Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Процесс формирования в России многоукладной экономики обусловливает происходящие преобразования в социальной, политической, правовой сферах. В современных условиях особое социальное звучание приобретают правовые средства, способствующие наиболее цивилизованному и результативному разрешению практически значимых задач общества, обеспечивающие надежность и устойчивость складывающихся рыночных отношений. Особую актуальность представляют юридические средства, повышающие ценность и роль права, его потенциал в урегулировании социальных связей, в наиболее полном удовлетворении интересов и потребностей субъектов. В связи с этим большое практическое и научное значение получает проблема правовых льгот. Значительный спектр их применения позволяет говорить о возросшей роли данного институционного явления .
Актуализация в настоящее время правового стимулирования обусловила выдвижение на первый план льгот стимулирующего характера, придав им особый статус. Создавая режим благоприятствования для осуществления инициативной деятельности субъектов, повышая уровень их позитивной активности, льготы становятся весьма распространенным юридическим средством, призванным содействовать проводимым реформам, способствующим эффективности хозяйственных процессов и операций. Они широко используются в целях развития предпринимательства, благотворительности, инвестиционной деятельности, фермерства, отечественного производства.
Льготы являются наиболее популярными юридическими мерами и в решении многих задач федеративного устройства, развития местного самоуправления.
Проблема правовых льгот имеет и нравственный, социальный, экономический аспекты. В обстановке политической нестабильности, кризисной экономики, социальной напряженности, конфронтации и непримиримости различных слоев общества резко возрастает роль льгот, способствующих правомерной и инициативной реализации определенных прав личности, создающих условия, делающие эти права реальными, служащих основанием надежности их использования. Данное юридическое средство позволяет наполнить реальным содержанием провозглашенные российским законодательством права человека и гражданина, соотнести их с той системой благ и с теми процессами, которые происходят в современном обществе, в том числе рыночного характера, являясь одним из инструментов механизма их реализации .
Кроме того, льготы приобретают все большее значение и в вопросе повышения социальной защищенности личности, ставшим наиболее актуальным в обстановке быстрого имущественного расслоения общества, появления рынка труда, безработицы, резкого падения жизненного уровня основной массы россиян . Данное правовое средство способствует выравниванию фактического положения субъектов, неравных в силу социально - экономических причин, созданию приблизительно равных возможностей использования ими благ, предоставляемых обществом. Это определенный способ социальной поддержки, помощи отдельным слоям населения, средство адаптации к изменившимся условиям жизни. С их помощью воплощаются извечные правовые идеи добра, равенства и в конечном счете обеспечивается достижение справедливой упорядоченности общественных отношений, что особенно важно в условиях формирования рыночных механизмов.
Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.
Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой практике по своим масштабам и срокам проведения. Все эти изменения глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности.
Среди направлений, значение которых за последние годы постоянно возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика становиться важными активными факторами формирования экономических отношений, как внутри страны, так и формирование ее внешнеэкономической деятельности .
Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов управления.
Принятие в 1993 г. Закона РФ «О Таможенном тарифе» усилило роль и значимость таможенно-тарифного регулирования, его составных элементов. Принятием данного закона была установлена главная цель, это установление порядка формирования и применения таможенного тарифа, а также определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, вопросы тарифных льгот и др.
Вопросы таможенно-тарифной политики регулируется рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база таможенно-тарифной системы.
В процессе осуществления финансовой деятельности субъектам внешней торговли и физическим лицам, перемещающим товары через таможенную границу Российской Федерации, могут быть предоставлены определенные таможенные льготы. Такие преимущества являются разновидностью правовых льгот, а последние представляют собой юридические средства, с помощью которых создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов.
Одним из направлений, получившего широкое распространение в мировой практике является система предоставления разного рода преференций, в том числе связанных со страной происхождения.
Причина введения льгот - заинтересованность государства в активизации внешнеэкономических связей, эффективное осуществление торговой политики, выполнение международных обязательств. В целом институт льгот есть «одна из составляющих финансовой политики государства, серьезный фактор, влияющий на экономическое состояние налогоплательщиков и формирование бюджета». Льготы при обложении товара в таможенной и налоговой сферах широко используются «для воздействия на развитие экономики, ее структурную перестройку, для создания экономической и социальной инфраструктуры, оборонного строительства, смягчения социальной напряженности и борьбы с инфляцией» .
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что институт таможенны льгот и преференций играют важную роль во внешнеэкономической деятельности любого государства.
Целями дипломной работы являются: исследование таможенных льгот и преференций, выявление проблем, возникающих при установлении таможенных льгот и преференций, разработка на этой основе рекомендаций и предложений, по решению выявленных проблем.
Для достижения указанных целей определены следующие задачи:
- раскрытие понятия таможенно-тарифного регулирования;
- раскрытие понятия, сущности и характерных особенностей таможенных льгот и преференций;
- рассмотрение практики применения тарифных преференций и льгот во внешнеэкономической деятельности РФ и предложения по ее совершенствованию.
Методологическую базу исследования составили диалектический, общенаучные и частные методы познания.
Нормативную базу исследования составили общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты министерства, уполномоченного в области таможенного дела и правовые акты Федеральной таможенной службы.
Теоретическую основу дипломной работы составили труды таких ученых как: А.Д. Ершов, И.С. Кочубей, А.Ф. Ноздрачев, В.Ю Пресняков, К.К. Сандровский, В. Свинухов и др.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
3,000 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Таможенно-тарифное регулирование в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности……………………..8
1.1 Понятие и принципы таможенно-тарифного регулирования…...8
1.2 Элементы таможенно-тарифного регулирования……………….19
2. Тарифные преференции и льготы в системе таможенно-тарифного регулирования…………………………………………………………………..29
2.1 Понятие и правовое регулирование тарифных преференций и льгот………………………………………………………………………………29
2.2 Российская система тарифных преференций и льгот…………...35
3. Практика применения тарифных преференций и льгот во внешнеэкономической деятельности РФ и пути ее совершенствования.............................................................................................40
3.1 Зона свободной торговли: тарифные преференции и льготы…..40
3.2 Тарифные преференции и льготы в таможенных союзах………48
Заключение………………………………………………………………...56
Список использованной литературы…………………………………..61
3,000 руб.
Заключение
В заключении хотелось бы сделать соответствующие выводы по работе.
Тарифные льготы - льготы, предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в зависимости от избранного таможенного режима, цели ввоза товаров или их предназначения.
Тарифные преференции - это льготы, предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в зависимости от страны происхождения товаров.
Тарифные льготы в отношении товаров устанавливаются Законом РФ «О таможенном тарифе» и могут предоставляться исключительно по решению Правительства РФ, и оформляется такое решение принятием постановления или распоряжения Правительства РФ. В отдельных случаях тарифные льготы могут предоставляться по решению Президента РФ в форме указа или распоряжения.
В последнее время произошло значительное сокращение тарифных льгот, которые в различных формах предоставлялись отдельным организациям, но эти действия должны рассматриваться не как ужесточение режима внешнеторгового регулирования, а как одно из направлений наведения порядка в данной сфере государственного управления .
Другой основной характеристикой тарифных льгот является то, что они не могут носить индивидуального характера, кроме случаев, предусмотренных ст. 35 («Освобождение от пошлины»), ст. 36 («Предоставление тарифных преференций») и ст. 37 («Предоставление тарифных льгот») Закона РФ «О таможенном тарифе». Этот запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности, и в частности принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации (ст.4 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).
Третьей основной характеристикой тарифных льгот является то, что они представляют собой инструмент реализации торговой политики Российской Федерации, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в акте российского таможенного законодательства (внутреннее право), так и в международном договоре (международное право). При этом норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства (данное положение нашло закрепление в ст. 38 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
К основным видам тарифных льгот относятся: возврат ранее уплаченной таможенной пошлины; освобождение от уплаты таможенной пошлины; снижение ставки таможенной пошлины; установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Эти виды тарифных льгот нашли правовое закрепление в ст. 34 Закона «О таможенном тарифе» .
Остановимся более подробно на особенностях каждого из перечисленных видов тарифных льгот.
Возврат ранее уплаченной пошлины предусматривается отдельными таможенными режимами. Например, при реимпорте товаров в течение трех лет с момента вывоза российский таможенный орган возвращает уплаченные суммы вывозных таможенных пошлин, а при помещении под режим таможенного склада товаров, предназначенных для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, таможенные пошлины, уплаченные за такие товары, возвращаются, если такой возврат предусмотрен при фактическом вывозе товаров. Возврат ранее уплаченных пошлин предусматривают и такие таможенные режимы, как переработка товаров на таможенной территории (ст. 58, 63 Таможенного кодекса РФ), свободный склад; свободная таможенная зона (ст. 84 Таможенного кодекса РФ), переработка товаров вне таможенной территории (ст. 93 Таможенного кодекса РФ), реэкспорт товаров (ст. 100, 101 Таможенного кодекса РФ) .
Суммы возвращаемых таможенных пошлин не индексируются, и с них не выплачиваются проценты. Возврат осуществляется в той валюте, в которой производился платеж. Банковская комиссия выплачивается за счет переводимых средств. Как правило (если иное не предусмотрено таможенным законодательством), возврату не подлежат проценты за предоставленную отсрочку или рассрочку уплаты таможенных пошлин, а также пеня за просрочку ее уплаты.
Возврат сумм ранее уплаченных таможенных пошлин при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей, штрафов и других плат может быть осуществлен только после ее погашения. Таможенные органы обязаны информировать органы налоговой службы, расположенные по месту регистрации плательщика, о причине и сумме произведенного возврата.
Освобождение от уплаты таможенной пошлины может быть предусмотрено в отношении товаров, отвечающих каким-либо определенным требованиям (характеристикам). Так, в соответствии со ст. 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин товары, происходящие из наименее развитых из развивающихся стран.
Такой вид тарифной льготы, как снижение ставки пошлины, так же как и освобождение от уплаты пошлины, представляет собой разновидность налогового кредита. Товары, происходящие из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, облагаются по ставкам в размере 75% базовых ставок таможенного тарифа.
Рассмотрев каждую из групп льгот по уплате таможенных платежей, необходимо упомянуть о тех функциях, которые они выполняют как по отдельности, так и во взаимодействии друг с другом.
В первую очередь можно отметить регулирующую функцию льгот. Государство, устанавливая ту или иную льготу, старается создать наиболее благоприятные условия по импорту или экспорту товаров в тех областях, которые способствовали бы прежде всего улучшению экономической ситуации в стране, развитию той или иной отрасли производства. Соответственно государство не вводит льготы по тем операциям и товарам, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на отечественную экономику и составить конкуренцию отечественным производителям.
Преимущества финансового характера, предоставляемые участникам внешнеторговой деятельности, являются одним из условий заключений внешнеторговых контрактов. Различные «бонусы», например в виде освобождения от уплаты того или иного таможенного платежа, предоставляемые по ввозу конкретных видов товаров, являются зачастую одной из главных причин повышенной активности экспортеров .
Предоставление льгот является одним из условий успешного сотрудничества стран по экономическим вопросам, так как предполагает в первую очередь установление взаимовыгодных по отношению друг к другу режимов торговли. Таким образом, льготы по уплате таможенных платежей способны не только влиять на экономическую ситуацию внутри страны, но и регулировать международный рынок товаров и благоприятно воздействовать на межгосударственные политические отношения. В частности, предоставление льгот наименее развитым и развивающимся странам со стороны более сильных государств способствует сокращению экономического неравенства между нациями различных регионов мира.
3,000 руб.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) //Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // СЗ РФ. – 2003. – №22. – Ст. 2066.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (2ч.) от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
4. Федеральный закон от 08 декабря 2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. – 2003. - №50. – Ст.4850.
5. Федеральный закон от 13 марта 1995 г. № 31-ФЗ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности» // СЗ РФ. – 1995. – № 11. – Ст. 942.
6. Закон РФ от 21.05.1993 №5003-1 «О таможенном тарифе» // Российская газета. – 05 июня 1993.
7. Постановление Правительства РФ от 25 мая 2000г. № 414 «Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции» // СЗ РФ. – 2000. - №22. – Ст.2321.
8. Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30 ноября 2000 г. « О правилах определения страны происхождения товаров» // Бюллетень международных договоров. - 2000.- №11.
9. Договор стран СНГ от 24 сентября 1993г. «О создании Экономического союза» // Бюллетень международных договоров. - 1995. - № 1.
10. Соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994г. «О создании зоны свободной торговли» // Бюллетень международных договоров. - 1994. - № 9.
11. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 06 января 1995г. «О таможенном союзе» // Бюллетень международных договоров. - 1995. - № 10.
12. Договор 26 февраля 1999г. «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве» // Бюллетень международных договоров. - 2001. - № 12.
13. Приказ ГТК России от 25 декабря 2003 г. № 1539 «О предоставлении тарифных преференций» // Таможенный вестник. - № 4. - 2004.
14. Письмо ФТС РФ от 16 октября 2008 года № 05-17/43190 «О предоставлении льгот по уплате таможенных платежей» // Таможенный вестник. – 2008. - №10. – С.10-16.
15. Письмо ФТС России от 03 августа 2006 г. № 06-53/27130 «О таможенном оформлении товаров, происходящих из Сербии и Черногории и ввозимых в Россию» // Таможенные ведомости. - 2006. - № 12.
16. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. – М.: БЕК, 2006. – 122с.
17. Бакаева О.Ю. Институт льгот в таможенном праве // Таможня. – 2007. - №1. – С.22-27.
18. Балабанов А.В. Сущность и цели таможенного тарифа, его структура // Таможенный вестник. – 2008. - №8. – С.33-39.
19. Бекяшев К.А. Таможенное право: учеб. пособие – М.: Проспект, 2007. – 299с.
20. Бондарева Л.А. Таможенные платежи в РФ: порядок уплаты, особенности начисления и взимания при различных таможенных режимах: Учебное пособие. – СПб., 2007. – 87с.
21. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. – М.: МАрТ, 2007. – 240с.
22. Буваева Н.Э. К вопросу о гармонизации правовых систем в сфере международно-правового регулирования таможенных процедур в рамках Всемирной таможенной организации // Право и государство: теория и практика. - 2007. - №6 (30). – С. 22-25.
23. Ершов А.Д. Определение страны происхождения товара. – М.: БЕК, 2006. – 56с.
24. Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации: Учеб. пособие. –М.: Междунар. отношения, 2007. – 455с.
25. Козырин А.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе». – М.: Легат. – 2007. –277с.
26. Комментарий к Таможенному кодексу РФ / Под ред. А.Н. Козырина. – М.: Проспект, 2007. – 433с.
27. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.П. Шавшиной. - СПб.: Питер, 2008. – 566с.
28. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.Ф. Азарова. - М.: Норма, 2007. – 519с.
29. Кочубей И.С. Анализ вопроса о льготах в таможенном праве // Таможня. 2006. - №2. – С.12-17.
30. Кругликов В.Ф.Таможенная стоимость товаров. - СПб.: СПбГГУ, 2007. – 112с.
31. Кузнецов Н.П. Льготы на таможне. Налоги, пошлины, акцизы. – М.: Книжный мир. – 2008. – 240с.
32. Миляков Н.В. Таможенная пошлина. – М.: Норма, 2006. – 256с.
33. Пресняков В.Ю. Современная зарубежная практика регулирования внешней торговли: таможенный аспект. – М.: РИО РТА, 2006. – 199с.
34. СвинуховВ. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2006. – 199с.
35. Сизова К.А. Льготы и преференции в таможенном деле. Учебное пособие. – СПб.: СбГУ, 2006. – 255с.
36. Стрижова О.А. Практические аспекты таможенно-тарифного регулирования ввоза товаров // Государство и право. – 2008. - №4. – С. 34-39.
37. Сандровский К.К. Международное таможенное право. Учебник. – М.: Юрист, 2007. – 464с.
38. Страна происхождения, классификация товара // Таможенный альманах. – 2002. - №3. – 136с.
39. Таможенное право Российской Федерации. Учебник для вузов / Под ред. Б.Н. Габричидзе. – М.: Изд-во БЕК, 2008. – 466с.
40. Таможенное право: учебник для студентов вузов / под ред. М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 490с.
41. Таможенное право России. Учебник / Под ред. С.И. Истомина. – М.: Юрист, 2007. – 505с.
42. Таможенный кодекс РФ с постатейными материалами Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур / Под общ. ред. Л.А. Лозбенко. – М.: Норма, 2006. – 455с.
43. Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. – М.: Б-Пресс, 2006. – 304с.
44. Толкушкин А.В. Таможенное дело. Учебник. – М.: Юрист, 2007. – 454с.
45. Трошкина Т.Н. О правовой природе таможенной пошлины // Таможенный вестник. – 2007. - №6. – С.19-23.
46. Трошкина Т.Н. Правовые принципы таможенно-тарифного регулирования // Правоведение. – 2006. - № 1. – С.61-76.
47. Трошкина Т.Н. Тарифные льготы - порядок предоставления и правовое регулирование // Таможня. – 2007. - №5. – С.24-29.
48. Трошкина Т.Н. Предоставление тарифных преференций по таможенному праву: научно-практический комментарий ст.36 Закона РФ «О таможенном тарифе». – М.: Юрист, 2006. – 56с.
49. Трунина Е.В. Определение таможенной стоимости импортных товаров // Право и государство. – 2007. - №3. – С.26-30.
50. Халипов С.В. Таможенные льготы по действующему законодательству // Таможенное право. – 2008. - №7. – С.29-38.
51. Хрешкова В.В. Правовое регулирование таможенных льгот: основные понятия // Гражданин и право. – 2006. - №4. – С.22-27.
52. Хрешкова В.В. Система льгот по уплате таможенных платежей // Юрист. – 2007. - №10. – С.23-33.
3,000 руб.