Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Таможенной системе в настоящее время отведена важная роль в механизме государственного регулирования экономики. Как свидетельствует мировой опыт, широкий спектр функций таможенных органов обусловлен потребностями развития рыночной экономики и является одной из основных предпосылок эффективности таможенного регулирования. Деятельность таможенной системы сегодня ориентирована как на стимулирование внешнеэкономических связей и предпринимательской активности внутри страны, так и на обеспечение расширения и углубления международной экономической и политической интеграции .
Таможенное законодательство в условиях нецентрализованного рыночного хозяйства является неотъемлемым элементом в системе государственно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности. В правовой системе современного государства с рыночной экономикой таможенное законодательство образует комплексную отрасль законодательства, в которую органично входят не только собственно таможенно-правовые нормы, регулирующие отношения в связи с перемещением товаров через таможенную границу, но и нормы административного, финансового (налогового, валютного) и некоторых других отраслей законодательства. Такое объединение правовых норм в рамках специальной отрасли является необходимым условием.
На формирование таможенного законодательства России огромное влияние оказывает стремление присоединения страны к Всемирной торговой организации (ВТО). В связи с этим, имеет место постоянное совершенствование таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Таможенно-правовые инструменты являются неотъемлемой составной частью нового механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов. Правовые нормы, регламентирующие порядок применения таможенных режимов, занимают в таможенном законодательстве одну из ключевых позиций. В первую очередь это связано с тем, что все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с их таможенным режимом.
Правовые нормы, составляющие институт таможенных режимов, регулируют порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, особенности перемещения отдельных категорий товаров, регламентируют условия нахождения товаров и транспортных средств на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами, а также определяют порядок обложения перемещаемых товаров и транспортных средств таможенными платежами.
Использование таможенных режимов дает возможность, в зависимости от цели, срока ввоза или вывоза товаров, а также иных обстоятельств, применять к ним различные инструменты правового регулирования, что позволяет более полно учитывать потребности и интересы участников внешнеэкономической деятельности и в конечном счете способствует развитию внешнеторгового обмена, а также иных форм деятельности, непосредственно связанных с международной торговлей .
Таможенные режимы, являясь важнейшим институтом таможенного права, определяют порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России.
Таможенные режимы являются серьезным инструментом в руках государства, позволяющий ему выстраивать внешнеэкономические и политические отношения с окружающим миром, во многом определять направление развития внешней торговли и ее качественное содержание.
Особое географическое положение России предопределяет стратегию и политику Российской Федерации, ее экономические развитие. Занимая центральную часть Евразийского континента, Россия объективно призвана играть роль геополитического моста в отношениях между странами Запада и Востока. Ее одновременное присутствие в Европе и Азии влияет на содержание экономических, политических, культурных процессов в данных частях света. Занимая выгодное географическое положение, имея выходы к морям, а также обладая системой космической, воздушной, морской навигации, Россия владеет и уникальными возможностями участия в международном транзите.
По своей сути транзит является экспортом транспортных услуг, предоставляемых национальными компаниями грузовладельцу и перевозчику при следовании груза и транспортного средства по территории России. Набор этих услуг зависит от уровня развития национальной товаропроводящей сети и ее качества. Прежде всего это услуги национальных перевозчиков, экспедиторов, связистов. Кроме того, транзит является катализатором развития широкого спектра сопутствующих услуг по заправке транспортных средств топливом, организации торговли и питания, ремонту транспортных средств и его сервисному обслуживанию .
Транзит позволяет эффективно использовать резервы провозных возможностей национальных транспортных систем, стимулирует их воспроизводство и совершенствование. Как следствие этого – активно развивается транспортное машиностроение и обеспечивающие его отрасли.
Использование национального трубопроводного транспорта, электропередающих систем для транспортировки газа, нефтепродуктов и электроэнергии из одной страны в другую через территорию Российской Федерации, также является существенным элементом транзитного потенциала страны. Как правило, развитие транзитных возможностей этих систем сопряжено со значительными затратами, далеко идущими политическими и экономическими последствиями для участвующих в проекте государств. Транзит следует рассматривать не только как часть бизнеса вносящая свой вклад в ВВП, но важный элемент международного позиционирования страны.
Целый ряд стран, особенно европейских, таких как Польша, Германия, Венгрия, Чехия, Австрия, Голландия, государства Прибалтики, обладая относительно небольшой территорией, используя выгодное географическое положение, давно превратили транзит в существенные статьи доходов своих бюджетов .
Целями дипломной работы являются: исследование таможенного режима транзита, а также перемещение товаров отдельной категории, выявление проблем правового регулирования данного таможенного режима, разработка на этой основе рекомендаций и предложений, по решению выявленных проблем.
Для достижения указанных целей определены следующие задачи:
- раскрытие понятия таможенных режимов и определение их видов;
- раскрытие понятия, сущности и характерных особенностей таможенного режима транзита;
- рассмотрение вопроса перемещения товаров отдельной категории
- рассмотрение практики применения мер ответственности за нарушение таможенного режима транзита.
Методологическую базу исследования составили диалектический, общенаучные и частные методы познания.
Нормативную базу исследования составили общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты министерства, уполномоченного в области таможенного дела и правовые акты Федеральной таможенной службы.
Теоретическую основу дипломной работы составили труды таких ученых как: М.В. Воробьев, В.Н. Гречуха, В. Свинухов, А.В. Толкушкин, М.П. Шестакова и др.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
3,000 руб.
Введение……………………………………………………………….. 3
1. Таможенные режимы: понятие и виды……………………………8
1.1 Содержание понятия таможенного режима……………………...8
1.2 Виды таможенных режимов………………………………………16
2. Таможенный режим транзита……………………………………...18
2.1 Правовое регулирование таможенного транзита………………..18
2.2 Внутренний таможенный транзит………………………………...28
2.3 Международный таможенный транзит…………………………...42
2.4 Особенности перемещения товаров отдельной категории при таможенном транзите………………………………………………50
3. Ответственность за нарушение режима таможенного транзита…53
Заключение……………………………………………………………...59
Список использованной литературы…………………………………..63
3,000 руб.
Таможенный режим является одним из видов административно-правовых режимов и важнейшим институтом таможенного права Российской Федерации. Согласно действующему законодательству под таможенным режимом понимают совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации для таможенных целей .
Принципами таможенных режимов являются исходные положения, которые характеризуют сущность института таможенных режимов и его внутренне построение, а также определяют процесс их применения. Помимо общеправовых и отраслевых принципов, которые применимы к институту таможенных режимов и имеют основополагающее значение для их правового регулирования, следует выделять также специальные принципы, на основе которых создаются и реализуются нормы, составляющие только институт таможенных режимов. Ими являются: принцип обязательности таможенного режима, принцип закрепления таможенного режима нормативными актами, принцип свободы выбора и изменения таможенного режима, принцип помещения под таможенный режим реального товара и принцип подчинения выбранному таможенному режиму.
Существующие на сегодняшний день таможенные режимы регулируют различные стороны отношений, возникающие по вопросам перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Многообразие таможенных режимов является закономерным, отражает сложившейся мировой опыт в этой сфере. Важное значение в данный момент приобретает степень юридического наполнения и правовой регламентации действующих таможенных режимов в целях активизации ВЭД, улучшения ее качества, а также для предупреждения и устранения возникающих правонарушении.
Одним из основных видов таможенного режима является таможенный режим транзита.
Транзит - таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами РФ, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
По своей сути транзит является экспортом транспортных услуг, предоставляемых национальными компаниями грузовладельцу и перевозчику при следовании груза и транспортного средства по территории России. Набор этих услуг зависит от уровня развития национальной товаропроводящей сети и ее качества. Прежде всего это услуги национальных перевозчиков, экспедиторов, связистов. Кроме того, транзит является катализатором развития широкого спектра сопутствующих услуг по заправке транспортных средств топливом, организации торговли и питания, ремонту транспортных средств и его сервисному обслуживанию.
Транзит позволяет эффективно использовать резервы провозных возможностей национальных транспортных систем, стимулирует их воспроизводство и совершенствование. Как следствие этого – активно развивается транспортное машиностроение и обеспечивающие его отрасли.
Однако законодательство, касающееся порядка применения таможенного режима транзита, имеет, к сожалению, ряд пробелов, которые не позволяют «заработать» в полной мере данному таможенному режиму. Использование таможенного режима трназита на практике регламентируется специальными положениями, утвержденными приказами ФТС РФ. Положения о таможенном режиме транзита разрабатывается на основе соответствующих статей ТК РФ и охватывают, как правило, все основные вопросы, возникающие на практике в связи с помещением товаров и транспортных средств подданный таможенный режим. Но даже при этом сохраняются отдельные сферы отношений между таможней и декларантом, не урегулированные правом. В этих случаях должностные лица таможни действуют на основе дискреционных полномочий, т.е. по собственному усмотрению. Подобная ситуация не является исключительно российская практикой. Во многих странах допускается наделение таможенников разумным объемом дискреционных полномочий, компенсируя это соответствующим правом декларанта обжаловать решение таможенного органа в суде или по каналам административной юстиции .
Таможенный режим до сих пор ждет принятия конкретного комплексного подзаконного акта. Пока он урегулирован фрагментарно через указания, разъяснения, письма ФТС РФ.
Очевидно, что отсутствие систематизированного законодательства препятствует укреплению режима законности в таможенной сфере. Отставание в правовом регулировании таможенного механизма негативно воздействует на российские внешнеэкономические отношения.
Анализ проблемы модернизации таможенного режима транзита позволил автору сформулировать следующие предложения по его совершенствованию:
- включить осуществление проектов транзита в число национальных приоритетов Российской Федерации. Разработать государственную идеологию транзита, взяв в качестве примера достижения других стран;
- на базе наработок транспортных министерств и служб разработать программу развития международных транспортных коридоров с учетом того, что они должны обслуживать также и внутренние потребности России;
- снизить налоговое бремя на инфраструктурные проекты, представляющие стратегическое значение для страны с точки зрения налогообложения, в первую очередь НДС, и таможенных пошлин. Мы должны раз и навсегда дать себе ответ: либо мы заинтересованы в строительстве объектов транспортной инфраструктуры, либо мы рассматриваем строительство этих объектов только как источник налоговых поступлений;
- принимать меры разумного протекционизма в отношении российских транспортных компаний, судовладельцев, портов и других объектов транспортной инфраструктуры, участвующих в транзитных перевозках;
- развивать международное сотрудничества в области транзитных перевозок, прежде всего со странами, тяготеющими в силу геополитического положения, к российскому варианту транзита. Оценивая поддержку МИД России в решении международных вопросов связанных с развитием транспортной кооперации, видится необходимой потребность в целенаправленных дипломатических шагах для решения неурегулированных проблемных вопросов, имеющих решающее значение для перспектив транзита;
- для преодоления сложившегося негативного имиджа России, как «черной дыры» в отношении сохранности транзитных грузов потребуется активная PR кампания. Это в определенной степени должно способствовать и координации усилий государственных и коммерческих структур в области развития транзита.
- разработать стандартизированные транспортные маршруты;
- развивать систему обеспечения исполнения обязательств.
Таким образом, транзит играет большую роль в экономике России. При этом очевидно, что имеются все предпосылки для значительного, в 7-8 раз, увеличения этого вида услуг мировому сообществу.
Это задача национального масштаба имеет прямую связь с изменением структурной политики и экономической стратегии государства. Она коренным образом влияет на геополитическое позиционирование России и имеет шанс стать одним из факторов, стимулирующих развитие не только транспортного комплекса, но и экономики России в целом.
3,000 руб.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) //Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2. Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств (Нью-Йорк, 8 июля 1965) // Современное право международных договоров. Т. II. Действие международных договоров / Лукашук И.И. – «Волтерс Клувер», 2006. – С.234-249.
3. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (Заключена в Женеве 14.11.1975). // Современное право международных договоров. Т. II. Действие международных договоров / Лукашук И.И. – «Волтерс Клувер», 2006. – С.122-145.
4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // СЗ РФ. – 2003. – №22. – Ст. 2066.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – №1 (1). – Ст.1.
6. Федеральный закон от 08 декабря 2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. – 2003. - №50. – Ст.4850.
7. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - №2. - Ст. 219.
8. Постановление Правительства РФ от 18 августа 2007 г. № 527 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» // СЗ РФ. – 2007. – №34. – Ст.2322.
9. Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 306 «Об утверждении положения о транзите вооружения, военной техники и военного имущества через территорию Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 16. Ст. 1702.
10. Постановление Правительства РФ от 10 января 1999 г. № 34 «О перемещении этилового спирта по территории Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - №1. – 1999.
11. Постановление Правительства РФ от 15 июня 1998 г. № 591 «Об утверждении Правил провоза наркотических средств или психотропных веществ в лечебных целях больными, следующими транзитом через территорию Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1998. - №45. – Ст.3221.
12. Постановление Правительства РФ от 26.09.1997г. № 1219 «О государственном регулировании и контроле транзита через территорию Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых веществ и веществ, указанных в таблицах I и II Конвенции ООН О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года» // СЗ РФ. – 1997. – №40. - Ст.4589.
13. Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2000 г. № 973-р «О классификаторе вооружения, военной техники и военного имущества, транзит которых осуществляется через территорию Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2000. - № 29. - Ст. 3115.
14. Приказ ФТС РФ от 24 января 2005 г. № 53 «О порядке учета, передачи, хранения и выдачи таможенным органам бланков «Свидетельство о завершении внутреннего таможенного транзита»» // Таможенный вестник. – 2005. - №2.
15. Приказ ГТК России от 08.09.2003г. №973 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров» // Таможенный вестник. – 2003. - №45.
16. Приказ ГТК России от 19.08.1994 № 426 «Об утверждении нормативных актов, относящихся к надлежащему оборудованию транспортных средств (контейнеров)» // Российские вести. - № 199. - 20 октября 1994.
17. Бекяшев К.А. Таможенное право: учеб. пособие – М.: Проспект, 2007. – 299с.
18. Бондарева Л.А. Таможенные платежи в РФ: порядок уплаты, особенности начисления и взимания при различных таможенных режимах: Учебное пособие. – СПб., 2007. – 87с.
19. Воробьев М.В. Таможенный транзит: международно-правовые и внутригосударственные аспекты. – М.: БЕК, 2008. – 134с.
20. Гречуха В.Н. Проблемы правового регулирования транзита товаров // Вестник МГИУ: Серия «Гуманитарные науки». – 2006. – № 1. – С.34-56.
21. Егиазарова В.В. Правовое регулирование таможенных режимов // Право и государство. – 2008. - №3. – С.12-19.
22. Живенко Н.В. Международно-правовые основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. – М.: Юрист, 2007. – 233с.
23. Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации: Учеб. пособие. –М.: Междунар. отношения, 2007. – 455с.
24. Козырин А.Н. Таможенные режимы. – М.: Статут, 2006. – 399с.
25. Комментарий к Таможенному кодексу РФ / Под ред. А.Н. Козырина. – М.: Проспект, 2007. – 433с.
26. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.П. Шавшиной. - СПб.: Питер, 2008. – 566с.
27. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.Ф. Азарова. - М.: Норма, 2007. – 519с.
28. Костенко А.И. Организация перевозок грузов. – М.: Норма, 2007. – 144с.
29. Кувшинов В. Международный транзит по упрощенной схеме // Бизнес-адвокат. – 2007. - №12. – С.23-27.
30. Кулешов А.В. Организация таможенного оформления и таможенного контроля. – СПб.: СПб им. В.Б.Бобкова филиал РТА, 2006. – 233с.
31. Матвиенко Г.В. Рассмотрение дел о нарушениях норм таможенного законодательства. Судебная практика и комментарии. – М.: Юрист, 2008. – 304с.
32. Мовчан И.И. Таможенные вопросы в деятельности российских предпринимателей. – М.: Норма, 2006. — 621с.
33. Сандровский К.К. Международное таможенное право. Учебник. – М.: Юрист, 2007. – 464с.
34. Свинухов В.Г. Правовые основы помещения товаров под основные и экономические таможенные режимы // Право и экономика. – 2008. - №8. – С.23-28.
35. Таможенное право Российской Федерации. Учебник для вузов / Под ред. Б.Н. Габричидзе. – М.: Изд-во БЕК, 2008. – 466с.
36. Таможенное право: учебник для студентов вузов / под ред. М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 490с.
37. Таможенное право России. Учебник / Под ред. С.И. Истомина. – М.: Юрист, 2007. – 505с.
38. Толкушкин А.В. Таможенное дело. Учебник. – М.: Юрист, 2007. – 454с.
39. Шестакова М.П. О таможенных режимах // Право и экономика. – 2006. - №10. – С.12-24.
3,000 руб.