ГЛАВА I. КВН КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ГЕНЕЗИС, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
§ 1. История, структура и социокультурная специфика феномена КВН
КВН в научной литературе рассматривался либо как феномен телевизионного искусства, либо как разновидность массового самодеятельного творчества. Между тем вне поля зрения исследователей оставались особенности эволюции КВН, его социокультурные функции, общественно-политический контекст развития, функционирование соответствующих организационных структур и отдельных кавээновских коллективов и др.
Генезис КВН проходил в контексте развития советского телевидения 1950-1960 гг. и политики руководства бывшего СССР в этой области. Нельзя не увидеть доминанту общественного сознания указанного периода на исходные содержательные и структурные особенности телепередачи (телевизионной игры) «КВН» Центральной студии телевидения (г. Москва).
Очень быстро КВН вышел за пределы телевидения и начался рост его популярности в течение 1960-х гг., причинами чего стали: популярность телевидения как нового средства массовой информации; исходная близость КВН к существовавшим на тот момент вне телевидения формам массовой самодеятельности; привлекательность развлекательно-игровой драматургии кавээновских поединков; рост общественного влияния научно-технической интеллигенции; распространение в советском обществе сциенического мировоззрения. Основным результатом развития изобразительно-выразительных средств КВН стало его постепенное превращение из игрового явления в художественное. Суть этого процесса состояла в постепенном увеличении в структуре кавээновских поединков удельного веса состязаний в различных элементах художественного творчества.
Восприятие КВН общественным мнением в 1960-е годы характеризовалось преобладанием положительных оценок: КВН рассматривался прежде всего как средство формирования «нового человека», гармоничной творческой личности, что соответствовало, в частности, ориентирам, задаваемым программными документами ЦК КПСС. Во второй половине 1980-х гг. КВН воспринимался в основном как инструмент социальной сатиры. В 1990-х гг. при оценке КВН выделяется в первую очередь его значение как формы организации и проведения досуга.
Интереснозаметить взаимовлияние экранной и внеэкранной разновидностей КВН. Именно экранная является определяющей с точки зрения задания направлений развития и определения изобразительно-выразительной специфики феномена в целом. Механизм адаптации КВН к постсоветским реалиям проходил через создание дополнительных организационных структур, обеспечивающих его включение в изменившуюся систему общественно-политических и социально-экономических отношений.
В основу периодизация истории развития КВН, которую мы предлагаем, положены его характерные признаки в различные периоды времени: 1961-1964 гг. - существование КВН в «викторинной» форме, в виде произвольной совокупности конкурсов на ловкость, сообразительность, эрудицию и художественное мастерство, выход КВН за рамки собственно телевидения, появление его внеэкранной разновидности, формирование движения клубов весёлых и находчивых; 1964-1972 гг. - эстетизация телевизионной игры, постепенное «вытеснение» из программ игровых поединков конкурсов нехудожественного содержания, превращения отдельного поединка между командами КВН в соревнование в авторском, режиссёрском, актёрском мастерстве и других видах художественной деятельности; 1972-1986 гг. - период отсутствия передачи «КВН» на советском телевидении, существование КВН исключительно во внеэкранном виде, снижение его популярности, тенденция возврата к викто-ринному варианту игры, нерегулярность проведения соревнований КВН; 1986-1991 гг. - возобновление телепередачи «КВН», рост числа участников кавээновского движения, усиление наблюдавшейся ранее тенденции эстетизации КВН, значительное присутствие политической сатиры в содержании сценических номеров команд КВН, возникновение существую-щих на постоянной основе кавээновских коллективов; 1991-1994 гг. - относительный спад популярности КВН, «деполитизация» содержания кавээновского творчества, начало формирования постоянных структур организации соревнований КВН и странах бывшего СССР, закрепление художественной изобразительно-выразительной специфики в качестве своеобразного канона КВН; 1994 г. - начало XXI века - дальнейшее институциональное развитие КВН, продолжение эволюции его изобразительно-выразительных средств в направлении видового обогащения, развитие КВН в странах дальнего зарубежья, формирование КВН-сегмента современного шоу-бизнеса.
Клуб веселых и находчивый – это российское культурное явление, аналогов которого в европейской истории найти трудно, а вот источники обнаруживаются во множестве. Кроме того, КВН – многоаспектное и многосоставное образование. Предварительно мы можем принять несколько дефиниций социокультурного феномена КВН:
1) телепередача, игра (период с 1961 по 1971 г) - это соревнование молодежных команд студентов, работников, молодых ученых. Состоит оно из системы конкурсов-тестов, смоделированных ситуаций, в которых игроки импровизируют. Конкурсы: познавательный, развлекательный, психологический и пр. В период с 1985 года – эстрадно-юмористический конкурс-состязание, где команды встречаются в конкурсах, тема и жанр которых заранее определяется организаторами, а жюри определяет победителей. Команды соревнуются в мастерстве показа готовых номеров и в импровизационных конкурсах.
2) молодежное движение – место творческой, социальной и финансо-вой реализации, к которой стремится интеллектуальная молодежь с чувством юмора. Лейтмотив членов клуба – с помощью показа юмористических номеров получить позитивную реакцию зрителей и высокую оценку жюри.
3) организация – структура, которая имеет разветвленную сетку фестивалей, чемпионатов и лиг, с четкой системой субординации. Деятельность направлена на коммерческий успех, путем проведения игр, гастролей и производства телевизионного КВН-продукта.
4) вид эстрадного искусства – это симбиоз таких составляющих как: малые формы драматургии, вокальное искусство, музыка, хореография, цирк и др. с использованием изобразительно-зрелищных методов. Включает жанры: эстрадная миниатюра, театр представлений, капустник, авторская песня, пародия, клоунада, сатира, сарказм, синхробуффонада, скетч, частушки, вертеп. Главный принцип конкурса КВН – это принцип премьеры.
Кроме того, КВН можно назвать национальным проектом. Игра КВН возникла именно в СССР и продолжает пользоваться популярностью в основном в России. Любовь к юмору, большой творческий потенциал, широта души, любовь к братарству и веселому время препровождению– это одна из русских национальных черт. 60-ые годы, период, когда возник КВН, – это дефицит зрелищ, всеобщая зажатость и ущемление социальных свобод. Была попытка организовать команду КВН во Франции из коренных французов. На первой игре им помогли с текстом, постановкой и т.д. А уже на второй игре оказалось, что они абсолютно не могут понять суть КВН, а именно, что сценарий нужно писать и постановкой заниматься самостоятельно. Пока на этом все закончилось.
3,000 руб.
Абдул-Кадыров М. Маска против роли в КВН // www.amik.ru [веб-сайт Міжнародного союзу КВН (МС КВН)].
Аксельрод А. Ю. Клуб весёлых и находчивых / А. Ю. Аксельрод, С. А. Муратов, М. Ю. Яковлев. – М.: Советская Россия, 1965. – 152 с.
Аксельрод А. Ю. Курс весёлых наук / А. Ю. Аксельрод, М. И. Канд-рор, М. С. Левинтон. – М. : Искусство, 1974. – 112 с.
Амаатов М. И. Становление толерантного сознания личности в про-цессе совместной деятельности (на примере КВН-движения). Автореферат диссертации на соискание звания кандидата психологических наук. Красно-дар, 2006.
Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (Социокультур-ная динамика России) : В 2 т. – Новосибирск : Сибирский хронограф, 1997. – Т. 1 : От прошлого к будущему. — 1997. — 808 с.
Багиров Э. Г. Телевидение. ХХ век. Политика. Искусство. Мораль / Э. Г. Багиров, И. Г. Кацев – М. : Искусство, 1968. – 304 с.
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М. : Худ. лит., 1990. – 542 с.
Безклубенко С. Д. Телевизионное кино. Очерк теории. – К. : Мистец-тво, 1975. – 277 с.
Берн Э. Игры, в которые играют люди ; Люди, которые играют в иг-ры: Психология человеческих взаимоотношений; Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. М. С. Мацковский. – СПб. : Специальная лит., 1996. — 399 с.
Бореев Ю. О комическом. М.: “Искусство”, 1957
Борецкий Р. А. Телевизионная программа (Очерк теории). – М. : Ред.-изд. отд. Ком. по радиовещанию и телевидению СМ СССР, 1967. — 214 с.
Брагина А. А. Веселое слово “капустник” 1971.
Букланс Д. Г. Внутренняя и внешняя общественность в сфере КВН // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 т. Т. 2. – Киров, Изд-во Кировского филиала МГЭИ, 2005.
Вайль П. 60-е. Мир советского человека / П. Вайль, А. Генис. — М. : Новое литературное обозрение, 1996. — 368 с.
Вартанов А. С. Телевизионная эстрада. — М. : Знание, 1982. – 56 с.
Вартанов А. Телевизионные зрелища. – М. : Знание, 1986. – 68 с.
Вильчек В. М. Контуры. Наблюдения о природе телеискусства. – Ташкент : Фан, 1967. – 212 с.
Витгенштейн Л. Голубая книга; Коричневая книга; Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии. — М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. – Кн. 2 : Коричневая книга. – 1999. — 160 с.
Все шутки сезона ! (Ну, почти все...)/ АМИК, ТД «Бланк-Экспресс», 2002. – 64с.
Все шутки сезона ! (Ну, почти все...)/ АМИК, ТД «Бланк-Экспресс», 2003. – 85с.
Вулис А. З. Метаморфозы комического. – М. : Искусство, 1976. – 128 с.
Гальперина Е. В. КВН отвечает на письма / Е. В. Гальперина, Б. И. Сергеева. – М. : Искусство, 1967. – 76 с.
Геллер М. Я. Российские заметки, 1969–1979. – М. : МИК, 1999. – 567 с.
Глейзер М. Радио и телевидение в СССР. 1917 – 1963 (даты и факты). – М. : Науч.-метод. отдел Госкомитета СМ СССР по радиовещанию и телевидению, 1965. – 232 с.
Головаха Е. И. Путь к зрелости: формирование социальной зрелости советской молодёжи. – К. : Молодь, 1988. – 78 с.
Григорьев Вл. Телевизионные мечтания // Театр. – 1963. – № 5. – С. 121-128.
Громов А. В. Неформалы: кто есть кто? / А. В. Громов, О. C. Кузин. – М. : Мысль, 1990. – 267 с.
Грушин Б. А. Свободное время. Актуальные проблемы. – М. : Мысль, 1967. – 175 с.
Грушина И. Мы начинаем КВН, Борц? // www.womenclub.ru [интер-нет-издание «Женский журнал»].
Дилигенский Г. Г. Индивидуализм старый и новый (Личность в пост-советском социуме) // Полис. – 1999. – № 3. – С. 5-15.
Дмитренко С., Нимченко А. Стриптиз за секунду? Только для находчивых! // Комсомольская правда. – 2003. – 17 февр.
Журнал «ИГРА», номера за 2003-2004 года.
За круглым столом – телевизионисты // Искусство кино. – 1965. – № 3. – С. 53-67.
Зборовский Г. Е. Свободное время как социологическая категория (Соц.-ист. анализ) : Автореф. дис. ... д. филос. н. / Уральский ун-т. – Сверд-ловск, 1973. – 28 с.
Золотаревский Л. Для весёлых и находчивых // Советская культура. – 1963. – 31 янв. – С. 2.
Зудин А. Ю. Культура советского общества: логика политической трансформации // ОНС. – 1999. - № 3. – С. 59-72.
Из копилки КВН // Культурно-просветительная работа. – 1967. – № 3. – С. 63; № 6. –С. 61; № 9. – С. 61.
Каган М. С. Философия культуры. – СПб. : Петрополис, 1996. – 416 с.
Как делается КВН /С. Осташко, 2-е изд., Одесса – 2001. – 65с.
Карпухин О. И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социс. – 2000. - № 3. – С. 124-128.
Касперович Н. Возьмёмся за руки, друзья! // Телевидение и радиовещание. – 1989. – № 1. – С. 42-43.
КВН в вашем клубе : (Метод. рекомендации) / М-во культуры Башк. АССР, Респ. науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы / Сост. А. Сахапова. — Уфа : Б. и., 1990. — 17 с.
КВН для самоваров: Практическое пособие / Составитель А. Шемет - Житомир, 2000. – 115с.
КВН раскрывает секреты : Сборник. – М. : Молодая гвардия, 1967. – 336 с.
КВН с Украины (из сценариев Винницкого парка культуры и отдыха им. Горького) // Культурно-просветительная работа. – 1966. – № 7. – С. 60-62.
КВН Украины : Ежегодник, 2002 / Сост. А. Шемет. – «RIA-поліграф», 2002. – 96 с.
Кирдина С. Г. Социокультурный и институциональный подход как основа позитивной социологии в России // Социол. исслед. – 2002. – № 12. – С. 23-32.
Кисунько В. «Почём опиум для народа?» Как живут и умирают телевизионные циклы // Телевидение и радиовещание. – 1991. – № 12. – С. 12-15.
Клубоведение / Под ред. В. А. Ковшарова и др. – М. : Просвещение, 1972. – 320 с.
Клубоведение. Под ред. С. Н. Иконниковой, В. И. Чепелева. — М. : Просвещение, 1980. — 397 с.
Копылова Р. Д. Выразительные средства игрового телевидения (постановка проблемы) // Автореф. дис. … канд. искусствоведения / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. – Л., 1971. – 20 с.
Кречмар Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко / Пер. с нем. М. Г. Ратгауз. – 1970-85 гг. – М. : АИРО – ХХ, 1997. – 320 с.
Куликов Ю. Самодеятельность как категория марксистской теории культуры // Народное творчество в культуре развитого социалистического общества : Сб. науч. тр. – М., 1982.
Культура досуга / В. М. Пич и др. – К. : Изд-во КГУ, 1990. – 239 с.
Левин И. КВН завоёвывает сердца // Клуб. – 1963. – № 9. – С. 11-12.
Ли Силбер. Карьера для творческого человека . Курс выживания в джунглях современного бизнеса. - М.: ООО «Добрая книга», 2002. – 384с.
Лук А. О чувстве юмора и остроумии, 1977
Майерс Д. Социальная психология / Перев. С англ. – СПб.: Издательство «Питер»,1999. – 688с.
Макаревский Д. Я. Книга про нас. – Одесса : Друк, 1999. – 192 с.
Мангейм К. Очерки социологии знания: проблема поколений – состязательность – экономические амбиции / Пер. с англ. Е. Я. Додин. – М. : ИНИОН РАН, 2000. – 162 с.
Марфин М. и Чивурин А. Что такое КВН / 3-е изд., Симферополь, 2003. – 195с.
Марфин М. Сезон перемен. (В конце марта начинаются состязания в Клубе Веселых и Находчивых) // Огонёк. – 1998. – № 11. – С. 53-55.
Марфин М. Что такое КВН? / М. Марфин, А. Чивурин. – Винница : Энозис, 2000. – 120 с.
Мельгунов С. Из истории студенческих обществ в русских университетах.1904.
Мид М. Культура и мир детства / Пер. с англ. – Ю. А. Асеев. – М. : Наука, 1988. – 432 с.
Миронов А. Отдых – это непросто // Литературная газета. – 1980. – № 18. – С. 8.
Молодёжь и культура. Проблемы досуга, худ. творчества, становле-ния личности : Сб. науч. тр. – М. : НИИ культуры. – 1985. – 144 с.
Муратов С. А. Встречная исповедь: (Размышления о культуре телевизионного диалога). – М. : Знание, 1988. – 56 с.
Муратов С. КВН. Возвращение к сказке / С. Муратов, Г. Фере // ТВ-публицист : Сб. сценариев. – М. : Искусство, 1971. – С. 110-163.
Мы начинаем КВН. – М. : Восток, 1996. – 218 с.
Находчивый // Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М. : Русск. словари, 1994. – С. 339.
Николаев Д. Смех - оружие сатиры, “Искусство”, 1962
Падейский В. В. Форматы телевизионного театра // Техника кино и телевидения. – 2001. – № 1. – C. 49-51.
Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. – СПб.: Питер, 2002. – 160с.
Пилипенко В. Театр или команда // Студенческий меридиан. – 1987. – № 5. – С. 53-54.
Пименова В. Н. Свободное время в социалистическом обществе. Теоретический анализ соотношения свободного времени общества и личности. – М. : Наука, 1974. – 311 с.
Писковый В. Страна — КВН // Зеркало недели. – 1997. – 18–24 янв. (№ 2).
Пыжиков А. Социально-психологические аспекты общественной жизни в годы «оттепели» // Свободная мысль–ХХІ. – 2003. – № 6. – С. 103-110.
Разлогов К. Э. Экран как мясорубка культурного дискурса // Вопр. философии. – 2002. – № 8. – С. 24-42.
Рашпиль для ума/ Серия «КВН для самоваров»/ Составитель А. Ше-мет – Житомир, 2001. – 59с.
Ромм М. И. Наш достойный соперник // Избр. произв. : в 3 т. М. : Искусство, 1980. Т. 1. : Теория. Критика. Публицистика. –– С. 420–429.
Сагалаев Э. Феномен игры // Телевидение и радиовещание. – 1988. – № 9. – С. 8-10.
Санников В. Русская языковая шутка. От Пушкина до наших дней. 2003.
Саппак В. С. Телевидение и мы. – М. : Искусство, 1988. – 168 с.
Сасыхов А. В., Основы клубоведения. Теория и методика клубной работы / А. В. Сасыхов, Ю. А. Стрельцов. – Улан-Удэ. : Бурят. книж. изд-во, 1969. – 532 с.
Смейтесь, джентльмены. Прижизненные записки Одесского клуба весёлых и находчивых. – Херсон : Б. и., 1992. – 288 с.
Смирнова Е. И. Клубные объединения. – М. : Просвещение, 1977. – 160 с.
Сорокин В.В. Общество русского смеха. Декабристы в Москве. 1963.
Социология молодёжи / Отв. ред. В. Т. Лисовский. – СПб. : Изд-во С. – Петербургского университет, 1996. — 460 с.
Спортивный КВН. – Минск : Физкультура и спорт, 1969. – 50 с.
Студенческие театры эстрадных миниатюр. (К итогам Всесоюзного фестиваля СТЭМов 1987-1988г.г.) Москва. 1988.
СТЭМы вчера, сегодня… //Клуб и художественная самодеятельность. 1982. №8.
Тарнорудер Ю. Удачи Вам, весёлые и находчивые // Комсомольское знамя. – 1963. – 9 апр. – С. 3.
Театр КВН ДГУ или 10 лет шутя // www.dnepr.liter.net [веб-сайт «Геопоэтический сервер крымского клуба Екатеринослав – Днепропетровск – Сичеслав»].
Трегубов Б. А. Свободное время молодёжи: сущность, типология, управление / Калининградский ун-т – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1991. – 154 с.
Тюкалова Т. В. Телевидение в системе массовой коммуникации : Ав-тореф. дис. … канд. филос. наук / МГУ. – М., 1971. – 20 с.
Урвалов В. А. Очерки истории телевидения. – М. : Наука, 1990. – 215 с.
Устинов И. КВН- Forever. Красноярск. 1999.
Федеральная программа развития школьного КВН // www.kvn-tv.ru
Фирсов В. М. Телевидение глазами социолога. – М. : Искусство, 1971. – 192 с.
Флиер А. Я. Кризис социокультурный // Культурология. ХХ век. Словарь. – СПб. : Университетская книга, 1997. – 640 с.
Фролов В. О советской комедии, “Искусство, 1954
Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры.
Чего мы ждём от КВН? // Журналист. – 1968. – № 1. – С. 13-16.
Щуплов А. Как стать КВН-гуру (Очаровательные игры для постсоветской буржуазии) // Независимая газета. – 2001. – 24 нояб.
Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
Юнисов М. В. Мифопоэтика студенческого смеха (СТЭМ и КВН) 1999.
Юнисов М. В. Мифопоэтика студенческого смеха: СТЭМ и КВН. – М. : Гос. ин-т искусствознания, 1999. – 176 с.
Юнисов М. В. Студенческий театр эстрадных миниатюр. 1999.
Юровский А. На экране – личность // Телевидение и радиовещание. – 1991. – № 9. – С. 22-23.
Юровский А. Я. Об искусстве телевидения. – М. : Знание, 1965. – 72 с.
Ярцев В. Ведущая КВН // Советское радио и телевидение. – 1966. . – № 9. – С. 24-25.
3,000 руб.