Инвестиционный процесс в экономике играет очень важную роль, как в текущий, так и в перспективный период. От хода его развития зависят практически все стороны хозяйствования. Инвестиционный процесс представляет собой совокупность действий различных участников инвестиционной деятельности, нацеленных на решение задач развития производственного потенциала страны, ее отраслей, регионов, отдельных предприятий, а также на развитие социально- культурной сферы, природоохранных объектов и объектов оборонного назначения, обеспечивающих экологическую и военную безопасность.
При ослаблении роли инвестиционного процесса возникает деформация в экономике, ее стагнация, а в последующем (при действительном застое в инвестиционном процессе) могут развиваться процессы разрушения экономики, и прежде всего ее главной составляющей - производственного и экономического потенциала. Влияние инвестиционного процесса на состояние экономики огромно. От его активности зависит масштаб внедрения в производство новейших достижений науки и техники, т. е. обеспечивается высокий темп научно-технического прогресса, а на этой основе повышается производительность труда как в масштабе экономики, ее отраслей, регионов, так и в масштабе отдельных предприятий .
Актуальность исследований привлечения иностранных инвестиций в регионы определяется также и тем, что, с одной стороны, товаропроизводители в условиях дефицита ресурсного потенциала остро нуждаются в инвестициях, а с другой стороны, они не способны их эффективно использовать в условиях несовершенства экономического механизма управления инвестиционной деятельностью. Изменения внешних и внутренних условий хозяйствования, а также экономических, правовых, социальных, инвестиционных и других условий функционирования всей кредитно-финансовой системы России привели к необходимости всесторонних исследований развития эффективного механизма управления инвестициями. Создание эффективной модели привлечения иностранного инвестирования в регионы является важным фактором и определяющим условием эффективного использования инвестиционных ресурсов в структурной экономике, что обеспечит устойчивое развитие отраслей экономики и выявит резервы роста прибыльности как страны в целом, так и отдельных регионов.
Степень изученности проблемы. Вопросы, связанные с анализом региональных иностранных инвестиций постоянно занимают умы ученых-экономистов.
Значительный вклад в изучение этих проблем внесли работы таких отечественных исследователей, как Игошин Н.В., Кондратенко Е., Корсинский П.К., Логинов Е.А., Моисеев. Е.Г., Потапоава Л. , Серегин В.П., Уринсон Я., Фишер П., Филатов В.А., Хмыз О. В., Ясин Е.Г., Яськова Н. Ю. а также зарубежных авторов С. Брю, Э. Долана, Дж. Кейнса, Э. Класса, Д.С. Линдсея, К. Макконелла, П. Массе, Д. Стоуна и К. Хитчинга.
Цель дипломной работы – рассмотреть понятие иностранных инвестиций и пути их привлечения.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие конкретные задачи:
- определить понятие иностранных инвестиций
- охарактеризовать региональное распределение иностранных инвестиций 2003-2005 гг.;
- выявить причины неравномерного распределения иностранных инвестиций по регионам;
- изучить влияние отраслевого и природного факторов на распределение иностранных инвестиций по регионам России;
- определить роль государства в увеличении объема иностранных инвестиций;
- рассмотреть инфраструктурный аспект улучшения инвестиционного климата в регионах.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Динамика инвестирования в Россию 5
1.1. Понятие иностранных инвестиций. Объём и структура иностранных инвестиций 5
1.2. Иностранные инвесторы на российских рынках 14
1.3. Региональное распределение иностранных инвестиций 2003-2005 гг. 18
Глава 2. Проблемы географического распределения прямых иностранных инвестиций в России. 34
2.1. Неравномерное распределение иностранных инвестиций по регионам. 34
2.2. Влияние отраслевого и природного факторов на распределение иностранных инвестиций по регионам России. 44
Глава 3. Политика государства в сфере привлечения иностранных инвестиций. 48
3.1. Механизм реализации инвестиционной политики РФ в сфере иностранных инвестиций 48
3.2. Роль государства в увеличении объема иностранных инвестиций. 57
Заключение 63
Литература 66
3,000 руб.
Подводя общий итог проделанной работе, нужно отметить, что рассмотрение регионального аспекта иностранных инвестиций в России представляет собой обширное поле экономического исследования, которое не может быть исчерпано в рамках настоящей диссертации. Анализ наиболее существенных черт процесса иностранных инвестиций в РФ даёт основания для следующих выводов.
1. Развитие рыночных экономических отношений в России вызывает необходимость постоянного корректирования государственного регулирования инвестиционных процессов. Необходимо заметить, что эффективное регулирование возможно лишь при рассмотрении проблемы инвестиций с различных точек зрения. С одной стороны, следует рассматривать инвестиции с позиций процесса, объекта, структуры. С другой стороны, процесс инвестирования – система отношений по формированию и реализации спроса и предложения на инвестиционный ресурс, причем государственная инвестиционная политика является основным инструментом их стимулирования.
2. Задачей российских органов власти в стимулировании инвестиционной деятельности в отношении иностранных инвесторов является совершенствование поддержки через систему государственных гарантий при предоставлении источников финансирования, а также стимулирование хозяйственной деятельности и расширение возможностей инвестиционного финансирования. В отношении иностранных инициаторов инвестиционных проектов приоритетной задачей является обеспечение соответствия инвестиционного проектирования стандартам, обеспечение открытости, масштабности, конкурентоспособности иностранной инвестиционной деятельности.
3. В инвестиционной сфере России назрела необходимость фундаментальных реформ, включая изменения в их структуре, активизации этих процессов на уровне государства, регионе, местного управления. Текущие коррективы, вносимые правительством РФ в свою инвестиционную политику, очевидно, недостаточны и неэффективны во многих отношениях. В частности, нужны новые правила в финансово-экономической деятельности, отнесенной к местному самоуправлению российских регионов, что способствовало бы регулируемому направлению инвестиционных потоков между развивающимися и депрессивными районами.
4. Важнейшей задачей активизации инвестиционной деятельности является поддержание социальных программ и выравнивание за счет бюджетного инвестирования уровня жизни населения. Анализ структуры источников финансирования инвестиций в России в основной капитал позволяет сделать следующие вывод о том, что доля иностранных инвестиций в Российской экономике не достаточна для нормального и эффективного экономического роста.
5. Одной из ключевых задач политики региона по привлечению инвестиционных ресурсов является доведение совокупности хозяйствующих субъектов региона до “рыночного вида” посредством создания соответствующей инфраструктуры: трастовые компании, лизинговые механизмы, финансовые, страховые компании и т.п.
6. Инвестиционная привлекательность для иностранных инвесторов характеризуется следующими показателями: ресурсно-сырьевой, производственный потенциал, покупательная способность населения, экономико-географическое положение и инфраструктурная обустроенность, образовательный уровень населения, степень развития ведущих институтов рыночной экономики, уровень внедрения достижений НТП, экологическая обстановка, уровень преступности и его динамика, существующее региональное законодательство, поощряющее иностранные инвестиции, возможности гарантии и залогов. Привлечение прямых иностранных инвестиций, предполагающих непосредственное участие в управлении предприятиями иностранцев, связано с решением вопросов изменения правил взаимодействия экономических субъектов. Основными условиями привлечения инвестиционных ресурсов в любой их форме являются наличие сбытовой системы, взаимодействие с предприятиями партнерами; определенность объемов и форм оплаты поставленного сырья.
7. Базовые мероприятия по созданию благоприятного инвестиционного климата должны осуществляться в рамках комплекса мероприятий государственной экономической политики, направленного на стабилизацию экономического положения в стране и созданию общеэкономических и политических предпосылок для развития инвестиционного процесса и возобновления устойчивого экономического роста.
10. Политика России в области привлечения ПИИ должна базироваться на ряде принятых в мире базовых принципов. В настоящее время эти принципы Россией не соблюдаются, а некоторые даже и не провозглашаются, хотя бы в качестве стратегических целей. Стратегической целью политики в сфере привлечения ПИИ должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока ПИИ в экономику России. Для этого необходима длительная подготовительная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, направленная на его адаптацию к требованиям интенсификации инвестиционного процесса. Существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Необходимость привлечения капиталовложений из-за рубежа вынуждает создавать определенную систему льгот и гарантий, устанавливаемых как в законодательном порядке, так и в рамках специальных соглашений правительства с конкретными компаниями-инвесторами.
3,000 руб.
1. Федеральный закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
2. Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999г. №39-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.01.2000г. №22-ФЗ).
3. Аналитический обзор Министерства экономического развития и торговли РФ «Социально–экономическое развитие регионов Российской Федерации в 1-м полугодии 2004 года»
4. Аналитический обзор Министерства экономического развития и торговли РФ «Социально–экономическое развитие регионов Российской Федерации во 2-м полугодии 2005 года»
5. Бард В.С. Инвестиционные проблемы российской экономики. – М.: Экзамен, 2005.
6. Бард В. С. Финансово-экономический комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. – М: Финансы и статистика, 2004.
7. Белоусов Р. Экономический потенциал России. // Экономист, 2003, № 11.
8. Валируллин Х.Х., Шакирова Э. Р. Иностранные инвестиции в регионы России и Китая.// Проблемы прогнозирования. 2004., № 5. с. 103.
9. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции и смешанные предприятия в странах Африки. М, 1975. С. 32.
10. Герчикова И. Н Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: Учеб. пособие. - М., 2000, С. 475, 539
11. Гумерова Г., Шаймиева Э. Сравнение форм и путей привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы России и Китая.// Инвестиции в России.2005, № 7 (126), с. 22-27.
12. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и за рубежом. - М., 2003.
13. Дятлов С.А. Инвестиционная концепция развития России: Пре-принт. – СПб, 2004.
14. Егизарян Э. Золотое дно для инвестора – это инвестиции в российское микроэлектронное приборостроение. // Инвестиции в России. 2002., № 8, с. 45-46.
15. Елисеев И. Энергетика и иностранные инвестиции. // Инвестиции в России. 2002., № 8, с. 47.
16. Зименков Р. Опыт США в создании и функционировании свободных экономических зон.// Инвестиции в России, 2005, № 8 (127), с. 5
17. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции. М.: «Зерцало». 2004.
18. Жуков Л. Кто восполнит инвестиционный дефицит в России.// Инвестиции в России. № 7, 2005
19. Игошин Н.В. Инвестиции. –М.: Юнити-Дана, 2004.
20. Идрисов А. Какие инвесторы нам нужны? // Инвестиционные возможности России. №3 2004г.
21. Инвестиции: деньги, но не только // Сборник тезисов конференции «Конкурентоспособность территорий и предприятий -стратегия экономического развития страны», 23 апреля 2004
22. Иностранные инвестиции в России: тенденции и перспективы/ Отв. ред. Астапович. - М.: Агентство «Инфомарт», Известия, 2004.
23. Иностранные инвестиции и совместные предприятия // ЭКО. 1997. № 3.
24. Иностранные инвестиции в России и российские инвестиции за рубежом – статистика Госкомстата 24 февраля 2004
25. Караогланов А.С. Совершенствование государственного регулирования иностранных инвестиций в переходной экономике России // Ломоносовские чтения 2002 г. Аспиранты. Том №2.
26. Карпова О. Сомнительная репутация // Деловой климат, № 39, 5 марта 2005
27. Кизилова Н.М. Теоретические основы исследования иностранных инвестиций. – Самара, 2004.
28. Линник Л. Регулирование иностранных инвестиций в России.// Вопросы экономики. 2003. № 2., с. 145-148.
29. Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень.- 2003.- № 4.
30. Мамзин Ф.Р. Иностранцы как субъекты инвестиционной деятельности.// Юридический аналитический журнал. 2002. №1 (2).
31. Мельникова Н. Иностранные инвестиции в экономике России.// Экономист. 2003. № 4, с. 39-44.
32. Обзоры инвестиционной политики: Российская Федерация / ОЭСР, 2004
33. Об инвестиционном климате в России // Волга-Бизнес. 25 июля 2005г.
34. О некоторых проблемах инвестиционных процессов в России", Финансы, № 10, 2003 г
35. Огарков С. Совершенствовать инвестиционное законодательство.// Инвестиции в России., 2005, № 8, с. 47-48.
36. Орешкин В. Иностранные инвестиции в России как фактор экономического развития: реалии, проблемы, перспективы.// Инвестиции в России, 2002, № 9 (92), с. 12-19.
37. Основной приток прямых инвестиций в РФ следует ожидать в 2006-2007 // Политика. 6 апреля 2005г.
38. Пискулов М. Прямые иностранные инвестиции как фактор конкурентноспособности и интересы России.// Инвестиции в России. 2002. № 10 (93), с. 16-20.
39. Потапоава Л. ФПГ – продуктивный инвестиционный процесс // Инвестиции в России, № 5, 2002
40. Проблемы современной экономики. – М.: Диалог – МГУ, 1997.
41. Прямые иностранные инвестиции в России // Рынок ценных бумаг. №4 (187), 2001, с. 38.
42. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России: состояние и развитие процесса. М., «Финансы», 2004, №12.
43. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России. М., «Аудитор», 2004, №1.
44. Резниченко В.С., Кинцлер Ю.Э., Мизюн В.А. Проблемы и механизмы привлечения инвестиций на российские проекты// «Экономика строительства», №9. - М.: 2002 г
45. Россия как объект инвестиций / Консультативный совет по иностранным инвестициям. 2005. Март, с. 43
46. Россия: стратегия инвестирования в кризисный период. Инвестиционный климат России М.: ПАИМС, 2001
47. Сафронов Б., Мельников Б., Кудрявцева И., Марковская В., Лиходий В., Лосева О. Инвестиционный рынок: конъюнктура 2004 г. // Инвестиции в России. 2005, № 6, с. 21-27.
48. Серегин В.П. Иностранные инвестиции в России: правовое регулирование. М.: 2004.
49. Старостина Г., Валь А. Механизмы интеграции финансово-промышленных объединений для решения инвестиционных задач.// Инвестиции в России. 2002. № 10 (93), с.
50. Сухарев О. Инвестиции и теневая экономика: проблема капиталообразования в легальном и нелегальном секторах промышленности. // Инвестиции в России. 2002., № 8 (91), с. 28-35.
51. Тихонова В. С точки зрения эффективности прямых иностранных инвестиций.// Инвестиции в России.№6, 2005.
52. Уринсон Я. “О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1, 2003 г.
3,000 руб.