Актуальность. Проблема свободы является традиционной и вместе с тем всегда актуальной проблемой социальной философии, поскольку ее решение имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Дело в том, что человек в своей жизнедеятельности нуждается в определенной свободе, чтобы проявлять свои сущностные силы в единстве физических и духовных потенций.
В современную эпоху, когда человечество переживает глубокий кризис снова исключительно актуальным становится анализ свободы в социальной философии. Демократия, гуманизм, свобода не могут быть претворены в жизнь, если они не будут опираться на каждого отдельного человека. Данный процесс пойдет тем плодотворнее, чем активнее в нем будет участвовать каждый человек. Сегодня на авансцену все более выдвигаются права и свободы человека, способного создавать материальные и духовные ценности, обогащать свой субъективный мир новыми достижениями цивилизации.
Проблемами справедливости занимались учёные со времён античности. Практически все античные философы рассматривали понятие справедливости и справедливости и свободы.
Вопросы справедливости и свободы в современной социальной философии Франции, в частности, в творчестве Ж.-П.Сартра и А. Камю анализировались в отечественной и зарубежной философской литературе. В работах отечественных философов Андреева Л. Г., Великовского С. И., Долгова К.М., Давыдова Ю.Н., Кисселя М.А., Кузнецова В.Н., Кузьминой Т.А., Сахаровой Т.А., Стрельцовой Г.Я., Тузовой Г.М., Чалина М.Л. были проанализированы те или иные аспекты проблемы соотношения свободы и выбора, свободы и детерминизма, свободы и ответственности и др.. В них показывается, что Ж.-П. Сартр и А. Камю проблемы человеческой свободы рассматривают через призму экзистенции человека, через его внутренние переживания, через его самодетерминацию и через осознание своей ответственности.
Цель данного реферата – рассмотреть понятие справедливости, а также справедливость и свободу человека.
Для реализации поставленной цели необходимо реализовать следующие конкретные задачи:
- рассмотреть понятие справедливости;
- охарактеризовать справедливость и свободу человека.
1,200 руб.
Введение 300
1. Понятие справедливости 5
2. Справедливость и свобода человека 13
Заключение 22
Список литературы 24
1,200 руб.
Справедливость - образование многомерное, в ней много различных уровней, слоев, граней. И все они в общем-то важны - одни больше, другие меньше - для составления целостной картины этого феномена. В нашей, отечественной литературе комплексный характер справедливости получил достаточно полное освещение. Однако оно непропорционально смещено в сторону этического и социально-политического подходов. Собственно же философские - онтологические, антропологические - измерения справедливости почти всегда оставались и поныне остаются в тени, на втором, если не на третьем плане. Видимо, здесь сказывается то, что Н.А. Бердяев называл традиционной русской неприязнью к метафизическим истинам, самостоятельным умозрительным интересам, чистой, отвлеченно академической философии. В русской культуре, в т.ч. и советской, действительно просматривается неуважение к "святыне знания", т.е. к знанию как началу, возвышающемуся над общественной злобой дня, социальной и моральной целесообразностью.
Метафизический, собственно философский подход к проблеме справедливости и свободы крайне важен. Он позволяет высветить не только "темные углы", скрытые параметры частных, прикладных (экономических, политических и др.) аспектов этой проблемы, но и, что главное, ее исходные принципы, конечные причины, предельные основания. "Любая мысль, - как убедительно показал А. Камю, - оправдана предельной осознанностью". Метафизика справедливости и свободы имеет дело с ее сущностными глубинами, присутствием целого, ориентацией на целостность в каждой из ее частей или элементов.
Против требования справедливости и свободы мало кто отваживается выступать - оно имеет многовековую традицию. Вместе с тем хорошо известно, что попытки последовательно осуществить идеал справедливости неожиданным образом приводят к всеобщей уравниловке. Но даже вне этих крайностей ясно, что идеалы справедливости и свободы трудно согласовать друг с другом.
1,200 руб.
1. Берлин И. История свободы. Россия. М., 2001
2. Гусейнов А.А., Ирлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987
3. Кашников Б.Н. Концепция общей справедливости Аристотеля: опыт реконструкции//Этическая мысль: Ежегодник. Вып. 2. М., 2001. С. 97
4. Кандалинцева Л.Е. Проблема свободы во французском экзистенциализме. Тезисы научно-теоретической конференции ВСХИЗО. М., 1997
5. Кандалинцева Л. Е. Свобода как путь к моральным ценностям. Тезисы научно-теоретической конференции РГАЗУ. М., 2000 г.
6. Кругов М.Б. ФилософиЯ свободы и справедливости. Идеология информационного общества. – М.: GALAPUBLISHERS, 2003. – 240 с.
7. Ненашев М.И. Проблема свободы в русской философии XIX века (П.Я. Чаадаев, В.С. Соловьев, Ф.М. Достоевский). М., 2000.
8. Нерсесянц В.С. Право - математика свободы. М., 1996
9. Нерсесянц В.С. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости//Социологические исследования. 2001. № 10
10. Прокофьев А. В. Фундаментальное этическое равенство и проблемы социальной этики // Общественные науки и современность. 2002. № 2. С. 67-78.
11. Юм Д. Исследование о принципах морали // Юм Д. Соч. В 2 т. Т. 2. М . 1996. С. 189-198
1,200 руб.