Вопрос о конституционных поправках и пересмотре Конституции занимает существенное место в Конституции РФ, как и практически во всех конституциях. Это объясняется ускоряющимся темпом политического, правового, социально-экономического развития государства, борьбой общественных сил вокруг актуальных проблем жизни и деятельности всего народа, необходимостью восполнять пробелы, исправлять недостатки, устранять погрешности, действительно имеющиеся в тексте Конституции, и т.п.
В России ряд политических движений (в основном региональные, на федеральном уровне – политические силы, настроенные на конституционные реформы) заявляют о своем намерении конституционным (или даже неконституционным) образом добиваться принципиального изменения конституционного строя, системы государственных органов, ограничения конституционных положений о статусе и объеме прав человека и гражданина как высшей ценности, усиления роли государства во всех сферах социально-экономической жизни, сужения полномочий Президента РФ или даже ликвидации этого звена в аппарате государственной власти с превращением России в парламентскую республику, изменения социально-экономических предписаний Конституции, ограничения или даже отмены многих положений о праве частной собственности и т.д. Обсуждаются предложения о внесении изменений в федеративное устройство России, т.е. об уменьшении числа субъектов Федерации, в частности путем их укрупнения и даже ликвидации национально-территориальных субъектов Федерации (республик и автономий) и превращении России в унитарное государство, о расширении полномочий федеральных или региональных органов государственной власти и многое др.
Возникла и потребность включить в Конституцию ряд положений, более полно регулирующих организацию гражданского общества, и в целом сделать Конституцию более полной и подробной совокупностью не только принципов, но и более содержательных директив для текущего законодательства (например, предложение об увеличении срока президентских полномочий было направлено на придание большей степени стабильности как конституционного развития государства, так и государственной политики в целом).
Итак, целью настоящей работы является изучение порядка принятия и вступления в силу поправок к конституции Российской Федерации.
Для достижения указанной цели перед работой необходима постановка следующих задач:
1. Изучение такой черты конституции как ее стабильность и гарантий ее обеспечения.
2. Определение значения и роли постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации.
3. Исследования процедуры принятия и вступления в силу конституционных поправок.
4. Изучение практики рассмотрения конституционных поправок.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Стабильность конституции и гарантии ее обеспечения 5
Глава 2. Значение постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации 11
Глава 3. Анализ действующего правового регулирования порядка принятия и вступления в силу конституционных поправок 16
3.1. Внесение предложения о конституционной поправке и ее рассмотрение в палатах Федерального Собрания 16
3.2. Одобрение конституционной поправки законодательными органами субъектов Российской Федерации и ее вступление в силу 20
Глава 4. Практика рассмотрения конституционных поправок в Федеральном Собрании 24
Заключение 28
Список использованных правовых актов и литературы 30
1,200 руб.
Таким образом, по завершении проведенного исследования можно сделать определенные выводы.
Стремление к изменению Конституции порождается недостаточно строгим соблюдением ее предписаний на всех уровнях нормотворчества и правоприменения. Это усиливает потребность в эффективном конституционном контроле за законодательством, который осуществляется Конституционным Судом. Частое нарушение требований Конституции и законов в работе многих государственных органов и их должностных лиц усиливает необходимость полного осуществления конституционного предписания о введении наряду с конституционным, гражданским и уголовным также административного судопроизводства (ч. 2 ст. 118), т.е. судебного контроля за законностью действий исполнительной власти и ее чиновников, который осуществлялся бы независимыми и беспристрастными специализированными административными судами в порядке, определяемом административно-процессуальным законом, без растворения административного судопроизводства в гражданском судопроизводстве.
Наряду с этим существует и необходимость в обеспечении стабильности Конституции, в том, чтобы, насколько возможно, решать возникающие проблемы ее развития с помощью толкования Конституции Конституционным Судом, принятия конституционных федеральных законов, совершенствования всей правоприменительной практики и т.д. Именно поэтому Конституция устанавливает ряд гарантий конституционной стабильности. Одной из них является предусмотренный главой 9 Конституции довольно сложный порядок внесения поправок в Конституцию и тем более ее пересмотра.
За годы действия Конституции Российской Федерации к главам 3-8 Конституции Российской Федерации не было принято ни одной поправки. Несколько проектов конституционных поправок были предметом рассмотрения палат Федерального Собрания, большинство из них затрагивали полномочия федеральных органов государственной власти. Три конституционные поправки (одна из них предусматривала дачу согласие Государственной Думы на утверждение Заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и некоторых других членов Правительства Российской Федерации) приняты Государственной Думой, но отклонены Советом Федерации. Эти поправки принимались до рассмотрения Конституционным Судом дела о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации в форме федеральных конституционных законов. Несколько проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации рассматривались Государственной Думой в последующих годах, но не были ей одобрены.
1,200 руб.
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
2. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" // Российская газета от 10 марта 1998 г.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции РФ // Российская газета от 31 октября 1995 г. N 12-П.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4868.
5. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000.
6. Коркунов Н.М. Русское государственное право: Том II: Часть особенная. 4-е изд. - СПб., 1903.
7. Мушинский В.О. Конституционное право. – М.: Форум, 2005.
8. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) – М.: Спарк, 2004.
9. Новости сайта Владимира Путина, http://www.putin-2004.ru/putin/smi/4034D473?session=07c8caa8d0c036a7536e310c45f26e85.
10. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.
11. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Окунькова Л.А. - М.: Издательство БЕК, 1994 г.
12. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д.Зорькина. . - ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2003 г.
13. Стрекозов В. Г. Конституционные основы организации и осуществления государственной власти // Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992-1996. М., 1997.
14. Хабриева Т.Я. Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость // Журнал российского права, № 11, 2003.
15. Чиркин В.Е. Конституционное право России. – М.: Юристъ, 2003.
1,200 руб.