Актуальность выбранной темы заключается в том, что русский сюжетный балет справедливо считается одним из лучших в мире. «Классический балет есть замок красоты», - написал однажды Иосиф Бродский. Балет — синтетическое искусство, в котором танец, главное выразительное средство балета, тесно связан с музыкой, с драматургической основой — либретто, со сценографией, с работой костюмера, художника-осветителя и т. д. Балет многообразен: сюжетный — классический повествовательный многоактный балет, драмбалет; бессюжетный — балет-симфония, балет-настроение, миниатюра. Сюжетный балет - балет, в котором существенное место занимают действенные эпизоды, танцевальные и мимические сцены. Танец появился как способ выражения чувств посредством движения, жеста, пластики и мимики и сопровождал различные стороны жизни древнего человека (праздник урожая, свадебный обряд, отправление религиозного культа). Исторический путь русского сюжетного балета демонстрирует борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм. Русский балет неотделим от хореографической культуры других стран.
Целью данной работы является изучение возникновения и дальнейшего развития сюжетного балета в России.
Задачами данного исследования являются:
- изучить историю возникновения балета в России,
- рассмотреть линию развития сюжетного балета в России, периоды подъема и кризиса, а также современное состояние.
Основным методом исследования является теоретический анализ литературы.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Начала сюжетного балета в России 4
1.1. Истоки русского балета 4
1.2. Возникновение сюжетного балета в России 11
Глава 2. Дальнейшее развития и современность русского сюжетного балета 20
2.1. Развитие русского балета во второй половине XVIII – первой половине XX вв. 20
2.2. Современность балета в России 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32
1,200 руб.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что русский балет за долгие годы своего существования выработал замечательные национальные традиции, связанные с народным художественным пониманием совершенства танцевального искусства.
В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Ш.-Л. Дидло. Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца.
Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро» (1877), «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892) обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.
Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть стереотипы, условности академического балета XIX века. Так, в начале ХХ в. появляется танец модерн - направление в танцевальном искусстве, появившееся как результат ухода от строгих норм балета, в пользу творческой свободы хореографов.
От балета отталкивался свободный танец, создателей которого интересовала не столько новая техника танца или хореография, сколько танец как особая философия, способная изменить жизнь. Это возникшее в начале ХХ века движение (родоначальницей его считается Айседора Дункан) служило истоком многих направлений современного танца и дало импульс реформе самого балета.
К концу ХХ в. все яснее вырисовались проблемы, стоящие перед балетным искусством. В 1980-е, когда умерли Баланчин, Аштон и Тюдор (в 1980-х), а Роббинс отошел от активной деятельности, возник творческий вакуум. Большинство молодых хореографов, работавших в конце ХХ в., были не слишком заинтересованы в том, чтобы разрабатывать ресурсы классического танца. Они предпочитали смешение разных танцевальных систем, причем классический танец представал обедненным, а танец модерн – лишенным оригинальности в выявлении телесных возможностей. В стремлении передать то, что составляет существо современной жизни, хореографы пользуются пальцевой техникой как бы для акцентирования мысли, но игнорируют традиционные движения рук (port de bras). Искусство поддержки свелось к некому взаимодействию между партнерами, когда женщину таскают по полу, кидают, кружат, но почти никогда не поддерживают и не танцуют с ней.
Большинство трупп строят репертуар, включая в него классику XIX в. (Сильфида, Жизель, Лебединое озеро, Спящая красавица), наиболее знаменитые балеты мастеров ХХ в. (Фокина, Баланчина, Роббинса, Тюдора и Аштона), популярные постановки Макмиллана, Кранко, Тетли и Килиана и работы нового поколения хореографов, таких как Форсайт, Дуато, Кудельки. В то же время танцовщики получают лучшую подготовку, т.к. стало больше знающих учителей.
1,200 руб.
1. Амиргамзаева О. А. Самые знаменитые мастера балета в России. – М.: Либиринт, 2007. – 290 с.
2. Бахрушин Ю. А. История русского балета. – М.: Советская Россия, 1965. – 277 с.
3. Бланков Б. Краткая история русского балета. – М.: Деан, 2006. – 240 с.
4. Борисоглебский М. В. Материалы по истории русского балета. –Ленинград, 1988
5. Губайдуллина Е. Провинциальные танцы. // Профиль, № 35(354) от 22.09.2003
6. Красовская В. М. История русского балета. – М.: Лань, 2008. – 288 с.
7. Красовская В. М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в. -
8. Подорожная А. Пуанты и бинты. // Новая газета № 56 от 26 июля 2007 г.
9. Федоровский В. Сергей Дягилев или Закулисная история русского балета. – М.: Эксмо, 2003. – 320 с.
10. Худеков С. Н. История танцев. В трех томах. – Типография «Петербургская газета», 1913. – 1078 с.
11. Балет http://ru.wikipedia.org/
12. Балет http://www.krugosvet.ru/
13. Балет http://www.bigpi.biysk.ru/
14. Гордеева А. Россия догоняет Европу балетными прыжками. http://www.my-piter.ru/
15. История балета. http://wrw1r.info/text/Istorija_baleta
1,200 руб.