Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы несомненна, так как в истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада, уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру - право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью. И хотя ислам исторически близок многим европейским культурным традициям, сравнительный анализ этих различий, не очевидных на первый взгляд, показывает наибольшую удаленность ислама от европейского стандарта и его определенное сходство с китайскими религиозно-доктринальными нормами. Поэтому необходимо выяснить природу ислама, его направления.
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании вопроса о влиянии ислама на культуру и искусство.
В соответствии с поставленной целью гипотеза исследования заключается в том, что процесс изучения культуры и искусства будет более эффективным, если изучить вопрос о влиянии ислама на культуру и искусство.
Поставленная цель работы и выдвинутая нами гипотеза потребовали решения следующих конкретных задач:
- рассмотреть генезис и природу ислама;
- изучить вопрос об исламской теософии;
- рассмотреть влияние ислама на культуру других стран.
Объектом исследования в данной работе является ислам.
Предмет исследования – влияние ислама на культуру и искусство.
Теоретическое значение – данная работа вносит вклад в разработку теоретических аспектов изучения ислама, а также его влияния на культуру и искусство.
Практическая ценность состоит в том, что конкретный теоретический и практический материал может быть использован для лекций по литературе, МХК, искусству, архитектуре, религии и др. дисциплинам.
Для решения вышеперечисленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение и анализ литературы по рассматриваемой проблеме;
- наблюдение и обобщение накопленного за годы передового опыта по рассматриваемой нами проблеме.
1,200 руб.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..2
Глава I. Общая характеристика ислама……………………………….….4
1.1. Генезис и природа ислама……………………………………………....4
1.2. Исламская теософия……………………………………………………..7
Глава II. Влияние ислама на культуру и искусство……………………..9
2.1. Ислам: универсальная культура……………………………………....9
2.2. Влияние ислама на культуру и искусство других стран…………..12
2.3. Исламская литература…………………………………………………21
2.4. Ислам и западная культура…………………………………………...26
Заключение…………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………....30
1,200 руб.
Заключение
На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что ислам - одна из наиболее распространённых религий мира. Субъектом культа в исламе является индивид. Собственно религиозная структура ислама состоит из двух частей: Иман — вера (в истинность И.) и Дин (религиозная практика — совокупность религиозных обрядов, религиозной морали, традиций и т. д.).
Суфии сыграли значительную роль в процессе распространения ислама в мире, что говорит об их заслугах и перед религией. Суфии сыграли также заметную роль в распространении среди мусульман свободомыслия, чувства всеобщего братства и терпимости.
В течение XII и XIII вв. влияние исламской философии в западной культуре преобладало до такой степени, что вызвало вынужденную ответную реакцию. Проявлением этой обратной реакции стало то, что принято называть Ренессансом: стремление к эллинизму было вызвано желанием дистанцироваться от исламского влияния.
Влияние исламской науки и культуры на развитие математики, химии, медицины и философии в Европе представляется до определенной степени естественным.
Мусульманский архитектор старался найти в мечети подходящее место для увиденных им прекрасных явлений, которые, на его взгляд, свидетельствовали о величии и всемогуществе Создателя. В декоре колонн он использовал узоры вавилонских храмов, минарет и михраб заимствовал у церкви, а террасу и свод — у дворцов сасанидских шахиншахов.
В эпоху правления халифов мечеть в жизни мусульман имела гораздо большее значение, нежели в наши дни, ибо она была для них не только местом для молитвы.
Эволюция, присущая исламскому халифату и жизни различных мусульманских народов, бесспорно, нашла свое отражение в архитектуре мечетей. Определенное влияние на эволюцию исламской архитектуры, конечно, оказали и местные традиции.
Различные проявления культуры и искусства мусульман в течение многих веков так отразились в зданиях мечетей, таким образом, что сегодня наблюдательный и объективный историк может путем изучения мечети составить четкое представление о культуре и цивилизации различных мусульманских народов земного шара.
Кроме мечетей сохранились и многие другие архитектурные памятники, свидетельствующие о величии и расцвете исламской культуры. Искусство ислама, так же как и его культура в целом, отличалась разнообразием как материально, так и технически. Каллиграфия стала формой декорации в архитектуре и керамике.
Мусульманские знатоки музыки проделали большую работу по изобретению новых музыкальных инструментов и использованию знаков для записи мелодий (ноты). В европейских языках до сих пор есть заимствованные слова, свидетельствующие о влиянии на них музыки исламского периода.
Значение исламского наследия не ограничивается рамками науки и искусства, философии и мистицизма. Исламская литература питалась из того же источника жизненного многообразия и оптимизма, который прославил исламскую философию. Естественно, эта богатая и разнообразная литература оказала необходимое воздействие и влияние на соседние народы.
Запад в долгу перед исламской культурой больше, чем он сам это признает. Но следует признать и то, что Запад в течение последних полутора столетий компенсировал исламской культуре большую часть этого долга. Впрочем, исламская культура и поныне сохранила свои жизненные источники. И сейчас на Западе немало прозорливых людей, которые искренно желают по мере возможности найти новые источники вдохновения в исламе и Востоке.
1,200 руб.
Список литературы
1. Артамонов С.Д. Литература средних веков. – М.: Просвещение. 2004.
2. Асеев Ю.Э. Архитектура Древнего Киева. – Киев: Будiвельник. 2002.
3. Афанасьев В.К. Искусство Древнего Востока. – М.: Искусство. 2005.
4. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: Высшая школа. 2003.
5. Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. «Темные века», «Средневековье». IV–XIV вв. Т.II. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. С 147–148.
6. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. – Тверь: Ком. информпечати. 2003.
7. Егоров В.В. Золотая орда: мифы и реальность. – М.: Знание. 2000.
8. Ислам. /Автор-сост. А.А. Ханников. Мн.: Книжный Дом, 2006. С. 77–78.
9. Куделин А. Б. Классическая арабоисламская поэзия. М., 1993. С. 26–38, 88–104.
10. Культурология. История мировой культуры. Под ред. А.Н. Марковой. 2-е издание. М.: Культура и спорт. 1995.
11. Ламберг-Карлоски К., Саболов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. – М.:Наука. 1992.
12. Ламберт Д. Доисторический человек. – Л.: Изд-во ЛГУ. 1991.
13. Лебек С. Происхождение франков: V – IX. – М.: Айрис-ПРЕСС. 2003.
14. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М.: Наука. 2004.
15. Лидова Н.Р. Драма и ритуал в древней Индии. – М.: Искусство. 2002.
16. Линдблад Я. Человек – ты, я и первозданный. – М.: Янус-К. 1999.
17. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М.: Наука. 2002.
18. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Наука. 1999.
19. Роузентал Ф. // Арабская средневековая культура и литература. - М.: Наука. 2004. С. 154.
1,200 руб.