Одним из важнейших признаков современного рынка является конкурен-ция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулиро-вания общественного производства. Конкуренция – это общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их инди-видуальных экономических интересов. Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Конкурен-ция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупа-телей, и по этому критерию в экономической теории различают несколько ти-пов конкуренции, одним из которых является монополистическая конкуренция.
Цель данной работы – рассмотреть сущность монополистической конку-ренции и формы ее проявления на практике. Актуальность выбранной темы за-ключается в том, что большинство рынков потребительских товаров в совре-менной России являются рынками монополистической конкуренции.
С учетом специфики заданной темы структура работы состоит из:
• теоретической части, в которой дано определение монополистической конкуренции и рассмотрены ее основные черты;
• практической части, где рассмотрены примеры монополистической кон-куренции из российской действительности;
• исследовательской части, где определены тенденции и направления раз-вития рынков монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция достаточно хорошо освещена в совре-менной экономической литературе и широко дискутируется в прессе. При под-готовке данной работы в основном использована учебная литература по эконо-мической теории и материалы специализированной периодической печати.
1,200 руб.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Теоретические основы монополистической конкуренции:
1.1. Понятие монополистической конкуренции . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Основные черты монополистической конкуренции . . . . . . . . . . . 4
1.3. Дифференциация продукта на рынках монополистической
конкуренции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.4. Цена и объем производства в условиях монополистической
конкуренции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2. Практические основы монополистической конкуренции:
2.1. Дифференциация товаров при монополистической
конкуренции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.2. Доступ на рынок монополистической конкуренции . . . . . . . . . . . 13
2.3. Роль неценовой конкуренции
на рынке монополистической конкуренции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.4. Пример из российской практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
3. Тенденции и направления развития рынков
монополистической конкуренции:
3.1. Мировой рынок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.2. Российский рынок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
1,200 руб.
1. Монополистическая конкуренция характеризуется следующими основ-ными чертами:
• на рынке присутствует большое число мелких фирм.
• эти фирмы, производят разнообразную продукцию, и потребитель легко может найти товары-заменители;
• вступление новых фирм в отрасль не является сложным.
2. В качестве примера рынка монополистической конкуренции рассмотрен российский рынок сливочного масла и маргарина. Установлено, что в условиях сокращения рынка и обострения конкуренции известность торговой марки сли-вочного масла или маргарина - ключевой компонент ее дифференциации. Не-малую роль в рыночной дифференциации продукта играет реклама. В итоге, со сливочным маслом и бутербродным маргарином столичные покупатели ассо-циируют, в первую очередь, марки Вологодское, Anchor, Rama и Voimix.
3. На исходе XX столетия сложилась парадоксальная ситуация: на мировом рынке одновременно усиливают свои позиции прямо противоположные виды взаимодействия субъектов хозяйствования: усиление монополизации и обост-рение конкуренции. Таким образом, в ближайшей перспективе на мировом рынке будет присутствовать необычный синтез конкуренции и монополии
1,200 руб.
1. Бардовский В.П. Экономика. М.: ИНФРА-М, 2008.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юрайт, 2005.
3. Красникова Е.В. Экономика переходного периода. М.: Омега-Л, 2005.
4. Курс экономической теории / Под редакцией М.И. Плотницкого. Мн.: Мисан-та, 2003.
5. Салихов Б.В. Экономическая теория. М.: Дашков и К, 2008.
6. Экономика / Под редакцией А.С. Булатова. М. Экономистъ, 2002.
7. Экономическая теория / Под редакцией В.Д. Камаева. М.: Владос, 2002.
8. Лушин В.А. Краткий обзор рынка сливочного масла и маргарина // Практи-ческий маркетинг. 2007. № 2.
9. Сайт «50 лекций по микроэкономике» www.50.economicus.ru.
10. Сайт Института экономики переходного периода www.iet.ru.
1,200 руб.