Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что становление российской государственности проходило в драматичной обстановке. Главная причина этого состояла в том, что, став самостоятельной, сделав значимые шаги по отказу от социалистических принципов развития, Россия по форме правления продолжала оставаться республикой Советов. Налицо была несовместимость, дуализм политической системы переходного периода, которая предусматривала с одной стороны власть Советов, с другой - структуру единовластия снизу доверху в лице глав администраций, президентов автономных республик во главе со всенародно избранным Президентом России, что не могло не привести в дальнейшем как к противоречиям, так и к противостоянию структур власти.
Конфликт между президентом и парламентом, впервые резко обозначившийся в оценке экономической реформы, предпринятой в начале 1992 года правительством Гайдара при поддержке Б.Н.Ельцина, которая ознаменовалась либерализацией цен на все промышленные и продовольственные товары, то отливаясь, то усиливаясь, в сентябре 1993 года достигает апогея, 21 сентября Президент обнародовал свой указ 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ». В нем говорилось о прекращении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ и о назначении выборов в новый представительный орган, нижнюю палату Федерального собрания - Государственную думу на 11-12 декабря 1993 года. На те же дни был назначен всероссийский референдум по проекту российской конституции. Конституционный суд и X съезд народных депутатов охарактеризовали указ 1400 как акт государственного переворота. Противостояние завершилось вооруженным захватом здания Верховного Совета и арестом парламента.
Переворот, направленный на установление единовластия Президента, позволил ему преступить к слому всей системы Советов. Указом от 26 октября 1993 года «О реформе местного самоуправления в РФ» прекратилась деятельность городских, районных и сельских Советов. Был отменен порядок избрания глав администраций. В краях, областях, автономных республиках, округах и городах федерального значения они стали назначаться Президентом. 12 декабря 1993 года прошли выборы в Государственную думу и была принята новая Конституция РФ. Россия вступила в новый этап своего развития, суть которого состояла в приведении органов государственной власти в соответствие с новой Конституцией.
Актуальность определила цель нашего исследования: выявить характерные черты новой российской государственности.
Для реализации поставленной цели предстояло решить ряд исследовательских задач:
1. Выявить этапы в становлении новой российской государственности.
2. Дать характеристику нового этапа социально-экономического развития страны.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (15 источников).
750 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Становление новой российской государственности…………………….. 5
2. Новый этап социально-экономического развития страны…………….17
Заключение………………………………...……………………………………27
Литература…………………………………………………………...………….29
750 руб.
Заключение
Становление новой российской государственности, органов власти, государственного и муниципального управления шло (а во многом и продолжает идти) в исключительно сложных условиях. Не удивительно поэтому, что законодательное оформление новой российской государственности, поиск рационального устройства органов-властей управления, их состава и структуры, механизмов функционирования шел не столько постепенно, сколько очень медленно и неравномерно, методом проб и ошибок, постоянных поправок к действовавшей Конституции РСФСР, законов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.
В подведении итогов, следует обратить внимание на некоторые особенности Конституции РФ 1993 года:
1. Конституция отражает кардинальные изменения в ценностных ориентациях, которые произошли в обществе и государстве в постсоветский период. По своей структуре и содержанию она близка к конституциям развитых капиталистических стран - Франции, Италии, Японии, Германии.
2. Конституция юридически закрепляет республиканскую форму правления.
3. Механизм государственной власти по Конституции включает в себя следующие органы: глава государства - президент; представительный и законодательный орган – Федеральное собрание; исполнительную осуществляет Правительство РФ; правосудие вершит система судов. Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления, которые реализуют некоторые функции государства, но непосредственно в систему органов власти не входят. Особенностью государственной власти в РФ является то, что она осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Тем самым в РФ преодолен прежний принцип построения системы государственных органов, действовавших в Советском государстве, где они часто совмещали функции законодательной и исполнительной власти.
4. Конституция зафиксировала принципиальную новизну в форме государственного устройства. Российская Федерация включает в себя 89 субъектов, которые строятся теперь не только по национальному, но и по территориальному признаку, а также равны между собой (чего никогда не было в истории российского государства).
5. Принципиально иначе Конституция РФ закрепляет соотношение государства и личности. Если в условиях тоталитарных режимов на первое место ставилось государство, то в Конституции РФ на первое место ставится личность и ее политические и экономические права.
Важнейшим после Конституции РФ достижением законотворческой деятельности российского государства является разработка и принятие первой и второй части Гражданского кодекса РФ, который регулирует многообразные имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие и развивающиеся в условиях рынка и экономической свободы личности. В 1995 году был принят Семейный кодекс РФ, заменивший Кодекс законов о браке и семье 1969 года.
В 1996 году был одобрен Государственной думой и с 1 января 1997 года начал действовать новый Уголовный кодекс. Он в значительной мере аккумулировал изменения, произошедшие в уголовном законодательстве в 90-е годы по сравнению с Уголовным кодексом РСФСР 1960 года.
Происходит обновление законодательства и по другим отраслям права. В настоящее время ведется подготовка нового Кодекса законов о труде, Кодекса об административных правонарушениях, Земельного кодекса, Налогового кодекса, Уголовно-процессуального и Гражданско-процессуального кодексов. Продолжается работа над третьей частью Гражданского кодекса, включающей вопросы авторского, изобретательского и наследственного права. Но процесс законотворчества идет не просто. По ряду отраслей права развитие законодательства ведется медленными темпами и явно отстает от динамики современных процессов.
750 руб.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М.: Буквица. 1996.
2. Воронин А.В. История Российской государственности. Мурманск. 1998.
3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, ХХ век – М.: Просвещение, 1995.
4. История России А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгива.: Учебник. - М. Проспект, 1999.
5. История России. XX век / Отв.ред. В.П. Дмитренко. М., 1998.
6. История России. ХХ век /А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко и др. – М.: Издательство АСТ, 1996.
7. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996.
8. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. М., 2000.
9. Послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru
10. Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия. М., 2005.
11. Рябикин С. Новейшая история России /1991-1997/. СПб.,1997.
12. Селезнев Г.Н. Правовое государство – история и современность // Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А.Кислицын. Ростов н/Д, 1998.
13. Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учеб. пособие. М., 2006.
14. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001.
15. Хрестоматия по Истории России с древнейших времён до наших дней.
750 руб.