Введение
Содержание
Заключение
Литература
В Российской Федерации законом предусмотрены различные формы защиты права. Защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или третейские суды. Защита нарушенных гражданских прав в административном порядке возможна лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующего с 1 января 1995 г., далее - ГК РФ).
Основу современных экономических отношений Российской Федерации составляет рыночная экономика, т.е. экономика, основанная на предпринимательской деятельности, поэтому в противовес ранее действующей системе государственного арбитража, функционировавшего в экономике административно-командного типа, была создана система арбитражных судов, задачей которых является защита нарушенных прав и законных интересов субъектов права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 127 Конституции Российской Федерации говорится: "Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики".
В ст. 3 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" закреплена система арбитражных судов в Российской Федерации, которую составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округов (далее - арбитражные суды субъектов Федерации).
Наша работа посвящена истории, понятию, системе и структуре арбитражных судов в Российской Федерации, их функциям и задачам.
750 руб.
Введение 3
1. История становления арбитражных судов в Российской Федерации 5
2. Понятие арбитражных судов и их система 11
3. Задачи и функции арбитражных судов 18
Заключение 22
Список источников 24
750 руб.
Заключение
Арбитражные суды - это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению Российской Федерации (федеральному законодательству) и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан - индивидуальных предпринимателей, а также Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления и граждан в случаях, предусмотренных законом.
Арбитражные суды в Российской Федерации составляют единую систему федеральных судов, определяемую ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (абз. 4 ч. 3 ст. 4) и ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Согласно этому Закону в России действует Высший Арбитражный Суд РФ, 10 федеральных арбитражных судов округов (суды кассационной инстанции), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
После создания системы арбитражных судов в России в 1991 году правовая основа деятельности арбитражных судов изменялась трижды, и каждый раз - путем принятия нового Кодекса. Действующий АПК РФ был принят 6 лет назад - для динамично развивающейся системы экономического правосудия достаточный срок, который позволяет подвести некоторые итоги и наметить пути ее развития.
Последняя пятилетка отмечается действием Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2002 - 2006 годы". Для арбитражных судов одним из главных результатов этого периода стало окончательное формирование системы арбитражных судов, которая теперь стала четырехзвенной: апелляционная инстанция выделена в самостоятельные суды. Главная цель создания самостоятельных апелляционных судов - в обособлении второй инстанции, придании ей независимости. Кроме того, создание апелляционных судов по образу кассационной инстанции преследовало цель уйти от административно-территориального деления.
Смысл выделения апелляционной инстанции из судов первой инстанции очевиден, об этом много говорилось и писалось. Однако в создании и функционировании межрегиональных апелляционных судов в нынешнем виде есть и свои минусы, в первую очередь это удаление правосудия в апелляционной инстанции от места нахождения или места жительства участвующих в деле лиц. Как правило, в апелляционные округа входят по 3 - 5 субъектов Российской Федерации, и только в одном из них остается апелляционный суд. По России таких субъектов только двадцать. В остальных субъектах стороны спора вынуждены выбирать: либо нести большие расходы и тратить время на участие в апелляционном процессе, либо отказываться от явки в судебное заседание. Неучастие в судебном заседании, учитывая объем полномочий апелляционной инстанции по повторному рассмотрению дела и состязательность процесса, может привести к неблагоприятному для отсутствующей стороны исходу дела.
Возможны дальнейшие изменения арбитражного процессуального законодательства, возникающие в том числе в связи с реализацией Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы", например:
- введение ограничений на кассацию, минуя апелляцию;
- введение обязательной аудиозаписи судебных заседаний;
- развитие механизмов досудебного рассмотрения дел, подведомственных арбитражным судам;
- стимулирование процедур медиации и т.д.
750 руб.
1. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 28.04.2008) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ", 01.05.1995, N 18, ст. 1589.
2. Редакции ФКЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 11 июня 2003 г. // Российская газета. 2003. 9 июня.
3. Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. (Переиздание учебника 1917 г.) Краснодар, 2003. С. 173.
4. Арбитражный процесс. Учебник для вузов / Под ред. проф. М. Треушникова. М.: Издательство БЕК, 1993. С. 2 - 3.
5. Арбитражный процесс: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. М.К. Треушникова.-М.: ОАО "Издательский Дом "Городец", 2007.
6. Арбитражный процесс: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. М.К. Треушникова.-М.: ОАО "Издательский Дом "Городец", 2007.
7. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (1992 - 2000 гг.) // Вестник ВАС РФ. 2001. N 1. Приложение.
8. Информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, части I и II. Специальное приложение // Вестник ВАС РФ. 2003. NN 10, 11.
9. Арбитражный процесс: курс лекций / Под ред. Н.А. Рогожина.-М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
10. Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. проф. Р.Э. Гукасяна. М., 2006.
11. Арсенов И.Г. Арбитражный процесс: Проблемы кассационного производства. М.: Норма, 2004.
12. Кожемяко А.С. Кассационное производство в арбитражном суде: теория и практика. М.: Издательский дом "Городец", 2004.
13. Шерстюк В.М. Арбитражный процесс в вопросах и ответах. М.: Издательский дом "Городец", 2004.
14. Шерстюк В.М. Новые положения третьего Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. М.: Издательский дом "Городец", 2003.
15. Шерстюк В.М. Развитие принципов арбитражного процессуального права. М.: Издательский дом "Городец", 2004.
750 руб.