Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Актуальность темы заключается в том, что процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, лицеях, профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. Целью обучения является получение знаний, навыков, умений, коммуникабельности, т.е. компетенции.
Проблема обучения персонала в настоящее время приобретает актуальное значение. Это связано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации кадров, знаниям и навыкам работников. Быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство, система налогообложения и т.д.), так и внутренние условия функционирования организации (технологические изменения, появление новых рабочих мест и т.д.), что ставит большинство компаний перед необходимостью подготовки кадров к определенным условиям и изменениям.
Проблема переподготовки кадров, обучения персонала и повышение их квалификации выдвигается на первый план ввиду постоянного устаревания общего объема знаний и обесценивания прежних специальных знаний, что вызвано НТП, равно как и естественной потерей знаний. Исходя из этого, обучение и повышение квалификации кадров можно определить как процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоение передовой техники, технологии, организации труда, производства и управления.
Внешняя среда предоставляет компаниям все меньше возможностей для использования конкурентных преимуществ. Такие компоненты, как оборудование, сырье, технологии, финансы, доступны практически всем участникам рынка, и зачастую только эффективная система управления персоналом способна выделить организацию на фоне всех остальных. Поэтому тема постановки корпоративного обучения является чрезвычайно актуальной. Развитие сотрудников – важнейшее звено системы управления персоналом, тесно связанное со всеми другими направлениями работы с кадрами.
Одна из частых ошибок при организации обучения – его хаотичность: оно не увязывается с целями и потребностями компании, становится своего рода развлечением для сотрудников. Создание и утверждение положения, содержащего четкое описание системы обучения персонала в компании, позволяет избежать подобных ошибок.
Работая в розничной сети, предприятия сталкиваются со всеми трудностями характерными для этой отрасли. Правильно простроенные программы обучения и поддержки, а также необходимое вложение средств в профессиональную подготовку, дают возможность сокращения адаптационного периода и способны принести весомую финансовую выгоду.
Цель курсовой работы – разработать новую модель системы обучения персонала в торговой сети «Евроинтерьер» (на примере ООО «Логика»).
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть современные концепции развития персонала;
2. Провести анализ системы управления персонала и подсистемы обучения персонала в торговой сети «Евроинтерьер»;
3. Разработать новую модель системы обучения персонала в торговой сети «Евроинтерьер».
Методологической основой для написания курсовой работы послужили сборники научных трудов, монографии, периодическая литература.
1,200 руб.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Современные концепции развития персонала 5
1.1. Проблема устаревания персонала и современный подход к развитию персонала в организации 5
1.2. Факторы развития персонала в традиционной и обучающейся организации 7
Глава 2. Анализ системы управления персонала и подсистемы обучения персонала в торговой сети «Евроинтерьер» 16
2.1. Организационная управленческая характеристика торговой сети «Евроинтерьер» 16
2.2. Характеристика системы обучения персонала в торговой сети «Евроинтерьер» 19
Глава 3. Разработка новой системы обучения персонала в торговой сети «Евроинтерьер» 26
3.1. Предложения по совершенствованию системы обучения персонала в торговой сети «Евроинтерьер» 26
3.2. Новая модель системы обучения персонала в торговой сети «Евроинтерьер» 30
Заключение 37
Список использованной литературы 41
Приложения
1,200 руб.
Заключение
Проблема «устаревания» знаний, опыта, мастерства занимает особое место в процессе развития персонала, поэтому для работодателя будут вполне разумными и обоснованными затраты на борьбу с «устареванием» персонала своей фирмы.
Обеспечение развития персонала должно основываться на формировании на всех иерархических уровнях предприятия эффективных и устойчивых производственных отношений по факторам: интерес, ответственность, квалификация, полномочия.
Развитие персонала (развитие человеческих ресурсов) — это изменение компетенции, личностных ценностей, которое требует усвоение новых знаний и навыков.
Стратегическое развитие человеческих ресурсов разрабатывает такие стратегии, которые предоставляют возможности для обучения, развития и тренировки и тем самым повышают индивидуальные, командные и организационные показатели работы.
Ключевыми элементами развития человеческих ресурсов являются: обучение, повышение квалификации, переподготовка, карьерный рост.
Курсовая работа выполнена на материалах «Евроинтерьер» - региональной торговой сети, предлагающей потребителям товары для ремонта и отделки.
В «Евроинтерьере» реализована линейная структура управления, предполагающая подчинение руководителей подразделений низшего уровня непосредственно директору. Директор отвечает за весь объем деятельности.
Анализ основных показателей деятельности компании показал, что объем реализованной продукции снизился на 1920 тыс. руб. или на 0,8%. Прибыль от продажи продукции выросла на 3038 тыс. руб. или 36,4%, а чистая прибыль предприятия увеличилась на 1187 тыс. руб. или на 49,5%.
Предприятие эффективно использует свои основные и оборотные средства.
На предприятии наблюдается снижение численности персонала на 36 человек, а также увеличение фонда заработной платы на 612,2 тыс. руб. Производительность труда увеличилась на 16,3 тыс. руб., что свидетельствует об эффективном использовании трудовых ресурсов в «Евроинтерьер».
В сети магазинов преобладает доля персонала имеющего среднее-профессиональное образование. Причем при приеме на работу предпочтение отдается специалистам с высшим образованием, и удельная доля такого персонала растет - это опять же связано с повышенными требованиями к обслуживанию посетителей.
В сети магазинов присутствует естественная текучесть кадров, но уровень ее пороговый и стабильный Часть выбывших сотрудников связывает свое увольнение с объективными причинами: уходом на пенсию, призывом на военную службу и т.д.
Большинство сотрудников увольняется по собственному желанию из-за низкой, по их мнению, заработной платы и отсутствию перспектив карьерного роста.
В торговой сети «Евроинтерьер» реализуется матричная схема построе-ния карьеры сотрудника, которая позволяет выбрать пути ее развития - горизонтальный или вертикальный.
Горизонтальный путь развития карьеры в торговой сети «Евроинтерьер» - это повышение сотрудников, профессионального уровня на своей должности и присвоение ему в результате более высокой квалификационной категории.
Вертикальный путь построения карьеры в торговой сети «Евроинтерьер» заключается в продвижении сотрудника по ступеням карьерной лестницы, поэтапном повышении его статуса.
Обучение персонала в сети магазинов «Евроинтерьер» проводится в созданном Учебном Центре ООО «Логика», расположенном в здании центрального офиса. В каждом городе располагается один Учебный Центр.
Обучение персонала торгового зала организовано в классах, закрепление изученного – непосредственно на рабочем месте. Контроль соблюдения стандартов работы происходит в основном в виде наблюдения наставников за работой обученных сотрудников. Объем работы велик, наставники загружены до предела.
Программа адаптации и обучения рассчитана на весь период испытательного срока – 6 недель.
Обучение в Учебном центре происходит в два этапа:
1. Обучение, самообучение. В течение двух недель первого этапа стажер изучает структуру "компании, корпоративные стандарты, формат платежа, внутренний документооборот, корпоративные программы, закон о Защите прав потребителя, особенности продажи некоторых товарных групп.
2. Продажи под руководством наставника.
В сети магазинов «Евроинтерьер» присутствуют следующие виды обучения персонала: профессиональная начальная подготовка, повышение квалификации.
Таким образом, система мероприятий по профессиональной, социально-психологической и организационной адаптации новых сотрудников в компании - это неотъемлемая часть процесса наставничества, обучения и отбора.
Основными недостатками является то, что в корпоративной культуре компании не привита политика доброжелательного, внимательного отношения к новичкам. Недостаточно развита система наставничества из-за текучки кадров.
Управляющая компания ООО «Логика» в 2009 году планирует выход в регионы. Возникает потребность в персонале и создании новых учебных центров сети магазинов «Евроинтерьер».
Для того чтобы обучать персонал, необходимо постоянно проводить оценку уровня знаний каждого работника, что в настоящее время на предприятии не проводится.
Управляющая компания ООО «Логика» планирует, чтобы обучение персонала в региональных магазинах «Евроинтерьер» было проведено по внутрикорпоративным стандартам с учетом всей специфики бизнеса. Обучать планируется весь персонал вплоть до сотрудников склада.
Таким образом, для совершенствования системы обучения персонала в торговой сети «Евроинтерьер» предлагается:
- выход на новые региональные рынки с созданием новых учебных центров;
- подбор и обучение персонала по внутрифирменным стандартам компании;
- совершенствование корпоративного обучения с применением тренингов;
- оценка уровня знаний персонала.
Компания «Евроинтерьер», занимающаяся торговлей, стремится к созданию магазинов в регионах. Это целая сеть магазинов, управление которыми осуществляется центральным офисом, расположенным в Казани.
Исходя из этого, делаем вывод, что предприятию необходима система корпоративного обучения персонала всех уровней и расширение штата отдела обучения.
В центральном офисе будут разрабатываться все основные документы по обучению персонала. Если в одном городе несколько филиалов, то планируется, что в каждом из них будет свой специалист отдела обучения.
Присутствие специалистов отдела в регионах обеспечит оперативность работы и «разгрузит» работников центра.
При создании действенной системы обучения в 2009 году сеть магазинов «Евроинтерьер» панирует увеличить свои финансовые показатели на 40%.
Издержки на персонал увеличатся на 138,6 тыс.руб. Численность персонала увеличится на 46 человек и составит 679 человека. В связи с такими изменениями производительность труда увеличится на 108,9 тыс.руб.
Экономическая эффективность предложенных мероприятий очевидна – рост профессионализма, продвижение по карьерной лестнице, увеличение заработной платы, увеличение производительности труда, улучшение качества выполняемых работ.
Обучение сотрудников приведет к снижению текучести кадров, которую в 2009 году планируется снизить на 41 человек, а коэффициент текучести кадров – на 6,09%.
1,200 руб.
Список использованной литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ) (с изм. и доп. от 18 октября 2008г.)
2. Абрамова И.Г. Персонал технология менеджера, М. - 2008. – 457 с.
3. Аврамова Е. Привычка свыше нам дана // Справочник по управлению персоналом. 2008. № 1. С. 26-29.
4. Ансофф К. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 2008. – 451 с.
5. Беляева Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социологические исследования. 2007. № 6. С. 44-52.
6. Веснин В.Р. Менеджмент : учеб. – 2 –е изд., перераб. и доп. – M.: ТК Велби, Изд – во Проспект, 2008. – 504 с.
7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент, М., МГУ, 2008. – 513 с.
8. Волгин А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики, М., 2008. – 277с.
9. Володина Н. «Welcome! Тренинг», или Добро пожаловать на работу // Справочник по управлению персоналом. 2008. № - 12. С. 52-56.
10. Грейсон Д., О»Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 2007. – 421 с.
11. Герчикова И.Н.Менеджмент / И.Н. Герчиква. – 3-е изд - М.: Юнити, 2007. – 543 с.
12. Генкин Б.М., Кононова Г.А, Кочетков В.И.; под ред. Б.М. Генкина. Основы управления персоналом: учеб. для вузов.- М.: Высшая школа, 2008. - 383 с.
13. Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д. Экономика предприятия, М.: Экономика, 2008. – 312 с.
14. Драчева Е.Л. Менеджмент: Учебное пособие для студ.учреждений сред. проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.
15. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов экономических вузов и факультетов; под ред. А.Я. Кибанова – М.: «Издательство ПРИОР», 2008. – 512с.
16. Долгоруков А.М. Менеджмент. – М.: Центр интенсивных технологий образования, 2008. – 70 с.
17. Егоршин А.П. Управление персоналом. – 6 –е изд. – Н.Новгород: НИМБ, 2008. – 1100 с.
18. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов / Науч.редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2008. – 432 с.
19. Зайцев Г.Г. Управление кадрами на предприятии, М., 2008. – 199 с.
20. Зотова О.И., Кряжева И.К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности.— В кн.: Организационная психология / Сост. и общ. редакция Л. В. Винокурова, И. И. Скрипюка. - СПб.: Питер, 2001. - 260.
21. Ивановская Л.В., Свистунов В.М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. М.: ГАУ, 2008. – 543 с.
22. Ивашкевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. М.: Дело, 2008. – 484 с.
23. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. М.: ГАУ, 2008. – 352 с.
24. Коханов Е.Ф. Отбор персонала и введение в должность. М.: ГАУ, 2008. – 324 с.
25. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления. – М.: Академический проект, 2008. – 1136 с.
26. Менеджмент организации. Учеб. пособие/Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М.: Инфра-М, 2008. – 544 с.
27. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента: Пер.с англ. – М.: Дело, 2008. – 720 с.
28. Менеджмент: Учеб. Пособие для студ.учреждений сред.проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с.
29. Одегов Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах. 2-е издание. – М.: Альфа-Пресс, 2008. - 944 с.
30. Основы управления персоналом / Под ред. Б.М. Генкина. М.: Высшая школа, 2008. - 379 с.
31. Организация, планирование, управление деятельностью промышленных предприятий: учебник для вузов. / С.Е. Каменипера, Ф.М. Русинова - М.: Высшая школа, 2008. – 418 с.
32. Резник С.Д., Игошина И.А., Кухарев К.М. Управление персоналом (Практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2008. - 560 с.
33. Сафронова Н.А. Экономика предприятия. – М.: Юристъ, 2008. – 418 с.
34. Самыгин С.И., Зайналабидов М.С., Макиев З.Г., Обухов Д.В. Основы управления персоналом. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 480 с.
35. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 7-е изд. - Минск: ООО «Новое знание», 2008. – 548 с.
36. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 638 с.
1,200 руб.