Введение
Содержание
Заключение
Литература
Невозможно не согласиться, что необходимыми условиями социально-экономических, политических преобразований в российском (да и в любом) обществе, соответствующих общим тенденциям мирового развития, является социальная активность граждан, их высокая правовая культура, новая система ценностей, призванная стать основой современного гражданского общества. Систему ценностей нашего будущего составляют нормы, моральные установки, взгляды, образы сегодняшней молодежи. То, насколько правовым будет наше завтрашнее общество зависит от правовых установок в их сознании.
В настоящей работе представлено исследование по теме «Образ сотрудников правоохранительных органов в правовом сознании старшеклассников». Изучение образов в правовом сознании старших школьников сделало необходимым теоретический обзор социальных и психологических характеристик старшего подросткового возраста; понятия и особенностей правового сознания; рассмотрения понятия правоохранительных органов и профессиональной характеристики деятельности ее отдельных представителей; изучение подходов к категории образа в психологии; влияние субъективности на формирование образов; эмпирическое исследование личностных и профессиональных качеств некоторых представителей правоохранительных органов по мнению «благополучных» и «неблагополучных» старшеклассников.
Много исследований сегодня посвящено проблеме формирования правовой культуры, созданию программ правового образования учащихся старших классов в системе общего образования. В это сфере можно отметить работы Т.В. Кашаниной, Е.С. Корольковой, С.А. Морозовой, Е.А. Певцовой, З.К. Шнекендорф, Н.И. Элиасберг (теоретико-методологические основы правового образования), исследования О.Н. Богатиковой, Р.Н. Галиахметовой, М.В. Кусковой, Т.Н. Ловничей, С.А. Тугутовой, М.В. Царьковой, А.А. Черемисиной, А.А. Шайдурова и др. (аспекты формирования и развития правосознания, правовой культуры молодёжи в различных типах образовательных учреждений).
Однако, практически нет актуальных исследований в сфере уже сложившегося правосознания старшеклассников. Ведь происходящие за последние годы в России социальные изменения (начиная от возвращения дореволюционных названий городов, государственной символики и многопартийной системы, и заканчивая все возрастающим социальным неравенством различных групп населения и затяжным кризисом в области промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, социального обеспечения) не могли не повлиять на правовое сознание населения страны, в том числе и на правовое сознание молодежи.
Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является одним из оснований формирования и становления индивидуальных и социально-групповых картин мира. Образ включен в систему жизненных отношений между человеком и миром.
Проблемой образа в психологии занимались И.М. Сеченов, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам и многие другие.
Понятие «образ человека» не только фиксирует представления о природе человека, но и содержит нормативные элементы, указывая на предназначение, смысл жизни человека, на некие конкретные образцы личности, достойные подражания.
Как известно, для функционирования любой социальной системы необходимы институты, поддерживающие нормативный порядок и закон в обществе. Функции этих правоохранительных институтов напрямую зависят от социально-политической и идеологической ситуации в обществе. В советском обществе в течение десятков лет правоохранительные органы играли роль одного из элементов политической системы социального контроля, обеспечивающего стабильность и легитимность существовавшего режима. Изучение отношения населения страны к институту правоохранительных органов как одного из аспектов правого сознания вызывает постоянный интерес исследователей. Более того, по данным о доверии правоохранительным органам, обеспокоенности населения проблемой беззакония и произвола правоохранительных органов ежемесячно строится Индекс Гражданской Обеспокоенности. Данный индекс позволяет ежемесячно оценивать уровень обеспокоенности населения состоянием дел в области правоохранения в целом [10].
Очевидно, что трансформация российской действительности изменила отношение молодого поколения к праву как к жизненной ценности. Меняются взгляды и оценки правомерного и неправомерного поведения, социальной деятельности в молодежной среде. Как свидетельствуют статистические данные, динамика молодежной преступности имеет тенденции к возрастанию [48, 273-276]. В молодежной среде процветают неуважение к закону, праву, правовой нигилизм.
Поэтому изучение особенностей функционирования правового сознания молодежи на современном этапе необходимо для успешного решения задач правового регулирования жизнедеятельности людей в обществе, утверждения правопорядка, борьбы с преступностью, профилактики правонарушений, исправления и перевоспитания преступников.
При всем при этом, образ правоохранительных органов, определяемый субъективной оценкой старшеклассников, не был предметом специального изучения, что и обусловило актуальность темы исследования: «Образы сотрудников правоохранительных органов в правовом сознании старшеклассников».
При этом, объектом настоящего исследования является правовое сознание старшеклассников, из двух школ: общеобразовательной школы и вечерней школы.
Сравнение этих категорий учащихся возможно по принципу «норма-аномалия», в нашем случае, выявлении причин того, почему и какие именно дети вынуждены быть учениками вечерней школы.
По некоторым данным, из школ ежегодно исключаются около 350-400 чел. из 0,5 млн. учащихся старше 14 лет. Основные причины этого, как правило, плохая успеваемости, совершение противоправных поступков, асоциальное поведение, нарушение устава школы, беременность, серьезные проступки, нахождение под следствием, непосещение школы. Перечисленные здесь причины являются отличительными чертами учащихся вечерней школы по сравнению с их сверстниками из обычных школ.
Предмет исследования – образ сотрудников правоохранительных органов в правовом сознании старшеклассников.
Цель исследования – изучение образов профессии сотрудников правоохранительных органов в правовом сознании благополучных и неблагополучных старшеклассников.
Задачи исследования:
Раскрыть социальные и психологические особенности субъекта-носителя правосознания – учащегося старших классов;
Охарактеризовать особенности правового сознания старшеклассников;
Раскрыть понятие «правоохранительные органы», охарактеризовать деятельность отдельных подразделений;
Исследовать понятие «образ» как самостоятельную психологическую категорию;
Раскрыть понятие субъективость и ее влияние на формирование образов;
Экспериментально исследовать «образ» «сотрудников правоохранительных органов» у старшеклассников с разным уровнем развития правового сознания.
Формулируя гипотезу исследования, автор настоящей работы предположил, что образ профессии сотрудников правоохранительных органов в правовом сознании старшеклассников различается у учащихся старших классов общеобразовательной и вечерней школ вследствие: особенностей социального опыта учащихся; отличия в поведении; разной степени успеваемости; различных факторов семейного воспитания и т.п.
Гипотеза этой работы заключается в предположении того, что образы сотрудников правоохранительных органов в правовом сознании старшеклассников имеют, в основном, негативную оценку и наделяются, преимущественно, следующими характеристиками: доминантность, авторитарность, эгоистичность, враждебность, непримиримость, раздражительность.
Теоретико-методическую базу исследования составили диалектическии, социологический, логический, структурно-функциональный и сравнительный методы познания явлений и процессов социально-политической жизни, а также концептуальные идеи и положения теоретических работ ученых по проблемам правовой культуры, правосознания молодежи, вопросам положения правоохранительных органов в обществе.
Эмпирическую базу работы составили статистические данные исследования образов сотрудников правоохранительных органов у учащихся старших классов общеобразовательной средней школы №1 и вечерней школы №6 (г. Барнаул, Алтайский край).
3,000 руб.
Введение 3
I Глава Психологическая характеристика правового сознания старшеклассников 8
1.1 Общая социальная и психологические характеристики старшего подросткового возраста 8
1.2 Правовое сознание: понятие, структура, виды 24
1.3 Особенности правового сознания старшеклассников 30
II Глава Теоретические аспекты исследования образа сотрудников правоохранительных органов в сознании старшеклассников 35
2.1 Категория образа 35
2.2 Структура профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов 46
2.3 Субъективность образа сотрудников правоохранительных органов у старшеклассников общеобразовательной и вечерней школ 62
III Глава Экспериментальное изучение образа правоохранительных органов в правовом сознании старшеклассников 68
3.1 Описание базы исследования 68
Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах: 68
3.2 Интерпретация результатов 76
3.3. Выводы 94
Заключение 96
Список литературы 100
Приложение 1
Приложение 2
3,000 руб.
В ходе теоретико-эмпирического исследования образов сотрудников правоохранительных органов в правовом сознании старшеклассников были решены следующие задачи:
Описаны социальные и психологические особенности учащихся старших классов;
Охарактеризованы особенности правового сознания старшеклассников;
Раскрыто понятие «правоохранительные органы», охарактеризована деятельность отдельных подразделений;
Проведено теоретическое исследовать понятие «образ» как самостоятельной психологической категории;
Описано понятие субъективости и ее влияние на формирование образов;
Экспериментально исследованы образы некоторых представителей правоохранительных органов» у старшеклассников с разным уровнем развития правового сознания;
Обобщены результаты теоретического и эмпирического исследования.
Теоретический анализ позволил сформулировать основные особенности старших школьников: повышенная тесных эмоциональных контактов, интенсивная социализация, важность оценки «взрослости» подростка окружающим, склонность к мечтанию и фантазированию, создание собственных кодексов и слепое им подчинение, склонность к обсуждению поведения взрослых, причем не в лицеприятной форме.
Старшие школьники как определенная социальная группа является особым субъектом-носителем правосознания и имеет свои особенности, обусловленные возрастными критериями: их правосознание является особой формой общественного сознания и соотносится с ним как часть и целое; фактическим носителем правосознания является отдельный индивид в рамках группового субъекта правоотношений; правосознание молодого человека определяется его общей социальной направленностью, структурой ценностных ориентаций личности, и, в частности, её нравственными установками; ведущим субъектом формирования правосознания молодежи являются институты государства; правовому сознанию старших школьников, как правило, присущи несформированность, фрагментарность правовых знаний; правосознание старшеклассников находится в стадии формирования и подвержено различного рода деформациям.
Категория «образа» является в психологии одной из основных. Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является одним из оснований формирования и становления индивидуальных и социально-групповых картин мира.
В рамках теоретического исследования были рассмотрены образ человека, образ профессии и образ мира. Образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) - необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми».
Важнейшими являются смыслообразующая, мотивирующая, прогностическая, регулирующая и корректирующая функции образа. Эти функции неоднозначно представлены в сознания человека.
Было установлена зависимость субъективности образа сотрудников правоохранительных органов в правовом сознании старшеклассников от восприятия, мышления, личного опыта взаимодействия с правозащитниками выражается в присвоении этим образам скорее некоторых личностных качеств, нежели профессиональных.
В эмпирической части этой работы было необходимо проверить степень достоверности гипотезы, которая, напомним, заключается в предположении того, что образы сотрудников правоохранительных органов в правовом сознании старшеклассников имеют, в основном, негативную оценку и наделяются, преимущественно, следующими характеристиками: доминантность, авторитарность, эгоистичность, враждебность, непримиримость, раздражительность.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать вывод о том, что в сознании старшеклассников образы прокурора, следователя, судьи и оперативника обладают определённой степенью активности, и стремлением к доминированию, при этом наибольшим уровнем привлекательности, для первой группы обладает образ следователя, а для второй группы образ судьи. Фактор доминирования-подчинения «сила» имеет особенно высокое значение при оценке судьи и прокурора. Здесь респонденты единодушно подчеркивают значимость данных представителей правоохранительных органов.
Кроме того, учащиеся вечерней школы более приписывают сотрудникам органов качества, определяемые шкалами «Агрессивность», «Подчинение» и «Дружелюбие» (это определяется, по мнению учащихся, фактами физического применения силы со стороны сотрудников органов, наличием возможности «подкупить» правозащитника). Причем почти равное значение по шкале «Агрессивность» и «Дружелюбие» говорит о некотором противоречии в восприятии сотрудников правоохранительных органов учащимися вечерней школы.
Интерпретация результатов исследования позволяет судить о том, что образ сотрудника ГИБДД пользуется невысоким уважением в правовом сознании респондентов из средней школы и вечерней.
Наиболее положительно старшеклассниками средней школы №1 оценивается образ следователя, имеющий низкий уровень негативизма и высокий уровень симпатии.
Анализ результатов двух методик подтверждает гипотезу исследования – образы представителей правоохранительных органов различаются в оценке «благополучных» и «неблагополучных» старшеклассников. Причем образы правозащитников у учащихся вечерней школы имеют более негативную эмоциональную окраску.
Главный вывод по результатам исследования можно сформулировать следующим образом – и в сознании внешне благополучных страшеклассников (школа № 1), и неблагополучных (школа № 6) образы сотрудников правоохранительных имеют скорее негативные характеристики качеств. Также в обоих выборках подчеркивается высокий авторитет и доминирование судьи и прокурора, однако причины у данных положений разные. Респонденты первой выборки руководствуются при этом авторитетом и властью закона, который данные сотрудники представляют, а старшеклассники вечерней школы такими оценками выражают свой страх перед законом, боязнь быть осужденным.
3,000 руб.
1. Алякринский Б.С. Беседы о самовоспитании. М.: Знание , 1977г.
2. Андреева Г.М., Хелкама К., Дубовская Е.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте.//Вестник МГУ, серия №14, №4, 1997.
3. Белинская Е.П. Я – концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений//Вестник МГУ, серия №14, №4, 1997.
4. Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков. Методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. - Самара, 1999.
5. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание. Москва, 1986г.
6. Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В., Глушков В.А., Наркомания у подростков. Киев: Здоровье, 1989.
7. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. Москва, 1996г.
8. Гинзбург М.Р. Сформированность личностной идентичности как показатель успешности социализации в старшем подростковом возрасте. / Мир психологии, №1, 1998.
9. Грудцына Л.Ю. Судебная защита прав и свобод личности: теоретический аспект // Законодательство и экономика, 2003 - №8.
10. Грязнова О. Отношение жителей России к институту правоохранительных органов: обзор исследований последних лет. //Вестник общественного мнения. – 2006. - №2.
11. Гостев А. А. Образная сфера человека. - М., 1992. – 211с.
12. Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А.Н. Леонтьев и современная психология. – М., 1983. – С.128-140.
13. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. - М.: Наука, 1986. 174с.
14. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. – М., 1960. – С.72-99.
15. Зинченко В. П. От генезиса ощущений к образу мира. // А. Н. Леонтьев и современная психология. - М., 1983. – С.140-153.
16. Зобов РА, Обухов В.Л., Сугакова Л.И. Основы человековедения: человек как микрокосм. М. 1999. 382 с.
17. Казаков В.Н., Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика // Государство и право. 2002. №3.
18. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
19. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991г.
20. Климов Е А Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1985. 224 с.
21. Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в РФ. Общая часть: учебное пособие, Е-бург, 1994.
22. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.- М.: Политиздат, 1984г.
23. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально – психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988.
24. Корнеев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. Учебник. – М. Щит-М. – 2004.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977. –304с.
26. Ломов Б.Ф. Проблема образа в психологии // Вестник АН СССР. 1985. № 6. С. 85-92.
27. Ломов Б.Ф. Человек и техника. - М.: Советское радио, 1966.
28. Ломовский В. Какой власти принадлежит прокуратура? // Российская юстиция, 2001, - № 9.
29. Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI в. М.; 2003.- с. 307
30. Ильин И.А. О сущности правосознания. – М., 1993.
31. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 544 с.
32. Методы исследования межличностного восприятия / Под ред. Г.М.Андреевой, В.С.Агеева. — М., 1984.
33. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.20-21.
34. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структуры поведения. М., 1965. С.33.
35. Миракян А. И. Афизикальные принципы психического отражения и их моделирование в технических системах. // Принципы порождающего процесса восприятия. - М., 1992. – С.148-162.
36. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 1998.
37. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. //Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1984. - № 4. – С.17-29.
38. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. - М.: Спарк, 2002.
39. Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2005.
40. Психология развивающейся личности. Под ред. Петровского А.В. М.: Педагогика, 1987г.
41. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В., Запорожца, Б.ФЛомова и др. М., 1983. 448 с.
42. Подросток на перекрестке эпох. Под ред. Кривцовой С.В..- М. Генезис. 1997г.
43. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста//Вопросы психологии, №1, 1996.
44. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 февраля 2002 г. - №7 - Ст. 635.
45. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» // Собрании законодательства Российской Федерации. - 11 декабря 2000г. - №50. - Ст.4905.
46. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина - ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2003 г.
47. Ремшмидт Х.. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994г.
48. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. - М, 2001.
49. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М.: “Мысль”, 1984.
50. Сафин В.Ф. К проблеме самоопределения личности и ее активности. В сб. "Вопросы самоопределения личности и ее активности": Межвузовский сборник научных трудов. – Уфа, Башкирский пединститут, 1985.
51. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – М., 2002. – С. 132-133.
52. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. - М., 1985. – 352с.
53. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вести Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1981. - № 2. – С.34-39.
54. Смирнов С. Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов // А. Н. Леонтьев и современная психология. - М., 1983. – С.172-197.
55. Смолова Т.Ю. Особенности правового сознания несовершеннолетних // Управление общественными институтами и процессами в России: вопросы теории и практики: Матер, межвуз. научно-практ. конф.: В 2 ч. Саратов: ПАГС, 2002. Ч. 2.
56. Смолова Т.Ю. Основные направления формирования правовой молодежной политики // Актуальные проблемы российского права на рубеже XX-XXI веков: Сб. матер. Междунар. научно-практ. конф. Пенза: Приволж. Дом знаний, 2002.
57. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
58. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М.:МВД РФ,1997.
59. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. - №1 - Ст. 1.
60. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. Душанбе, 1972.
61. Фокин В. М. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. - М.: «Былина», 2001. - с.5.
62. Черемных Г.Г. Судебная власть в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития. Автореф. дисс. … докт. юр. н. – М., 1999.
63. Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.А., Черемисин О.В. Исследование образа “Я” у подростков с аддиктивным поведением. “Психологические исследования и психотерапия в наркологии”, Л., 1989.
64. Энциклопедия психодиагностики. Диагностика взрослых под редакцией Д.Я. Райгородского, Бахрах - М, Самара, 2008.
3,000 руб.