Введение
Содержание
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Как показывает международная практика, индустрия туризма способна быстро развиваться не только в центральных и южных регионах Европы, но и на севере континента (Финляндия, Швеция), в природно-климатических условиях, схожих с условиями Северо-западного Федерального округа (СЗФО)
В настоящее время СЗФО имеет достаточно большой туристско-рекреационный потенциал (благоприятные и разнообразные природно-ландшафтные условия, уникальные водные ресурсы и наличие значительного количества всемирно известных объектов культурного наследия), который при правильном использовании может обеспечить быстрое развитие отрасли туризма. Северо-Западный регион России занимает лидирующие положения в стране по динамике развития туристской индустрии. По данным Северо-Западного регионального управления Федеральной пограничной Службы, в 2006 году Северо-Западный регион посетило более 3.5 млн. иностранных гостей из 177 стран.
Туризм становится для Северо-Западного региона реальным приоритетом. Для того чтобы туризм стал одной из ведущих бюджетообразующих отраслей региона, количество приезжающих на Северо-Запад туристов должно возрасти как минимум до 7-10 млн. человек в год. Этот прогноз может рассматриваться как реальная задача последующих 10-ти лет.
Псковская область расположена на северо-западе Российской Федерации. Территория области 55,3 тысяч кв. км., включая 2 100 кв. км. озер. Протяженность области с севера на юг - 380 км, с запада на восток - 260 км. (Приложение 1) Площадь Псковской области больше чем территория Дании, Нидерландов, Швейцарии или Эстонии. Область административно разделена на 24 района, из них 9 - приграничных. Область имеет два относительно больших экономических центра: город Псков в центральной части региона и город Великие Луки на юге. Псковская область насчитывает около 841 тыс. чел., соответственно 15.3 чел. на 1 кв.км. Крупнейшими городами являются Псков с населением приблизительно 200 тыс. чел., Великие Луки с населением 115 тыс. чел. и Остров с населением 26 тыс. чел.
Главной особенностью экономического и географического положения Псковской области является ее приграничное расположение. Псковская область имеет:
• внутренние границы с Новгородской, Ленинградской, Тверской и Смоленской областями Российской Федерации;
• внешние границы с Белоруссией (протяженность границы 352 км), Эстонией (249 км) и Латвией (270 км). Областной центр - город Псков расположен примерно в одинаковой близости от С.-Петербурга (280 км), Таллинна (360 км), Риги (280 км) и от Москвы (740 км).
На российско-эстонской и российско-латвийской границе обустроены 12 международных пунктов пропуска, в т.ч. автомобильных-7, железнодорожных-3, воздушный-1 , морской (озерный)-1. По ходатайству Администрации Псковской области в городе Пскове открыты и действуют: Представительство МИД РФ в г. Пскове, Консульство Латвийской Республики; Канцелярия генерального консульства Эстонской Республики в г. С.-Петербурге.
Актуальность исследования. Псковская область служит звеном, соединяющим огромный потенциал туристских возможностей Северо-Запада и Центральной части РФ. Область пересекают автомобильные и железные дороги, соединяющие Москву с Ригой и Таллинном, С.-Петербург с Ригой и Киевом. Аэропорт г.Пскова имеет международный статус.
Цель данной работы заключается в представлении современной картины развития туризма в Пскове и области, а также обоснование перспектив этой отрасли в регионе, повышения привлекательности региона на рынке туристических услуг с помощью подробной характеристики его ресурсной базы, как по отдельным компонентам, так и в комплексе. В соответствии с поставленной целью в настоящей работе решаются следующие задачи:
1. Анализ культурно-исторических и природно-климатических ресурсов
2. Исследования основных видов туризма Псковского региона
3. Рассмотрение перспектив туристских предложений Псковского региона
4. Исследование современного состояния гостиничной, санаторно-курортной и транспортной инфраструктуры Псковской области
5. Изучить деятельность основных туроператоров и турагентов псковской области
6. Охарактеризовать и проанализировать предприятия питания в Псковском регионе.
1,200 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................2
1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И
ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ......................................................................................4
2. ОБЪЕКТЫ ТУРИЗМА,
ИМЕЮЩИЕ ВСЕРОССИЙСКУЮ ЗНАЧИМОСТЬ........................................8
3. ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
ТУРИЗМА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
ВИДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТУРИСТСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ......................11
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТСКОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ..............................................13
4.1 АНАЛИЗ КОЛЛЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ..........................13
4.2. ТРАНСПОРТ........................................................................................................16
4.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ ПИТАНИЯ.....................................20
4.4 . ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ И ОСНОВНЫЕ ТУРОПЕРАТОРЫ.................25
5. АВТОРСКИЙ ТУР ..................................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................................33
ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................34-42
1,200 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие туризма в России, и Псковской области в частности, находится лишь на начальном этапе. По сравнению с другими странами активность российских граждан остается на низком уровне. Если в Германии, например, ежегодно свыше 75% жителей страны отправляются в путешествия, то в Псковской области, по данным статистического наблюдения за деятельностью коллективных средств размещения (гостиниц, мотелей, домов отдыха, турбаз, санаториев и т.д.), в 2006 году этот показатель составил всего 27,4%. При этом прибыли по путевке, приобретенной через турфирму, только 28,3% из размещенных граждан России.
Отмеченные предпочтения в туристском спросе свидетельствуют о низкой конкурентоспособности реального сектора КСР. А между тем, КСР занимают центральное место в туристской индустрии. Достаточно сказать, что в себестоимости турпродукта, измеряемой затратами турфирм при организации турпоездок (по данным Псковоблкомстата за 2006 год), на долю затрат по приобретению услуг сторонних организаций по размещению и проживанию приходится более трети (41,8%), далее следуют услуги по транспортному обслуживанию – 17,5%, по питанию – 27,7%,. Остальное приходится на услуги по экскурсионному (7,4%), визовому (2,4%), медицинскому обслуживанию (0,1%), услуги культурно-просветительского и культурно-развлекательного характера (0,5%) и т.д.
Можно сделать вывод, что благодаря природным ресурсам и достопримечательностям Псковская область отличается большим разнообразием и качеством туристских ресурсов. В этом отношении она превосходит другие области на северо-западе России.
Культурно-исторические ресурсы.
Псковщина связана с именем поэта А. С. Пушкина (могила в Святогорском монастыре), композитора М. П. Мусоргского. В начале 20 в. здесь побывали живописец И. Э. Грабарь, архитекторы В. А. Щуко и А. В. Щусев, художник Н. К. Рерих. Музеи-заповедники: усадьбы М. П. Мусоргского (родился в селе Карево) в городе Наумов, Н. А. Римского-Корсакова в Любенске и Вечаше (филиал Псковского государственного музея). В селе Полибино Великолукского района — усадьба математика С. В. Ковалевской.
Культурный туризм для нашего региона может стать генеральной линией развития, в том числе и экономики. Именно сейчас надо заняться главным выработкой стратегии и политики в отношении туризма на Псковщине. Культурно-познавательные туры являются самым популярным и массовым видом иностранного туризма в Псковской области. Основная цель таких путешествий — ознакомление с туристскими достопримечательностями (памятниками истории, архитектуры, искусства; природными и этническими особенностями; современной жизнью народа и т. п.). К таким турам относятся поездки и по так называемым специализированным или тематическим программам, включающим также посещение специальных объектов (промышленных и сельскохозяйственных предприятий, социально-бытовых и культурно-просветительных учреждений), в соответствии с профессиональными или любительскими интересами участников группы. Экскурсионно-познавательные поездки с экономической точки зрения высокодоходные, поскольку содержат большой набор услуг и более продолжительны по времени по сравнению с некоторыми другими видами туризма.
Развитие познавательного туризма в Псковской области должно рассматриваться не только в аспекте богатства культурно-исторического наследия региона, но и в обеспечении сохранности исторических объектов, поддержании их работоспособности.
Природно-климатические ресурсы. В целом природные условия Псковской области могут быть охарактеризованы как благоприятные для жизни населения и туризма. Климатические условия являются характерными для средней полосы. Почвы пригодны для возделывания зерновых культур. Общая лесопокрытая площадь составляет 80% всей территории, что благоприятно влияет на экологическую обстановку в области. Экологическая ситуация проблематична преимущественно вокруг промышленного узла, что обусловлено комплексным нарушением порядка использования земель, загрязнением вод и атмосферы. Но в целом Псковская область обладает благоприятными предпосылками для дальнейшего развития и использования природных ресурсов региона в туризме.
Полученные результаты позволяют определить состояние, в котором находится туристско-рекреационный комплекс Псковской области, выявить наиболее важные проблемы, препятствующие его эффективному функционированию и наметить пути решения этих проблем.
В целом состояние комплекса можно охарактеризовать как переходное, когда на процесс его функционирования оказывают влияние последствия прежних подходов и нерыночных методов управления, которые пока не утратили своего значения, а также действия новых, рыночных факторов.
Исследования выявили положительную динамику по ряду направлений функционирования комплекса, в том числе по уровню удовлетворенности качеством услуг на отдельных объектах. В то же время исследования выявили недостаточное соответствие предложений по товарам и услугам существующему спросу, что является стимулом и предпосылкой для ускорения развития. Все предложения, поступившие в ходе исследований, проанализированы и суммированы в рекомендациях.
1,200 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гроздилов Г.П. Раскопки древнего Пскова. Л., 1962, АСГЭ,4.
2. Дурович А.П., Копанёв А.С. Маркетинг в туризме: Учебное пособие/Под общей ред. З.М. Горбылёвой. – Мн.: «Экономпресс», - 1998 – 400с.
3. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 368с.
4. Кадастр. Достопримечательные природные и историко-культурные объекты Псковской области. Псков. 1997.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга. - СПб.: Изд-во «Прогресс», 1994.-78с.
6. Панов Н.И., Чибинев А.М. Проблемы в развитии туристского потенциала: Методология, экономика, инвестиции/ Отв.ред. Т.И. Власова. – СПБ.: Изд – во С.-Петерб. ун – та , 2004. – 128 с.
7. Туристский путеводитель «Псковская область» изд. 3- перераб. – Изд. «Вокруг света»,2004 г.
8. Официальный сайт Администрации Псковской области: www.pskov.ru
9. Сайт комитета по культуре Псковской области: www.komcult. pskov.ru
10. Псковский областной Информационно – Ресурсный Центр: www.irk.pskov.ru
11. История, археология, архитектура и монументальное искусство Псковского края: www.opskove.ru
12. Культура Псковской земли: www.culture.pskov.ru
13. Псковское информационное агентство: www.informpskov.ru
14. Туристский сайт Псковской области, статистическая информация: www.tourism.pskov.ru
15. Статистические данные: www.pskov.elink.ru
1,200 руб.