Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Представленная работа посвящена теме "Высшие психические функции и их социальная природа"
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы . Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Актуальность настоящей работы обусловлена также, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Высшие психические функции".
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "Высшие психические функции и их социальная природа " с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы, круг вопросов и логическую схему ее построения.
Источниками информации для написания работы по теме "Высшие психические функции и их социальная природа " послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Высшие психические функции и их социальная природа ", справочная литература, прочие актуальные источники информации.
1,200 руб.
Введение……………………………………………………………………......2
1.Высшие психические функции……………………………………………..4
1.1. Теория ВПФ…………………………………………………………….....4
1.2. Сущность и составляющие ВПФ………………………………………...8
1.3. Признаки ВПФ…………………………………………………………......13
1.4.Локализация ВПФ………………………………………………………..19
2.Социальная природа ВПФ………………………………………………...21
2.1.Развитие ВПФ у человека………………………………………………..21
2.2. Биологическое и социальное……………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………...29
Глоссарий……………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………………34
Приложение 1………………………………………………………………….36
Приложение 2………………………………………………………………….37
1,200 руб.
Заключение.
В ходе сбора материала для работы, анализа литературных источников и собственных наблюдений можно сделать следующие выводы:
Появление Культурно - исторической теории Выготского символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.
Человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных.
Высшие познавательные (когнитивные) функции включают словарный запас, запас знаний и способность человека к абстрактному мышлению, счёту и воспроизведению плоских или объёмных предметов, поэтому изучение взаимосвязи тела и психики по этим функциям очень важно, но не всегда легко.
Процесс овладения миром предметов и явлений, созданных людьми в процессе исторического развития общества, и есть тот процесс, в котором происходит формирование у индивида специфически человеческих способностей и функций. Было бы, однако, громадной ошибкой представлять себе этот процесс как результат активности сознания или действия "интенциональности" в смысле Гуссерля и других.
Процесс овладения осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта к миру. Отношения же эти зависят не от субъекта, не от его сознания; а определяются конкретно-историческими, социальными условиями, в которых он живет, и тем, как складывается в этих условиях его жизнь.
Изучение Высших психических функций важно для их восстановления.
Практика лечения, в том числе раненых во время Великой Отечественной войны, — восстановление речевых, гностических, интеллектуальных, двигательных функций - показала эффективность этих представлений. В дальнейшем произошло соединение нейропсихологических методов восстановления с медикаментозными и социально–реабилитационными (групповые методы восстановления, изменения личности больного).
На современном этапе развития нейропсихологии весьма актуальными становятся вопросы о мозговой организации наиболее сложных форм психической реальности – эмоционально-личностной сферы и сознания. И вновь раздаются голоса о принципиальной недопустимости самой постановки вопроса об их мозговой организации (или локализации), о невозможности связывать эти сложные психические явления с какими-либо конкретными мозговыми образованиями. Вновь дискутируются вопросы об общественно-исторических, социальных и биологических, генетических детерминантах психики, причем в процессе таких дискуссий нередко смешиваются вопросы о содержании психических явлений (определяемом социальными факторами) и способах их реализации (с помощью конкретных мозговых механизмов). При решении этих проблем в рамках нейронаук на современном уровне вновь всплывают упрощенные представления о материальных основах психики (идеи о мозговых “центрах” эмоций, центрэнцефалическая теория сознания), с одной стороны, и современные “эквипотенциальные” теории (голографические концепции работы мозга) – с другой. Наряду с этими концепциями достаточно распространены и представления о принципиальной невозможности естественнонаучного объяснения таких сложных психических явлений, как личность и сознание в естественнонаучной материалистической парадигме.
Вот почему проблема перспектив психического развития человека и человечества есть прежде всего проблема справедливого и разумного устроения жизни человеческого общества - проблема такого ее устроения, которое дает каждому человеку практическую возможность овладевать достижениями исторического прогресса и творчески участвовать в умножении этих достижений.
1,200 руб.
Список использованной литературы:
1. Айсмонтас. Б.Б. Общая психология: Схемы.– М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 228 с. [Текст] -ISBN 5-305-00044-0
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие.- М.: Издательство “Academia”, 2008. – 264 с. [Текст] - ISBN: 978-5-7695-4907-6
3. Выготский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2000. . – 1008 с. [Текст] - ISBN: 5-04-004708-8
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. [Текст] – М: Издательство «Лабиринт», 1999. — 352 с. – ISBN 5-87604-097-5.
5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу Г18 «Психология человека». [Текст] - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.- ISBN 5-93134-126-9.
6. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. [Текст] – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с. .- ISBN 5-88711-219-0
7. Лук А.Н. Эмоции и личность. [Текст] - М.: Академия, 2006. - 175 с - ISBN
8. Лурия А.Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии. [Текст] - СПб.: Питер, 2006 - 320 с.- ISBN 5-94723-559-5
9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. "Психология" / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. [Текст] - 509 с. -ISBN 5-89357-198-3; 5-98227-070-9.
10. Маклаков А. Г. Общая психология. —[Текст] СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века») . - ISВN 5-272-00062-5
11. Немов Р.С. Психология Учебник для студентов. Кн. 1 Общие основы психологии [Текст] - М.: ВЛАДОС, 2005 г. -687 с - ISВN 978-5-691-01346-1
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. [Текст] – СПб.: Питер, 2007. – 713с. – ISBN 5-314-00016-4.
13. Тертель А. Л. Т35 Психология. Курс лекций : учеб. пособие. [Текст] - М. : Изд-во Проспект, 2006. - 248 с.- ISBN 5-482-00430-9
14. Тугушева Р. X. и Гарбера Е. И. Общая психология: Учебник [Текст]— М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 560 с.- ISBN 5-699-12281-8
15. Узнадзе Д. Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. — [Текст]— М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). – ISBN 5-469-00020-6
1,200 руб.