Введение
Философское наследие Платона весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные ими философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные ими идеи нашли свое отражение в трудах многих позднейших философов (в том числе философов Нового времени).
Очевидная интервальность или “волнообразность” развития познания мира является закономерным следствием традиционности и взаимовлияния таких отчётливых направлений научной мысли, как критико-аналитическое (обобщение результатов научного “творчества”, прошлого и настоящего) и креативное (непосредственное “творение” - синтез “нового”). Необходимость и значимость их одновременного бытия для развития познания мира наиболее ярко выявляют периоды множественных “научных кризисов” (кажущегося исчерпания “потенциала прошлого” - “краха” традиционных научных парадигм). Не исключение и современная философия. В её развитии совершенно отчётливы как критическое осмысление её “метафизического прошлого” (“традиционных” тем, проблем, подходов и категориально-понятийного аппарата), так и поиск оснований для “новой философии” (введением “новых” тем и проблем, а также “новой терминологии”).
Актуальность “обращения к Платону” также в том, что его демиургическая концепция мироздания популярна более 2-х тыс. лет и она многократно модифицировалась, но предложенный им подход к познанию “мира”- как целокупного бытия “идей” и “вещей” - своего возможного развития пока не получил.
750 руб.
План
Введение……………………………………………………………………….2
Глава I. Учение Платона об идеях…………………………………………3
1.1. Предпосылки «Учения об идеях»……………………………………..3
1.2. "Федон” - начало “Учения об идеях”………………………………....3
1.3. “Пир”……………………………………………………………………...4
1.4. “Федр”…………………………………………………………………….5
1.5. “Теэтет”…………………………………………………………………..7
1.6. “Софист”………………………………………………………………….8
1.7. “Парменид”………………………………………………………………9
1.6. “Филеб”…………………………………………………………………..9
1.7. “Государство. Книга шестая”………………………………………..10
1.8. “Государство. Книга седьмая”………………………………………10
1.9. “Тимей” - обобщение и развитие предшествующего……………..11
Тезаурус……………………………………………………………………...13
Афоризмы Платона об идея……………………………………………….14
Персоналии………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………...18
750 руб.
Заключение.
На сновании вышеизложенного мы пришли к выводу, что “Учение об идеях” Платона бивариантно: во-первых, оно самодостаточно (проблема Платоном выявлена, поставлена и решена), а во-вторых, является неотъемлемой частью его общей, демиургической концепции мироздания, служит принципиальной основой для выбора её исходных структурных элементов и исходным обоснованием “истинности” - их представленных взаимодействий и взаимоотношений.
“Учение об идеях” Платона мотивировалось трудами его предшественников и очень многое из этих трудов доработано им бережно и эффективно. Но продвинуться вперёд он смог лишь отойдя от их традиций, от уже тогда тупикового “понятийного умосозерцания мира” к активному представлению его “истинного строения” - как “возник” “мир”, из чего и как он “строился”.
Демиургическую концепцию мироздания Платона следует рассматривать именно в этом логическом ключе - любому “строительству” всегда и необходимо предшествуют: “строитель” (“демиург”), “чертежи-образцы” (“идеи”) а также то, из чего “строят” (“иное”). Эта же логика и в обосновании Платоном “существования небытия” - всё, что нужно для “строительства мира” уже было, а самого “мира” ещё не было.
У Платона “мир вещей” являет собой прямое или косвенное отражение “вечносущего” (“демиурга”) и “вечно тождественного” (“идей демиурга”) в “ином”. Находясь в “без образном движении”, оно преобразуется в “прекрасные вещи”, “пересекаясь” с “вечно тождественным” - во “времени” и “пространстве”.
Эта модель возникновения и бытия “мира” довольно проста и понятна, однако многие принципиальные моменты в её “функционировании” приняты априори или даны в аллегории. Так, например, “вечно тождественное и прекрасное” расположено в некой неопределённой области (чего?), кроме того, его отношения с “иным” прописаны недостаточно чётко (Как “иное” уподобляется “образу”? Если “само”, то почему? Если требуется некая “сила”, то какая? И т. д.).
Тем не менее, нельзя не восхититься умом и талантом Платона - живя в “донаучный” период, он в своих трудах основывался лишь на аналогиях, мифах и логических умозаключениях. Методологический же потенциал “Учения об идеях”, в частности, многих тезисов Платона о “бытии идей” и “возникновении вещей” “скрывался” от научного внимания почти до конца XIX в. и стал понятным лишь в XX в. - с появлением и развитием синергетики, науки о “возникновении процессов и вещей”.
Суть учения об идеях Платона состоит в том, что наш мир – лишь подобие другого мира. Подлинная жизнь происходит в подлинном мире идей, в «эйдосе» (др.гр. – «образ»). Это пониятие что-то совершенно другое по природе, не иммеющее никакого отношения к реальности. Путешествие сознания позволяет устанавливать некоторую общность между мирами. Эйдос сам по себе не может существовать так же как мир реальности на может состоять без идей.
750 руб.
Список литературы
1. Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 2005.
2. Дробышевский С.А. Классические теоретические представления о государстве, праве и политике. - Красноярск, 2003.
3. История политических и правовых учений. / Под. ред. В.С. Нерсесянца. - М.:НОРМА, 2004.
4. История политических и правовых учений. / Под. ред. О.Э. Лейста. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2005.
5. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. - М.: Наука, 2004. 6. Платон. Сочинения. - М.: Мысль, 1971. - Т. 3. - Ч. 1.
7. Платон. Сочинения. - М.: Мысль, 1971. - Т. 3. - Ч. 2.
8. Радугин А.А. Философия: Курс лекций.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Центр, 1997.
9. Хрестоматия по философии. // Под ред. Гасилина В.Н.- Саратов: СВШ МВД РФ, 1996.
10. Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики: учебное пособие. - Краснодар, 1994. - Ч. II.
750 руб.