Введение
Содержание
Заключение
Литература
Экономическое развитие страны требует надежного функционирования естественных монополий, прежде всего в электроэнергетике, газовой и железнодорожной отраслях при минимизации стоимости их услуг. Реструктуризация естественных монополий является основой снижения издержек и самих монополий, и потребителей их услуг, привлечения в указанные отрасли инвестиций для компенсации выбывающих мощностей и увеличения предложения их услуг в период возрастающего спроса на них. Необходимо достижение компромисса экономических интересов между укреплением финансово-хозяйственного положения этих отраслей, необходимым для их надежной работы и удовлетворения платежеспособного спроса на их услуги, и сдерживанием соответствующих компонентов затрат как самих естественных монополий, так и других российских товаропроизводителей.
В настоящее время необходимость реформирования обусловлена как внутренними противоречиями функционирования естественных монополий, так и требованиями новых условий и задач экономического развития. Поэтому процесс структурной перестройки отраслей естественных монополий считается необходимым и неизбежным для решения воспроизводственных задач в экономике, вопрос лишь в формах и методах его проведения. Сроки проведения также представляются заданными, так как они обусловлены объективными факторами критического развития соответствующих отраслей и возможностями их поэтапной трансформации.
Целью данной курсовой работы – исследование явления естественной монополии в России, рассмотрение реформы на примере крупнейших монополистов России, а также анализ результатов осуществляемых преобразований.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории;
определить роль естественной монополии в экономике;
проанализировать необходимость проведения реформ естественных монополистов;
рассмотреть реформирование естественной монополии на примере электроэнергетики, газовой отрасли, железнодорожного транспорта;
оценить ожидаемый эффект от проводимых реформ;
рассмотреть фактические результаты реформирования российских естественных монополий.
Объектом исследования являются такие крупнейшие естественные монополии России как ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», РАО «РЖД». Предметом изучения является реформирование естественных монополий в РФ. В процессе работы проводилось изучение основной и периодической литературы, законодательно-нормативных актов по теме исследования.
1,200 руб.
Стр.
Введение……………………………………………………………………... 3
1 Естественные монополии и их реформирование – теоретический аспект…………………………………………………………………… 5
2 Роль естественной монополии в экономике России………………… 11
3 Реформирование естественных монополий на примере крупнейших естественных монополистов в России………………………………... 14
3.1 Цели реформирования отраслей естественной монополии в России…………………………………………………………….. 14
3.2 Реформирования РАО «ЕЭС России»………………………….. 16
3.3 Реформирование ОАО «Газпром»……………………………… 20
3.4 Реформирование РЖД…………………………………………... 23
3.5 Ожидаемые результаты реформирования……………………... 25
3.6 Фактические результаты реформирования естественных монополий (на сегодняшний день)……………………………... 29
Заключение…………………………………………………………………... 36
Список литературы………………………………………………………….. 39
1,200 руб.
Заключение
Три основные естественные монополии (ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и РАО «РЖД») являются хребтом всей экономической и политической системы России. Эти три компании формируют почти 14% ВВП страны. Их влияние на экономику России огромно. Именно поэтому деятельность данных гигантов и все вопросы, связанные с их реформированием, вызывают в обществе повышенный интерес.
Предпосылками для реформирования естественных монополий стали нарастающие противоречия и проблемы в их работе: значительный износ основных фондов на фоне все возрастающей потребности в услугах и продукции монополистов, катастрофическая нехватка инвестиций, масштабное перекрестное субсидирование, необоснованность тарифов на услуги, недостаточная эффективность работы отраслей и ряд других.
Общая концепция реформ – отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных.
Реформирование РАО «ЕЭС России» проходило с 2003 года, 1 июля 2008 года компания перестала существовать в прежнем виде. Большая часть энергоактивов (генерирующие активы, сбытовые компании, ремонтные службы) перешли в руках частных инвесторов. В собственности государства остались только Федеральная сетевая компания (ФСК), которая стала монопольным владельцем всех высоковольтных магистралей, и «Системный оператор», иными словами – «рубильник».
Реформирование Газпрома началось в 2002 году и свелось в основном к выделению потенциально конкурентных видов деятельности в отдельные дочерние предприятия.
Реформе РЖД в 2008 году исполнилось 10 лет. Потенциально конкурентные виды деятельности выделены в дочерние предприятия (их создано более 60), часть имущества передано в частные руки, появились независимые от ОАО "РЖД" компании-операторы подвижного состава.
Среди главных ожидаемых результатов реформирования естественных монополистов – возможность значительного увеличения объемов производства и оказания услуг, привлечение большого объема инвестиций уже к 2020 году (Газпром – до 10 трлн. руб., ЕЭС – 17 трлн. руб., РЖД – 14 трлн. руб.), проведение крупномасштабных инвестиционных проектов, полная ликвидация перекрестного субсидирования, переход к рыночным ценам на услуги монополистов для всех слоев потребителей, оптимизация расходов.
На сегодняшний день, по мнению многих аналитиков, самой успешной является реформа РАО «ЕЭС России». Она позволила создать некое подобие рынка электроэнергии и привлечь в отрасль порядка 900 млрд. руб. частных инвестиций, которые будут направлены на реализацию инвестиционных программ компании.
Несмотря на то, что руководство ОАО «Газпром» бодро рапортует об успешном осуществлении второго этапа реформы, эксперты не склонны рассматривать проводимые мероприятия как кардинальное преобразования газового рынка. По их мнению, это всего лишь внутреннее переустройство самой крупной и весомой российской естественной монополии, которая никогда не позволит отделить транспортировку от добычи (без чего реформирование данной отрасли лишь слова).
При этом ФАС вынашивает упорные планы по реформированию Газпрома в 2013-2014 гг. по аналогии с реформой электроэнергетики. Как считают аналитики, это малоэффективное и практически невыполнимое намерение, т.к. специфика данных отраслей сильно разниться, а сам Газпром слишком силен и способен сводить на «нет» все усилия третьих сторон по вмешательству в свою деятельность. Кроме того, все понимают, Газпром политически очень важен для руководства России, в т.ч. и на международной арене, чем и объясняется такая лояльность правительства страны к данному монополисту.
Из докладов руководства РЖД следует, что за 10 лет проведения реформы компания значительно улучшила свои производственные показатели по пассажиро- и грузообороту, в частные руки передано почти 400 тыс. грузовых вагонов или 41,5% в общей структуре парка. На реализацию инвестиционной программы только в 2008 году выделено 388 млрд. рублей, это в 1,5 раза больше, чем в 2007 году. За 2008 год введено более 1,5 тыс. объектов основных средств.
Однако и здесь не так все безоблачно. По мнению большинства аналитиков, улучшение многих показателей работы РЖД не связано с проводимыми реформами. Они обусловлены общим ростом российской экономики и уже претерпели существенные изменения в связи с наступившим мировым финансовым кризисом.
Подводя итоги по всем трем реформам, самым бесспорно положительным моментом является привлечение в отрасли естественных монополий большого количества инвестиций, в чем они очень сильно нуждались.
В то же время большинство целей, стоящих перед реформами естественных монополий, на сегодняшний день не достигнуто. В частности, как не было, так и нет финансовой прозрачности деятельности предприятий указанных отраслей, эффективность функционирования рассматриваемых компаний остается под вопросом, потенциально конкурентные сферы деятельности по сути не отделены от естественно монопольных (кроме РАО «ЕЭС» и отчасти РЖД).
В целом же, долгосрочную эффективность проводимых реформ пока сложно оценить. Итоги реформ можно будет подвести через 5-10 лет.
1,200 руб.
1. Волков Н. Реформа отмечает первый юбилей // "Российская газета" - 29 августа 2008 г. - №4740. – С. 4.
2. Дерябина М. Институциональные особенности российской экономики. Реформирование естественных монополий: теория и практика// Вопросы экономики. – 2006. - №1. – С. 12-20.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/
4. Котиков Д. Энергичные действия // Бизнес-журнал. - 08 июля 2008. – С. 20-32
5. Куда "Газпром", туда и Россия [Электронный ресурс] // The New York Times". – 12 мая 2008. – Режим доступа: http://www.inosmi.ru/stories/01/07/19/3013/241283.html
6. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики. Учебное пособие / Под. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд-во «Дело и сервис», 2001. – 829 с.
7. Микроэкономика: Теория и российская практика: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2005. – 672 с.
8. Платонов В. Некоторые итоги «реформирования» электроэнергетики России // Промышленные ведомости. – 31.08.2008. – С. 5.
9. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) [Электронный ресурс] // Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.ksocpol.rags.ru/files/p2010.htm
10. Основные параметры прогноза социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/
11. Официальный сайт ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gazprom.ru
12. Официальный сайт РАО «ЕЭС России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rao-ees.ru
13. Официальный сайт РАО «РЖД» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rzd.ru
14. Реформа возвращается. ФАС ожидает реструктуризацию «Газпрома» через пять лет // Энергетика и промышленность России. – 18.12.2007. – С. 5.
15. Рожнов Г. РЖД на перепутье // "Российская газета" - Центральный выпуск №4725 от 8 августа 2008 г.
16. Саакян Ю. Экспертное мнение «Института проблем естественных монополий» о ходе реформирования железнодорожного транспорта России // Вопросы экономики. – 2008. - № 21. – С. 32-35.
17. Сюсюкин А.И. Реформа электроэнергетики и ее возможные последствия для экономики России // Электрика. – 2007. – № 3.– С. 5–14.
18. Чернявский М.Ю. Реформа естественных монополий в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Сайт компании «Выбор-Групп». – 20.09.2007. – Режим доступа: http://www.vybor-group.ru/publicat002.shtml#3_1
19. Экспертное мнение Института проблем естественных монополий о решении Правительства РФ по темпам роста тарифов на услуги естественных монополий // Деловые вести Ярославии. – 2008. - №№ 7-8.
20. Явлинский Г.А. Социально-экономическая система России и проблема ее модернизации: Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://www.yabloko.ru/Publ/Diser/Yav_dissert/index.html
21. Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doc.rzd.ru/wps/portal/doc?STRUCTURE_ID
22. Чудодеев А. Реформирование Газпрома по образу РАО ЕЭС России невозможно // Итоги. – 27.09.2008. - №39. – С. 5.
23. Реформа РЖД демонстрирует неоднозначные результаты [Электронный ресурс] // Полит.РУ. – 31.10.2008. - Режим доступа: http://www.polit.ru/news/2008/10/31/rzhd_refarma.html
1,200 руб.