Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, как отмечено, к этому перечню можно с полным основанием отнести и российскую, но образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не полностью удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам .
Одной из разновидность свободных зон, которая распространена в мире, это оффшорные зоны, которые служат своего рода "налоговыми оазисами", обслуживающими международные финансовые операции. Примерами офшорных центров являются, прежде всего, островные территории - Антильские, Багамские, Бермудские, Виргинские, Каймановы, Барбадос, Гернси и Джерси, Кипр, Мальта, Мадейра, а также Гонконг, Западное Самоа, Ирландия, Либерия, Ливан, Лихтенштейн, Панама, Сингапур и ряд других.
Оффшорные зоны дают использующим их хозяйственным агентам следующие преимущества: налоговые льготы, значительную свободу, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне только нерезидентов.
Все более актуальной становится возможность создания не только отдельных офшорных компаний, но и схем, включающихся как офшорные, так и не офшорные компании, их представительства и филиалы в различных странах.
Гибкость и либеральность законодательств офшорных зон позволяет развивать нетрадиционные формы ведения бизнеса, в то время как на внутренних рынках предложение финансовых услуг ограничено или предполагает множество бюрократических процедур. Кроме того, на внутреннем рынке существенно выше степень риска, в то время как на международном рынке всегда возможно найти услугу, которая действительно необходима.
В настоящее время офшорный бизнес находится на передовом крае мировой экономики. Офшорные схемы стоятся на внешнеторговых контрактах, на лизинговых, трастовых, комиссионных и других договорно-правовых формах осуществления сложных коммерческих проектов.
Сегодня сформировался достаточно широкий спектр оффшорных услуг, удовлетворяющих разнообразные потребности бизнеса. Внешнеторговые и финансовые операции, инвестиции, брокерские операции, валютный дилинг, доверительное управление зарубежным имуществом, трансфертные операции и т.д.
Цель дипломной работы, изучить оффшорные зоны различных стран.
Для этого следует рассмотреть следующие задачи:
рассмотреть понятие оффшорных зон и их роль в мировом хозяйстве;
определить специальные налоговые статусы оффшорных компаний;
рассмотреть общие черты и различия в деятельности оффшорных центров разных типов;
рассмотреть практику оффшорных зон в России.
3,000 руб.
По мнению А.И. Тельминова в настоящее время экономика России находится в состоянии стагфляции – стагнация производства сопровождается скрытой безработицей и высоким уровнем инфляции. Поэтому приоритетной задачей на ближайшую перспективу является создание условий, обеспечивающих экономический рост.
Согласно экономической теории изменение совокупного продукта может быть достигнуто за счет:
o изменения цен на энергоносители;
o изменения производительности труда;
o использования правовых факторов (изменения налоговой политики и др.).
Что касается первых двух факторов, то их применение вряд ли возможно – снижение цен на энергоносители неминуемо приведет к снижению объема их производства и катастрофическому снижению поступлений в бюджет, а о существенном повышении производительности труда при существующем уровне отечественной технологии и состоянии оборудования не может быть речи. Таким образом, наиболее реальным способом вывода экономики России из кризиса является грамотное использование налоговой политики.
Проведенный анализ А.И. Тельминова показывает, что, создавая СЭЗ, можно постепенно снизить общий уровень налогообложения, достигнув при этом существенного (более чем в 2 раза) роста поступлений платежей в бюджет. Решение проблемы увеличения поступлений в бюджет за счет создания СЭЗ имеет и другие положительные стороны, а именно:
o поддерживается приоритетное развитие высокоэффективных отраслей и предприятий;
o осуществляется целенаправленная поддержка социально значимых отраслей и предприятий;
o отсутствует дотирование предприятий – потенциальных банкротов.
Таким образом, ответ на вопрос: «Нужны ли России свободные экономические зоны?» не должен вызывать сомнений – России для выхода из кризиса жизненно необходимо создавать СЭЗ как на федеральном, так и на региональном уровне.
3,000 руб.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
2. Налоговый Кодекс РФ –часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп. От 30 марта, 9 июля 1999г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002г., 28 мая, 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18 августа 2004 г., 28 декабря 2005 г.)
3. Коментарий НК РФ часть 2 (постатейный), Борисов А.Б. изд «Книжный мир», М-2005 г.
4. Комментарий к НК РФ часть 1 (постатейный), Брызгалин А.В. изд «Аналитика – Пресс», М-2003г
5. Методы и схемы оптимизации налогообложения Джаарбеков С.М.. Книги издательского дома «МЦФЭР» 2005 г
6. Налоги: Учеб. пособие/Под ред. Д. Г. Черника. – М.: Финансы и статистика,2001. – 656 с.
7. Аверьянова О.Д. Финансовые отношения в свободных экономических зонах: Автореф. дис. ... канд. экон. наук / СПб. ун-т эк-ки и фин. - СПб., 2004. - 17 с.
8. Горбунов А.Р. Оффшорный бизнес и создание компаний за рубежом / Под ред. Р.Т.Юлдашева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Анкил; ИНФРА-М., 2005. - 158 с.
9. Городисский А., Штаубах Р., Вехингер У. Оффшорные компании: риск и преимущество // Экономика и жизнь. - 2005. - N 44. - С.7.
10. Гумилевский А., Максимов В., Шишков А. Свободные экономические зоны: какими им быть? // Внеш. торговля. - М., 2005. - N 6. - С.2-4.
11. Даукаев И.М. Как создать собственную компанию в зонах льготного налогообложения. - Б.м., 2005. - 36 с.
12. Дергачев В.А. Стратегия развития свободных экономических зон в постсоветском пространстве (проект ЕВРАГЕЙТ) // Изв. РГО. - СПб., 2005. - Т.127, вып.4. - С.27-34.
13. Кипр - оффшорная зона: Соглашение между правительством СССР и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. - М., 2005. - 25 с. - (Справ. бухгалтера-аудитора; Вып.5)
14. Куда бежать от налогов? Выбор широк: от Бермуд до Швейцарии: Сравнительные характеристики основных оффшорных юрисдикций // Деловые люди. - 2004. - N 45. - С.46-49.
15. Мещеряков С. Оффшорные компании в Венгрии // Ваш консультант: Прилож. к газ. "Экономика и жизнь". - 2005. - Январь (N 3). - С.IV.
16. Мищенко А.А. Цены в экономическом механизме свободной экономической зоны: Автореф. дис. ... канд. экон. наук / СПб. ун-т эк-ки и фин. - СПб., 2004. - 16 с.
17. Настоящий А. Свободные таможенные зоны: состоится ли премьера? // Правила игры = Fair play. - М., 2004. - N 3. - С.49-57.
18. Носков И.Ю. Свободные экономические зоны в России: Возможности и реальность // Экономика и жизнь. - 2005. - N 24. - С.12, прил.
19. Организация свободных экономических зон (СЭЗ) в Российской Федерации: Анализ политико-правовой базы и возможных перспектив // Информ.-аналит. материалы / Центр. банк РФ. НИИ. - М., 2003. - Вып.3. - С.5-94.
20. Орешкин В.А. О зонах с преференциальным режимом на территории России // Бюл. иностр. коммер. информ. - М., 2004. - N 26. - С.1-4.
21. Офф-шор компании и мировая практика снижения налогов. Вып.1. - М.: Торгово-трастовая компания, 2003. - 68 с.
22. Offshore Companies: Обзоры, комментарии, рекомендации - М.: НПК-ВЕСТА, 2005. - 159 с.
23. Оффшорные компании: Обзоры, комментарии, рекомендации/ А.Троценко, Е.Карманова. - М.: НПК-ВЕСТА, 2005. - 498 с.
24. Романов И. Ваш бизнес на Кипре... Покровительство Афродиты. - М.: Персей, 2004. - 128 с.
25. Савин В. О законодательной базе создания и функционирования в России свободных экономических зон // Пробл. Дальнего Востока. - 2004. - N 5. - С.70-74.
26. Савин В.А. Специальные экономические зоны в Казахстане // Бюл. иностр. коммер. информ. - М., 2004. - N 34. - С.2-5.
27. Самбурова Е.Н. Оффшорный бизнес в России: черная дыра экономики или инструмент развития? // Россия и соврем. мир. - 2005. - N 2 (27). - С.152-161.
28. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопр. экономики. - 2004. - N 12. - С.126-140.
29. Титов А. Безналоговый рай может оказаться раем в шалаше // Деньги. - 2005. - N 19. - С.37-40.
30. Уваров В.А. Свободные экономические зоны Востока России. - Хабаровск: МИА "Информ-Этнос", 2004. - 195 с.:
31. Ушаков Д.Л. Офшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. - М.: Юристъ, 2003. - 495 с. - (Сер. Practica). - Библиогр.: с.477-494 (388 назв.).
32. Фаминский И. Оффшорные зоны и проблемы бегства капитала // Год планеты. 2005 г. - М., 2005. - С.534-538.
33. Халдин М.А. Мировой опыт оффшорного бизнеса. - М.: Междунар. отношения, 2005. - 45 с.
34. Рушайло П. Кремль занялся вывозом капитала // Коммерсантъ ДЕНЬГИ. -2004. - № 29. - 25 июня. - С. 8.
35. Матовников М. Ю. Российские банки укрепляют связи с банками Европы // Банковское дело. - 2005. - №6. - С. 14.
36. Ушаков Д. С. Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщиков - М.: Юристъ, 2005. С. 259.
37. Амнистия капиталов - не самоцель // Offshore News. - 2004. - № 7, июль. - С. 15
38. Кабир Л. С. Организация оффшорного бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 2004. - С. 116.
39. Ганс-Петер Мартин, Харальд Шуман Западня глобализации: атака на процветание и демократию/Под ред. А. М. Ильина. М., 2003. С.262.
40. Handelsblatt, 26.3.2003, und Frankfurter Rundschau, 24.2.2005.
41. Общество. Культура. Управление: Сб. научн. трудов - М.: МИЭТ, 2003, с. 132-141
42. Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. - Экономика и жизнь, 2005, N 12, с.1. [стр.35]
43. Глуховский М. СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность. - Деловые люди, 2002, N 3, c.53-54.
44. В. Ощенко. Зона несбывшихся надежд и исчезнувших миллиардов. – Владивосток, 27 ноября 2003 г. – с. 35-40.
45. Т.П. Данько, З.М. Окрут. Свободные экономические зоны: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 168 с
46. Т. Мухина. На зоне свобода особая. – Эксперт, № 20 (137), 1 июня 2005 г
47. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса.-Деловые люди, 2004, №3, с.48-50
48. Журнал «Налоговый вестник» 2005 г.
49. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Петров, А.В. Голкушкина. – М.: ЮРАЙ, 2005.- 635 с.
50. Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 656 с
51. Практическая налоговая энциклопедия. Том 10. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (под ред. Брызгалина А.В. - 2003 г.).
52. Таможенный кодекс (с изм. от 20 августа 2004 г.)
53. Тяжких Д.С. /Бухгалтерский учет в торговле: Практическое пособие.-2-е изд., с измен. и доп.- СПб: Изд-во Михайлова В.А., Бизнес-Пресса, 2004.-384 c.
54. Упрощенная система налогообложения с 2006 года (М.В. Истратова, М.Д. Попков, "Российский налоговый курьер", N 20, 21, октябрь, ноябрь 2005 г.).
55. Раицкий К.А. Экономика: учебник для вузов. – М.: «Маркетинг», 2003.
56. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь – М.: ИНФРА-М, 2003.
57. Краткий экономический словарь / под ред. Ю.А. Белина, Е.Ф. Борисова, Г.Я Киперман. [составители Либман Г.И., Филатов О.К.] – 3-е изд. допол. – М.: ИНФРА-М, 2004.
58. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.
3,000 руб.