Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Самоуправление в России, если смотреть глобально, в сравнении с развитым самоуправлением в западных странах, находится в начале пути. Пройдут годы, прежде чем города нашей страны будут иметь самоуправляемые районы как во Франции, Великобритании, Германии. Хотя, как известно, именно в муниципальных образованиях реализуется основная часть жизненных интересов населения, и политика районных органов власти приближена к людям, их делам, потребностям. Поэтому особенно важно не наблюдать пассивно за процессом становления местного самоуправления, а попытаться понять его сущность, определить, в каких отношениях оно находится с органами государственной власти, каким объемом полномочий обладает, и, наконец, определить, кто они – люди, работающие в молодых российских муниципалитетах.
Немаловажно это знать, прежде всего, потому, что каждый акт управления на территории муниципального образования осуществляется конкретными людьми, работающими в системе местного самоуправления – муниципальными служащими. Именно в деятельности муниципальных служащих «находят свое реальное воплощение задачи и функции местного самоуправления, кроется секрет его эффективности и неудач» .
Вопросы регулирования труда муниципальных служащих на сегодняшний день представляют значительную трудность по некоторым причинам. Во-первых, здесь действуют не только Трудовой кодекс РФ и другие акты общего законодательства о труде, но и специальное законодательство. Во-вторых, значительный массив законодательства о муниципальной службе принят в субъектах РФ. В-третьих, немало правовых актов по вопросам муниципальной службы принято органами местного самоуправления. В-четвертых, достаточно мало научных исследований по вопросам регулирования трудовой деятельности именно муниципальных служащих (в отрыве их от государственных).
Исследование особенностей регулирования труда муниципальных служащих представляется актуальным именно в настоящее время – и этому есть несколько причин.
Первое: в марте 2007 года вступил в силу ФЗ «О муниципальной службе в РФ». В отличие от действующего федерального закона, регулирующего деятельность (в том числе трудовую) муниципальных служащих, в новом ФЗ четко разграничивается статус муниципальных служащих от статуса государственных служащих.
З амещение должностей муниципальных служащих осуществляется на основе трудового договора (контракта), а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих. Это означает, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными законодательством о муниципальной службе. Данное положение закона позволяет не дублировать в законодательстве о муниципальной службе многочисленные нормы трудового законодательства.
Это важное отличие, ибо к настоящему времени нет единого мнения среди юристов-исследователей, теоретиков и практиков по поводу вопроса об относимости муниципальных служащих (муниципальных должностей) к государственным. Часто в исследованиях эти категории служащих объединяются формулировкой «государственные (муниципальные) служащие» . Такую постановку можно объяснить тем, что, действительно, правовой статус муниципальных служащих и государственных служащих чрезвычайно близок, но задачей работы является определить, что же именно различает эти службы.
Второе: вступили в силу изменения Трудового кодекса РФ, среди которых, в частности, разделение муниципальных и государственных служащих даже с точки зрения законодательной техники – в формулировках кодекса «муниципальные служащие» не поглощаются формулировкой «государственные служащие», а находятся в сочинительной связи – то есть являются самостоятельными субъектами трудовых отношений. Этим подчеркивается особый статус муниципальных служащих как негосударственных .
И, наконец, третье: представители некоторых отраслевых правовых наук недооценивают трудовую и правовую природу служебных отношений на муниципальной службе, и тот бесспорный факт, что муниципальная служба является профессиональной деятельностью, выполняемой за вознаграждение, т.е. одной из разновидностей наемного труда.
Исходя из вышесказанного, цель данного дипломного исследования определяется как следующая: изучить на основе современного российского законодательства особенности регулирования труда (трудовой деятельности) муниципальных служащих. Во исполнение данной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть правовые основы деятельности муниципальных служащих;
- проанализировать понятие «муниципальный служащий», выделить его соотносимость с понятием «государственный служащий»;
- исследовать специфику принятия на муниципальную службу, ограничения и запреты с этим связанные;
- рассмотреть проблемы и перспективы правового регулирования труда муниципальных служащих.
Теоретической основой дипломной работы являются ряд монографических исследований, в частности: Л.В.Андриченко, О.А. Борзунова, Ю.Н.Старилова, А.Н.Кокотова, А.С.Саломаткина и др. При написании работы проанализирован ряд статей в специализированных периодических изданиях, практические комментарии к законодательству.
Объектом дипломного исследования являются правовые особенности регулирования трудовой деятельности муниципальных служащих. Предметом исследования является действующее трудовое, муниципальное и иное законодательство, регулирующее данные отношения.
Структура и объем работы: состоит из введения, трех глав, включающих восемь подразделов, заключения, списка использованной литературы.
3,000 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общие вопросы регулирования труда муниципальных служащих………...7
1.1 Правовые основы регулирования труда муниципальных служащих……..7
1.2 Муниципальный служащий: понятие, классификация муниципальных должностей муниципальной службы…………………………………………..17
1.3 Ограничения, связанные с муниципальной службой……………………..24
2. Прохождение муниципальной службы……………………………………...28
2.1 Поступление на муниципальную службу (заключение трудового договора)…………………………………………………………………………28
2.2 Содержание служебного трудового правоотношения по муниципальной службе. Особенности изменения его условий…………………………………35
2.3 Аттестация муниципальных служащих……………………………………44
2.4 Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих…………..47
2.5 Прекращение трудового договора с муниципальным служащим………..52
3. Проблемы и перспективы правового регулирования труда муниципальных служащих…………………………………………………………………………58
Заключение……………………………………………………………………….69
Список использованной литературы…………………………………………...75
3,000 руб.
Заключение
Подведем итоги особенностей правового регулирования труда муниципальных служащих в сравнении действующего Закона о муниципальной службе 2007г. и старого Закона об основах муниципальной службе 1998г.
В соответствии с Законом о муниципальной службе муниципальная служба — это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Ранее муниципальная служба определялась как профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной .
Закон о муниципальной службе по-иному определяет и муниципальную должность, а именно: муниципальная должность — это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность .
Ранее понятие «муниципальная должность» было сформулировано следующим образом — это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
В соответствии с Законом об основах муниципальной службы 1998г. муниципальные должности подразделялись на два вида (п. 2 ст. 1):
— выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;
— иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.
В Законе о муниципальной службе 2007г. такая классификация должностей отсутствует.
При этом должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.
На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии ограничений, связанных с муниципальной службой.
При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.
Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о муниципальной службе. Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий. Представителем нанимателя (работодателем) оформляется акт о назначении гражданина на должность муниципальной службы.
Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы .
В целях определения соответствия муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы проводится аттестация. Законом о муниципальной службе 2007г. изменены сроки аттестации (ст. 18). Ранее требовалось проводить аттестацию не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. В соответствии с новым порядком аттестация должна проводиться один раз в три года.
Кроме того, Законом о муниципальной службе 2007г. положения об аттестации муниципальных служащих существенно дополнены.
Так, введены ограничения относительно лиц, которые не могут подлежать аттестации:
1) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;
2) достигшие возраста 60 лет;
3) беременные женщины;
4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска;
5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).
По результатам аттестации аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или нет. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости — рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю).
Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.
Лица, замещающие муниципальные должности, наряду с правами и обязанностями, которые предусмотрены для работников Трудовым кодексом Российской Федерации, имеют дополнительные права и обязанности, обусловленные их специальным статусом.
С вступлением в силу Закона о муниципальной службе 2007г. основные права и обязанности муниципального служащего закреплены на федеральном уровне (ст. 11,12 Закона). Ранее права и обязанности муниципального служащего устанавливались уставом муниципального образования или нормативными актами органа местного самоуправления.
В части гарантий муниципальных служащих с введением нового закона ничего не изменилось. Помимо общих гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, муниципальному служащему предоставляются следующие гарантии (ст. 23 Закона о муниципальной службе 2007г.) :
1) медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после выхода муниципального служащего на пенсию;
2) пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
3) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей;
4) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения муниципальным служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;
5) защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами.
Надо сказать, что ФЗ «О муниципальной службе в РФ», регулируются не только общие положения о муниципальной службе, но и обеспечивает исполнение единства основных принципов организации муниципальной службы на всей территории Российской Федерации. Полагаем, что разночтений среди нормативных актов субъектов федерации и муниципальных образований будет гораздо меньше, ибо федеральным актом регулируются все основные составляющие правового статуса муниципального служащего, и в первую очередь – особенности регулирования трудовой деятельности.
Итак, регулирование труда муниципальных служащих, равно как и регулирование вопросов организации местного самоуправления вообще, осуществляется комплексно, нормами ряда отраслей права – прежде всего трудового права и муниципального права.
Таким образом, основой регулирования труда муниципальных служащих является федеральное трудовое законодательство, федеральное законодательство о муниципальной службе, законодательство о муниципальной службе субъектов РФ и непосредственно муниципальных образований.
3,000 руб.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) //Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 3.
3. Гражданский кодекс РФ (часть I) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. – 1994. – 32. – Ст.3301.
4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. - 2002 . - № 46. - Ст. 4532.
5. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2007. - № 10 – Ст. 1152.
6. Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
7. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2004. - № 31 - Ст. 3215.
8. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - № 22 - Ст. 2063.
9. Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // СЗ РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1231.
10. Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // СЗ РФ. - 2008. - № 18. - Ст. 2003.
11. Указ Президента РФ от 15 мая 1997г. № 484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе». // СЗ РФ. - 1997. - № 20. - Ст. 2239.
12. Алферов А. Научно-методическое обеспечение процесса профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Муниципальное право» // Муниципальная власть. - 2007. - № 2. - С. 49-54.
13. Андриченко Л.В. Муниципальная служба в Российской Федерации // Журнал российского права. - № 7. - 2008. – С.18-26.
14. Бахрах Д.Н. Административное право. - М.: Юрист, 2007. – 677с.
15. Борзунова О.А. Комментарий к Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (постатейный). - М.: Юрист, 2007. – 169с.
16. Габричидзе Б.Н. Служебное право. – М.: БЕК, 2007. – 590с.
17. Дементьев А. Институт конфликта интересов как один из способов предотвращения коррупции на муниципальном уровне // Муниципальная служба. - 2008. - № 1 (41). - С. 16-19.
18. Козбаненко В.А. Публично-правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - №3. – С. 21-25.
19. Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник – М.: Юристъ, 2008. – 495с.
20. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.М. Малиновской. – М.: ТК Велби, 2007. – 290с.
21. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н.Гусова - М.: «Издательство Проспект», 2008. – 690с.
22. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.М. Куренной. – М.: Юристъ, 2007. – 622с.
23. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» / Под ред. А.В. Колесникова. – М.: Юрист, 2007. – 156с.
24. Конин Н.М. Административное право России: учебник. - М.: Юстицинформ, 2007. – 610с.
25. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 2008. – 590с.
26. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. - М.: Норма, 2007. - С. 5.
27. Мокрый В.С. Развитие федерального законодательства о муниципальной службе // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 2. - С. 3-8.
28. Муниципальное право России: учебник / Под ред. А.С. Прудникова. – М.: Юрист, 2009. – 387с.
29. Муниципальное право: учебное пособие / Под ред. Н.И. Игнатюк, 2008. – 376с.
30. Разбицкий Е.Л. Проблемы ответственности в теории муниципального права и практике местного самоуправления. – М.: Юриспруденция, 2008. – 304с.
31. Сабитова Е.Г. Местное самоуправление. – М.: Книга сервис, 2008. – 390с.
32. Соловьев С.Г. Должностное лицо местного самоуправления: вопросы теории и практики // Журнал российского права. – 2007. - №8. – С.19-24.
33. Сурманидзе, И. Н. К вопросу об аттестации государственных и муниципальных служащих: понятия, сравнительная характеристика, законодательные нововведения // Юридический мир. - 2007. - № 8. – С.13-22.
34. Тихомиров Ю.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». - М.: Норма, 2006. – 112с.
35. Чанов С.Е. Конфликт интересов на муниципальной службе: проблемные аспекты реализации нового закона // Российская юстиция. - 2007. - № 9. - С. 14.
36. Фадеев В.И. Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. Учебное пособие. - М.: Юрист, 2008. – 199с.
37. Шайхатдинов В.Ш. Трудовой кодекс Российской Федерации и вопросы регулирования труда государственных и муниципальных служащих // Чиновникъ. - №2. – 2007. – С.32-39.
3,000 руб.