Актуальность исследования. Одной из ведущих личностных функций человека является отношение к собственному здоровью как к важнейшему фактору реализации жизненных смыслов и целей.
На современном этапе развития общества социальная напряженность и ухудшение экологических характеристик среды обитания человека, порожденные ситуацией преобразования экономики и социальной сферы, настоятельно требуют подготовки личности к динамично изменяющимся условиям существования. Отсюда возрастают требования к адаптационным способностям организма, уровню здоровья и его ресурсам. В связи с этим функции образовательных учреждений не сводятся к вооружению учащихся знаниями в соответствии с учебным планом. На первое место выходит подготовка выпускников к вхождению в сложные, зачастую неблагоприятные жизненные ситуации, развитие у них способности противостоять неблагоприятным факторам, разрушающим здоровье. В связи с этим особое значение приобретает формирование личностных установок, разумного отношения к своему организму, к здоровью как одной из высших ценностей, обеспечивающих самореализацию, самоактуализацию человека в общественной и личностной сферах. Воспитание готовности к принятию здорового образа жизни рассматривается исследователями (Л. И. Алёшина, Е. В. Бондаревская, М. Я. Виленский, Э. Н. Вайнер, И. Ю. Глинянова, В. П. Казначеев, И. А. Колесникова, В. П. Петленко, В. В. Сериков, Л. Г. Татарникова и др.) как приоритетная и специфическая цель личностно ориентированного образования. Необходимость целенаправленной подготовки будущих учителей к воспитанию здорового образа жизни у учащихся обусловливается тем, что снижение уровня здоровья детей, подростков, юношей и девушек становится сегодня одним из наиболее негативных факторов, препятствующих развитию общества, нации, реализации личностью своих жизненных планов.
Ценностная переориентация общества привела к необходимости формирования качественно новой школы и нового учителя. К сожалению, школа, несмотря на провозглашение идеи "гуманизации", становится все опаснее для здоровья ребенка, неоправданно возрастают учебные и психологические нагрузки, что подрывает уже в детском возрасте фундамент здоровья, а значит и личностного потенциала человека.
И. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, Э. М. Казин, Л. Г. Татарникова, Е. А. Шульгин и другие авторы отмечают, что до сих пор в школах учителя не готовы к формированию здорового образа жизни учащихся. В связи с неподготовленностью основной массы педагогов к ведению этой работы, особенно в старших классах средней школы, постоянно увеличивается число курящих подростков, девушек и юношей, становится "нормой" раннее вступление в сексуальные отношения, тяга к алкоголю, наркотикам. В образовательных учреждениях нередки случаи возникновения дидактогенных ситуаций, приводящих к стрессам, различным формам неврозов и другим нарушениям здоровья учащихся. Все это говорит о том, что проблема подготовки учителя к воспитательной работе по формированию устойчивой мотивации здорового образа жизни учащихся весьма актуальна и требует научного осмысления.
Исследования Л. И. Алешиной, А. И. Борисенко, С. Ю. Лебедченко показывают, что уровень мотивации здорового образа жизни, уровень культуры здоровья у основной массы старшеклассников довольно низкий и требуются специальные усилия по их формированию, ограничивающиеся, как правило, введением дополнительных учебных предметов, что зачастую малоэффективно. Воспитание здорового образа жизни требует для своей оптимальной реализации качеств личности педагога, не всегда зависящих от имеющихся предметных знаний. В этом процессе чрезвычайно важен личностный опыт, приобретенный учителем, его собственные умения и навыки ведения здорового образа жизни, кроме того, ему необходимы умения и навыки трансляции своего личностного опыта учащимся.
Объект исследования: здоровьесберегающий характер учебно-воспитательного процесса в старших классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс формирования мотивации здорового образа жизни у старшеклассников на уроках физического воспитания.
Цель исследования: обосновать необходимость формирования мотиваций здорового образа жизни старших школьников, разработать практическую систему работы учителя физкультуры по воспитанию отношения учащихся к здоровому образу жизни как к ценности.
Задачи исследования:
1. Уточнить содержание понятия «здоровый образ жизни» как личностного качества.
2. Выявить педагогический феномен валеологии в современном социокультурном пространстве.
3. Обосновать модель формирования мотиваций здорового образа жизни у старших школьников.
4. Разработать систему педагогических средств, направленных на формирование мотивации здорового образа жизни старших школьников.
Методы исследования: анализ и систематизация выводов дидактических, методических и валеологических исследований по данной проблеме; изучение и обобщение исторического и современного педагогического опыта в России и за рубежом; ретроспективный и пооперационный анализ педагогической деятельности, моделирование организационно-педагогических и диагностических ситуаций; методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение за деятельностью и поведением детей; беседы, анкетирование, тестирование.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
2,500 руб.
1. Алешина Л.И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Диссертация на соискание уч. степ. канд. пед. наук. – Волгоград, 1998.
2. Аллакаева Л.М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников: Автореферат на соиск. уч. степ. канд. пед. наук, Н.Новгород, 2004. – 22 с.
3. Апанасенко Г.Л. Здоровье: методология и методика комплексной оценки // Мат. Всесоюз.конф. «Здоровье и функциональные возможности человека». М., 1985. 21 с.
4. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практи-ки //Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – СПб.: Наука, 1993. – С. 49-59.
5. Аршавский И.А. Принцип доминанты в системе обучения // Педагогика, 1991. - № 9. – С.62-66.
6. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М. 1976. С. 73-74.
7. Баянова Л.И. Формирование валеологической культуры младших школьников. Ав-тореферат на соиск. уч. степ. канд. пед. наук, Казань, 2002. – 23 с.
8. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о пра-вильном питании». – Nestle, М.: 1999. – 72 с.
9. Беляев А.В. Материалы для исследования влияния учебных занятий на физическое развитие учащихся. – СПб, 1887.
10. Бецкой И.И. Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоева пола благородного и мещанского юношества. С прочими в пользу общества установлениями. Т.1. – СПб, 1789.
11. Большая медицинская энциклопедия. Т.1., Т. 18. М.: Сов. энциклопедия, 1974-1988.
12. Бондин В.И. Валеология: физическое состояние и здоровье человека. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского государственного педагогического университета, 1998. – 163 с.
13. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – С.62.
14. Вайнер Э.Н., Бекетова Л.М., Грезнева О.Ю., Насонова Е.Е. К вопросу о методоло-гии валеологии //Сб. научн.тр. – Л.: ЛГПИ, 1996. – С. 25-30.
15. Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебник. Липецк: Липецкое издательство, 1998. 183 с.
16. Вайнер Э Н. Валеологическое образование. // Высшее образование в России. – 1999. – № 4. – С.70-72.
17. Валеология: Учебное пособие / Под общей ред. проф. В.П.Соломина, проф. Ю.Д.Варшамова. – СПб.: Образование, 1995. – 205 с.
18. Васильева В.Н., Логунцева О.Н. Концепция и опыт работы школьного валеологи-ческого центра г.Северска // Валеология. 1998. №4. С. 11-13.
19. Воронцов И.М. К обоснованию некоторых методологических и частных подходов для формирования валеологических концепций в педиатрии и педологии // «Мето-дология и социология педиатрии: Сб. науч. тр». Санкт-Петербургский ин-т педиат-рии. – СПб, 1991. – С.8-27.
20. Выготский Л.С. Развитие интересов в переходном возрасте. – М-Л.: 1931.
21. Громбах С.М. Гигиена учебных занятий в школе. – М.: Медгиз, 1958. – 124 с.
22. Гундаров И.А., Полесский В.А. Актуальные вопросы практической валеологии // Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб.: Наука, 1993. 256 с.
23. Десятов С.М. Педагогические условия создания здоровьесберегающей системы организации образовательного процесса в массовой школе: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – Омск, 1999. – 23 с.
24. «Духовный регламент». – Киев, 1823. – С.96-97.
25. Дыхан Л.В. Педагогические условия валеологизации образовательной среды млад-ших школьников. Таганрог, 2000. 260 с.
26. Жук Е.Г. Гигиеническая концепция здорового образа жизни. // Санитария и гигие-на. 1990. № 6. С. 68.
27. Зайцев Г.К. Школьная валеология. СПб.: Издательство «Акцидент», 1998. – 159 с.
28. Зайцев Г.К., Колбанов В.В, Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. - СПб: Изд. СПГУПМ., 1994. - 78 с.
29. Зайцев Г.К Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования // Валеология. 1997. №4. С. 16-21.
30. Захаревич Н.Б. Валеологические основы стратегии педагогической деятельности: Диссертация на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – СПб, 1998. – 195 с.
31. Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. Материалы Вто-рой Всероссийской науч.-пр. конф. 25-26 марта 1997 / под ред. В.В.Колбанова. СПб.: СПб ГУМП, 1997. 166 с.
32. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989. – 128 с.
33. Изучение мотивации детей и подростков. / Под.ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. – М.: 1972. – 73 с.
34. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педаго-гика, 1984. – 144 с.
35. Ишухина Е.В. Формирование здорового образа жизни младших школьников: Автореферат на соиск. уч. степ. канд. пед. наук, Шуя, 2004. – 24 с.
36. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья че-ловека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
37. Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. – СПб.: ГУПМ, 1992. – 52 с.
38. Колбанов В.В. Методологические и организационные основы педагогической ва-леологии // Сб. науч. тр. – Л.: ЛГПИ, 1996. – С. 55-61.
39. Колесов Д.В. Валеология – новое направление в педагогических науках. // Биоло-гия в школе. – 1997. – № 2. – С. 50 – 53.
40. Коротаева Л.А. Организация системы валеологической службы в школе как усло-вие формирования физически и духовно здоровой личности. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – Казань, 1997. – 205 с.
41. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методиче-ское пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 139 с.
42. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971. 39 с.
43. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. – М.: Медицина, 1986. – 196 с.
44. Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопросы психологии, 1980, № 5 - С. 17-25.
45. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивов учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
46. Матвеев Л.П. Теория и методика физкультуры. Учебник для институтов физкуль-туры. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
47. Митяева А.Н. Психолого-педагогические условия становления валеологической культуры младших подростков. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. пед. наук– Орел, 1999. – 209 с.
48. Морозов В.О. Педагогические условия формирования валеологических ориентаций школьников: Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – Оренбург, 1998. – 203 с.
49. Найн А.А., Сериков С.Г. Проблемы здоровья участников образовательного процес-са. // Педагогика. - № 6. – 1998. – С.53.
50. Никифорова Т.Ю. Валеологическое образование в формировании культуры здо-ровья у школьников. Автореферат на соиск. уч. степ. канд. пед. наук, Липецк, 2002. – 24 с.
51. Пастушек Г.П. Формирование здорового образа жизни студентов педагогического вуза средствами физической культуры: Диссертация на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – Минск, 1992. – 201 с.
52. Петленко В.П. Познай и сотвори себя: основные проблемы педагогической валео-логии. // Здоровье образование: концептуальные основы педагогической валеологии: Материалы Всеросс. научно-практ. семинара, Санкт-Петербург 7-9 декабря, 1993 года. – СПб, 1994. – С. 26-28.
53. Петленко В.П. Валеология человека: Здоровье – Любовь – Красота в 5 томах. – СПб.: Петрок, 1997. – 1780 с.
54. Пономарчук В.А., Аяшев О.А. Физкультура и становление личности. М.: Физкуль-тура и спорт, 1991. – 159 с.
55. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1996. – 592 с.
56. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989, Т.2. – С.328.
57. Сердюковская Г.Н. Гигиенические проблемы здоровья подрастающего поколения // Гигиена и санитария. – 1992. – № 4. – С.24-28.
58. Соломенко Л.Д. Влияние образовательных технологий на состояние здоровья школьников: Диссертация на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Ульяновск, 1998. 329 с.
59. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М: Просвещение, 1979. – 396 с.
60. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. – СПб.: РЕТRОС, 1997. – 352 с.
61. Татарникова Л.Г., Глинянова И.Ю. Я и мое здоровье: Учебное пособие по валеоло-гии. Ч.1. – Волгоград: Перемена, 1995. – 144 с.
62. Тиссен П.П. Формирование валеологической образованности школьников средст-вами физической культуры: Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – Оренбург, 1998. – 181с.
63. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 1996.
64. Усанова Е.П., Шарова Н.Н. Современные подходы к формированию здоровья детей в образовательных учреждениях // Школа здоровья. 1998. Т.5. №3-4. С. 81-87.
65. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М: Учпедгиз, 1953. Т.1. в 2-х томах. – 639 с.
66. Фундаментальные и прикладные аспекты создания государственного стандарта учебных программ по валеологическому воспитанию под ред. Э.М.Казина. М, 1998. С.6.
67. Шамин А.Н. Государственная программа «Здоровье населения России» // Биология в школе. – 1992. - № 2. – с. 15-17.
68. Школа Е.О. Валеологическое сопровождение образовательного процесса как усло-вие реализации разноуровневых программ в современной школе. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. СПб, 1997. – 225 с.
69. Шульгин Е.А. Валеологические подходы к обеспечению траектории образователь-ного процесса // Инновационные процессы валеологической направленности в сис-теме общего образования Волгоградского региона: теория и практика. Волгоград: Перемена, 1999. – С. 1-3.
2,500 руб.