Введение
Содержание
Заключение
Литература
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.
Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.
Целью данной курсовой работы – исследование явления государственного долга в нашей стране, его причины, динамику и последствия для экономики России.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих;
исследование механизма нормативно-правового регулирования государственного долга России;
проведение исследований этапов формирования современного государственного долга России;
анализ текущего состояния внешнего и внутреннего долга Российской Федерации;
оценка влияния государственного долга на экономику России.
Объектом исследования являются такие внешний и внутренний государственный долг России. Предметом изучения являются причины формирования, динамика, состояние государственного долга России, а также его влияние на экономику нашей страны. В процессе работы проводилось изучение основной и периодической литературы, законодательно-нормативных актов по теме исследования.
1,200 руб.
Стр.
Введение…………………………………………………………………… 3
1 Государственный долг: понятие, виды, последствия, методы управления…………………………………………………………….. 5
1.1 Понятие государственного долга, его причины и виды…….. 5
1.2 Последствия государственного долга………………………… 8
1.3 Методы управления государственным долгом………………... 10
2 Государственный долг России………………………………………. 14
2.1 Правовые аспекты государственного долга России…………. 14
2.2 Этапы формирования государственного долга Российской Федерации в новейшей истории………………………………... 17
2.3 Общее состояние государственного долга России………….. 19
2.4 Внутренний государственный долг России…………………... 21
2.4.1 Государственные ценные бумаги: порядок выпуска, виды………………………………………………………. 22
2.4.2 Размер, динамика и структура внутреннего долга России……………………………………………………. 25
2.5 Внешний государственный долг России………………………. 28
2.6 Последствия государственного долга для России…………….. 31
Заключение………………………………………………………………... 34
Список литературы……………………………………………………….. 37
Приложения……………………………………………………………….. 38
1,200 руб.
Наличие государственного долга – это нормальное явление для любого государства. Главное, чтобы его размер не угрожал экономической безопасности страны. Порогового значения величины внешнего и внутреннего государственного долга, которое установлено Маастрихтскими соглашениями, не должно превышать 30% ВВП для каждого показателя по отдельности. На сегодня же, по итогам 2008 года фактическое значение по обоим видам долгов не превышает 7%. По основным показателям долговой нагрузки Россия относится к государствам с умеренным уровнем долга.
Год от года все ярче проявляется тенденция увеличения внутреннего государственного долга (за период 2005-2008 гг. рост составил 67%). Происходит это по причине возрастания объемов эмиссии внутренних долговых обязательств, которые затем направляются на погашение внешнего долга.
За весь анализируемый период резкий скачок роста внутреннего долга произошел осенью 2008 года, когда кризис вплотную добрался до России. Только за октябрь месяц прошлого года внутренний государственный долг, выраженный в ценных бумагах государства, увеличился почти на 8 млрд. рублей. Кроме того, в 2009 году предлагается увеличить внутренний долг государства еще на 300 млрд. рублей. Эти финансовые ресурсы будут выступать в качестве гарантий государства по кредитам, получаемым стратегически важными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (100 млрд. рублей) и предприятиями, отобранными и отнесенными правительством к числу наиболее значимых для экономики страны (200 млрд. рублей).
Наибольший объем расходов на погашение внутреннего долга приходится на 2008-2012 годы и на 2018, 2021, 2022 годы, при этом наибольшая сумма к погашению (2010 год) составляет 131,124 млрд. рублей, и имеется тенденция к равномерности.
Внешний долг России оценивается крайне незначительной по мировым меркам суммой - около 3% от ВВП. Он самый низкий в Европе.
При этом за анализируемый период размер внешнего государственного долга нашей страны сократился на 54% и это не предел, так как Россия, в соответствии с основными направлениями бюджетной политики на три года, намерена в 2009-2011 годах совершенно отказаться от внешних заимствований на государственном уровне и более не прибегать к новым заимствованиям у правительств зарубежных стран.
В настоящее время в структуре внешней задолженность основная часть долга приходится на еврооблигации (68%) и задолженность перед международными финансовыми организациями (11%).
В начале февраля 2008 года Россия полностью погасила внешний долг Международному банку экономического сотрудничества (МБЭС) в размере 118,4 миллиона долларов. Кроме того, в 2007 году Минфин досрочно погасил долг перед США в объеме 343 миллиона долларов.
Согласно информации Министерства финансов РФ, Москва намерена в целом погасить долги бывшего СССР, доставшиеся по наследству, к концу 2012 года.
Такое положение с внешней задолженностью имеет только положительные последствия для России, т.к. она становиться менее зависима от внешних займов, ощущает на себе меньшее политическое давление со стороны стран-кредиторов, а сэкономленные на выплатах процентов средства может направить на инвестирование и развитие социальной сферы.
Однако быстро растущий внутренний долг вызывает у многих экспертов опасение. Во-первых, это приводит к некоторому увеличению расходов на обслуживание долга, поскольку условия «внутреннего» кредитования существенно проигрывают «внешнему». Во-вторых, сохранение существующих темпов наращивания объема внутреннего долга может грозить разрастанием очередной финансовой пирамиды с государственным участием. В-третьих, рост внутренних заимствований имеет одним из своих следствий также и сокращение кредитной ресурсной базы для предприятий.
1,200 руб.
1. Вавилов Ю.Я., Ковалишин Е.Г. Принципы государственной долговой политики. – Вопросы экономики. - №8. – 2007. – с.22-27
2. Вавилов Ю.Я. Государственный долг. – М.: Перспектива, 2007.- 248с.
3. Внешний государственный долг России в 2008 году снизился на 8,8% - до 40,5 млрд. долларов// Новая газета. – 2009. - № 48. – С. 6.
4. Государственный долг: Учебное пособие/ Б.И. Алехин. – М: ЮНИТИ, 2008. – 378 с.
5. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие, изд. 3-е перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 422 с.
6. Иванов М.А. Внешний долг России – самый низкий в Европе. // Финансы. – 2007. – №11. – С. 3.
7. Крысов В. Россия все еще должна миру // Эксперт. – 2008. - №11. – С. 2.
8. Моисеев А.К. Внешний долг России – состояние и проблемы платежеспособности. // Проблемы прогнозирования. – 2008. – № 4.
9. Потемкин А.С. Стратегия использования средств стабфонда РФ // Вопросы экономики. – 2008. - № 4. – С. 10-14.
10. Россия больше не хочет жить в долг// Финансовые новости.- 2009. - №5. – С. 7.
11. Сайт Министерства Финансов http://www1.minfin.ru.
12. Хайхадаева О.Д. Государственный долг РФ: теоретические и исторические аспекты. – М.: Норма, 2008. - 216с.
13. Шабалин, А. Динамика государственного и корпоративного долга // Экономист. – 2006 - №3. С. 50-57.
1,200 руб.