Введение
Содержание
Заключение
Литература
Важнейшей формой взаимодействия человека с окружающим миром является познавательная деятельность. В ходе этой деятельности человек приобретает объективное и истинное знание об окружающем его мире. Психические процессы, с помощью которых субъект приобретает, сохраняет, преобразует и использует это знание называются познавательными.
Уже из этого определения становится ясно, что существует несколько групп познавательных процессов, каждый из которых осуществляет одну из функций познания. Основной путь, приобретения человеком информации об окружающем мире - это непосредственное взаимодействие с ним с помощью органов чувств. Психологическим механизмом, обеспечивающим это взаимодействие, являются ощущения и восприятия. Функцию сохранения информации обеспечивает память. Преобразование информации и порождение нового знания осуществляется в процессе воображения и мышления. Своего рода фактором организации всех познавательных процессов является внимание, благодаря которому обеспечивается управление отбором значимой для человека информации.
Мышление есть высшая форма отражения окружающей действительности. Мышление есть обобщенное и опосредствованное словом познание действительности. Мышление дает возможность познать сущность предметов и явлений. Благодаря мышлению становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять творческую, целенаправленную деятельность.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что во многих работах мышление характеризуется способностью к оперированию понятиями, суждениями и умозаключениями, а его развитие сводится к развитию логических приемов мышления (Г.П. Антонова, Н.Б. Истомина, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Л.И. Румянцева, Н.Ф.Талызина и др.).
Психический процесс, занимающийся созданием новых образов (представлений) путем переработки информации восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. Воображение присуще только человеку. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными.
Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением
-воображение осуществляет мыслительный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;
- способствует предвосхищению будущего;
- «оживляет» то, что было ранее.
Целью нашей работы стало выявление связи мышления и воображения.
Предметом изучения стали воображение и мышление как познавательные процессы.
Объект исследования – связь воображения и мышления.
В соответствии с целью, объектом и предметом в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.На основании анализа научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и дать общую характеристику процессу мышления, выявить психологию, логику, виды и особенности мышления;
2. охарактеризовать понятие воображения: определить виды, общую характеристику и функции воображения;
3.выявить связь воображения и мышления.
В написании работы нами использовались труды таких исследователей, как Сорокун П.А.,Рубинштейн С.Л., Брушлинский А.В. и др.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование воображения и мышления как познавательных процессов личности 5
1.1Общая характеристика мышления. Психология, логика, виды и особенности мышления 5
1.2.Понятие воображения: виды, общая характеристика и функции воображения 13
Выводы по главе 1 21
Глава 2.Связь воображения и мышления 22
Вывод по главе 2 28
Заключение 29
Список литературы 31
1,200 руб.
Рассмотрев литературу по проблеме исследования воображения и мышления в психологической науке, мы выяснили, что значение воображения и мышления в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике.
В структуре познавательной сферы мышление занимает ведущее место, так как оно имеет самые богатые функциональные возможности. С помощью мышления человек может познать внутренние, скрытые свойства, закономерности, осуществлять мысленные прогнозы, анализировать события и т.д. Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее наиболее существенных признаках и взаимосвязях. Они не существуют в виде конкретных предметов или явлений и доступны только для понимания. Например, нельзя увидеть скорость, вес, стоимость, движение и т.п. Они существуют в форме особых субъективных, образований - понятий. Их материальными носителями выступают слова (сказанные или написанные). Поэтому высшая форма мышления понятийная.
Психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. Оно присуще только человеку. Воображение как своеобразная форма отражения действительности осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого объекта и способствует предвосхищению будущего.
По своим функциональным возможностям воображение напоминает мышление. Основное отличие воображения от мышления заключается в том, что: оно актуализируется в ситуациях, характеризующихся неопределенностью, неполнотой и противоречивостью условий; более тесно связано с эмоциями и чувствами: эмоции стимулируют работу воображения; мышление же в условиях повышенного эмоционального напряжения менее продуктивно; воображение относительно свободно от логических правил и других условностей социальной жизни.
Воображение является основой образного мышления. Оно позволяет человеку ориентироваться и находить решения в ситуациях, когда практические действия просто невозможны.
Воображение больше, чем другие познавательные психические процессы, связано с чувствами человека. Воображение не только возникает под влиянием чувств, но и само становится одним из самых мощных их источников. Нередко воображаемые ситуации порождают в нас чувства не менее сильные, чем реальные события. Вместе с тем это свойство воображения таит в себе опасность ухода от действительности, «переселения» в мир грез. Хотя воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления оно служит человеку не только для познания окружающего мира, но и для его преобразования, создания новых механизмов, зданий, произведений искусства, т. е. для творчества в разных областях жизни и деятельности.
Таким образом, оптимизировав опыт исследователей по теме работы, нами был проведен анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и дана общая характеристика процесса мышления, выявлены психология, логика мышления, охарактеризованы виды и особенности мышления. Так же мы смогли определить понятие воображения: отметить виды, общую характеристику и функции воображения, а так же рассмотреть связь воображения и мышления. Тем самым, мы выполнили поставленные в работе задачи и достигли цели исследования.
1,200 руб.
1.Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество / Под ред. С.Р.Микулинского, М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969г.,- 452с.
2.Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. - М.: Academia, 1996. - 464 с.
3.Выготский Л.С. Психология. - М.: Эксмо - Пресс, 2000. - 1008с..
4.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М., 1966г.,-214с.
5.Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978г.,-272с.
6.Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. - М., 1956г.,-178с.
7.Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование пространственных представлений в процессе освоения учащимися проекционного черчения // Психол исследования представлений и воображения. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956, С.153 – 166.
8.Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. - М., 1989г.,-216с.
9.Лурия А.Р. Язык и мышление. - М., 1979г.,-312с.
10.Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие. – Спб.: Питер, 2005. – 583с.
11.Немов Р.С. Общие основы психологии /психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997г.,-687с.
12.Никифорова О.И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. 1972. №2.,- 182с. С.67-76.
13.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов н/Д., 1996. – 416 с.
14.Петровский А.В., Ярошевский М.Г., «Психология», учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.-2-е изд-е., стереотип.- М.: изд. Центр «Академия»,2000г.-512 с.
15.Розет И.М. Психология фантазии. - Минск, 1977г.,-312с.
16.Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования.– М.: АПН СССР. 1958. – 214с.
17.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1989г. - 720с.
18.Славская К.А. Мысль в действии. (Психология мышления). М.: Политиздат, 1968г.,-208с.
19.Сорокун П.А. Общая психология. Псков: ПГПИ, 2003 - 312 с. с. 136-142
20.Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984г.,-272с.
21.Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981г., - 400с.
1,200 руб.