.2 Коррекция направленности мотивации личности……………………
3.3 Тренинг мотивации достижения………………………………………
3.4 Совершенствование действий с учебным предметом, освоение структуры учебной деятельности (рекомендации педагогам)………….
Заключение………………………………………………………………………
Список Использованных источников…………………….………………….
Приложения к диплому………………………………………………………..
2,500 руб.
Все выдвинутые нами гипотезы получили экспериментальное подтверждение в ходе исследования, и опираясь на полученные результаты в ходе изучения мотивации учебной деятельности подростков с девиантным поведением, мы сделали следующие выводы:
—из трех изучаемых нами групп наиболее акцентуирована группа учащихся физико-математического класса. Экспериментальная группа подростков с девиантным поведением акцентуирована в меньшей степени. Испытуемые из контрольной группы акцентуированы меньше всего;
—экспериментальная группа является лидером по количеству подростков, имеющих гипертимную и возбудимую акцентуации, что является одним из факторов асоциального поведения;
—подростки с отклоняющимся поведением проявили преимущественно личную направленность мотивации личности, тогда как в контрольной группе количество подростков, имеющих личную, общественную, престижную направленности личности примерно одинаково. В группе одаренных детей большинство испытуемых обнаружило престижную направленность мотивации личности;
―в экспериментальной группе в качестве ведущих мотивов учебной деятельности преобладают узкие социальные мотивы
―в контрольной группе преобладают широкие социальные мотивы и широкий познавательный мотив;
―в группе одаренных детей нами выявлены как ведущие мотивы учебной деятельности учебно-позновательные мотивы, мотивы самообразования и широкие социальные мотивы;
―в группе подростков с отклоняющимся поведением большинство испытуемых проявили активно-двигательную направленность личности;
―в экспериментальной группе по сравнению с контрольной и дополнительной третьей группой большее количество детей имеют эмоциональную направленность мотивации личности в учебной деятельности;
―в контрольной группе большинство испытуемых с естественно-научной направленностью личности в учебной деятельности, в дополнительной третьей группе еще больший перевес количества учащихся с естественно-научной направленностью мотивации в учебной деятельности;
―во всех трех изучаемых нами группах велико число подростков, не ориентированных на выполнение полезной деятельности, но самое большее их количество в экспериментальной группе подростков с девиантным поведением;
―в контрольной группе несколько большее количество испытуемых, чем в экспериментальной группе обнаружили ориентацию на успех ;
―в наибольшей степени мотив достижения успеха развит у испытуемых в третьей дополнительной группе, в качестве которой был взят класс с физико-математическим профилем.
Итак, в результате экспериментального исследования и изучения мотивации учебной деятельности подростков с девиантным поведением, а также обобщив сделанные выводы, мы можем отметить некоторые особенности учебной мотивации испытуемых.
Подростки, охарактеризованные учителями как «трудные», имеющие низкую успеваемость и доставляющие беспокойство своим поведением, чаще всего, имеют гипертимную и возбудимую акцентуации характера. В учебной деятельности они ориентированы на предметы активно-двигательного цикла, проявляют личный тип направленности мотивации личности. Ведущие мотивы учебной деятельности относятся к типу узких социальных мотивов. В основной массе не ориентированы на полезную деятельность и в учебе руководствуются мотивом избегания неудач гораздо чаще, чем мотивом достижения успеха.
Коррекционная программа рассчитана, прежде всего, на изменение направленности личности, и развитие мотива достижения успеха как личностной диспозиции, а также на освоение структуры учебной деятельности и совершенствование взаимодействия педагога с учащимися.
Мы считаем, что выбранная нами тема достаточно актуальна на сегодняшний день и имеет перспективы развития в будущем. В связи с этим мы наметили следующие перспективы работы по данной теме:
— Установление и изучение взаимосвязи между акцентуациями характера личности и мотивами достижения успеха и избегания неудач;
— Установление и изучение характера взаимосвязи между направленностью мотивации личности и ведущими мотивами учебной деятельности;
— Установление и изучение характера взаимосвязи между мотивами достижения успеха (избегания неудач) и ведущими мотивами учебной деятельности;
— Совершенствование программы коррекции мотивации учебной деятельности детей в подростковом возрасте.
2,500 руб.
1.Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов.― Екатеринбург: Деловая книга, 1999.―512 с.
2.Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков.―М.,1972.
3.Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Пер. с фр. По ред. Г. Т. Аракелова. М. Мир 1992. Т. 1―491 с.
4.Дети с девиантным поведением: Психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. Материалы Всероссийской научно-практической конференции в Саратове. Москва, изд-во МАИ, 1992.―103 с.
5.Девиантность в поведении подростков: Причины и меры профилактики. Сборник материалов социологического исследования МДДиМ 1999.― 118 с.
6.Диагностика девиантного поведения (серия «психологическая диагностика в школе»: Выпуск 9). Составители Шумский П.П., Дыгун М.А.―Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1997.―20с.
7.Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности//Вопросы психологии.―1984. №4.
8.Елфимова Н.З. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. ―М.: изд-во Московский университет, 1991.―109с.
9.Жизнь на перепутье: Учебная программа /Кук Блэер Марсиа Б., Серульо Д. И др./ под ред. Б. Маркса. ― Христианское изд-во «Триада», 1998.
10.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. ― СПб: Изд-во «Питер», 2000.―512с.: ил. ―(серия «Мастера психологии»).
11.Катаев В.И. Изучение и формирование мотивационной сферы личности в подростковом и старшем школьном возрасте: Учебное пособие.― Орехово-Зуево 1992.
12.Крайг Г. Психология развития.― СПб.: Изд-во «Питер», 2000.― 992с.: ил.― (серия «Мастера психологии»).
13.Кондрашенко В.Г., Донской Д.И. Общая психотерапия.―3-е изд-е, испр. и доп.― Мн. Выш. шк., 1998.―463с.
14.Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов-на-Дону.: изд-во «Феникс», 1997.― 544с.
15.Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности.― Новосибирск. Изд-во Новосибирского гос. пед. ун-та, 1992.― 216с.
16.Лунин И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоролевого поведения ребенка: Автореф. дис. ― Л., 1987.― 23с.
17.Маслоу А. Психология бытия.― М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997.―300с.―(актуальная психология).
18.Маркова А.К. Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя.― М.: Просвещение, 1990.― 192с.―(психологическая наука школе).
19.Маркова А.К. Проблемы формирования мотивации учебной деятельности//Советская педагогика―1979.―№11―64с.
20.Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников.― М.: Педагогика, 1984.―144с.
21.Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека.― Пермь, 1971.
22.Морозова Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития: Автореф. дис. доктора наук.― М., 1967.
23.Немов Р.С. Психология: учебник для студентов пед. ВУЗов: в 3 кн., кн.1: Общие основы психологии.― М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.― 688с.
24.Немов Р.С. Психология: учебник для студентов пед. ВУЗов: в 3 кн., кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.― М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.― 632с.
25.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.― СПб.: Изд-во «Питер», 1998.― 705с.: ил.― (серия «Мастера психологии»).
26.Суходольский Г.В. Математическая психология.― С.-Петербург. гос. ун-т СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997.― 321с.
27.Фурманов И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения в подростковом и юношеском возрасте.― Минск, национальный институт образования, 1997.― 196с.
28.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: пер. с нем.― М.: Педагогика, 1986.― т.1
29.Хрестоматия. Психология характера. – Самара.: Сатурн., 1998.
30.Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности(Основные положения и применение).―СПб: Питер Ком, 1998.― 608с.― (серия «Мастера психологии»).
31.Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности: учебное пособие. Ярослав. гос. университет.― Ярославль: ЯРГУ, 1991.― 51с.
2,500 руб.