Сегодня особенно актуальна и трудноразрешима проблема организации эффективного налогового контроля в России, являющегося важным
средством защиты имущественных интересов, как частных собственников, так и государства. Непременным условием четкого функционирования
всей системы налогового контроля является эффективность работы налоговых органов, обеспечивающих формирование доходной части бюджета
страны.
Немаловажную роль в проводимой МНС России работе по подготовке процедур налогового контроля и разработке предложений по
совершенствованию налогового законодательства играет изучение опыта стран с развитой рыночной экономикой, использование которого (с
учетом особенностей современного этапа развития российской экономики, а также богатейшей практики работы налоговых органов на местах)
дает возможность ориентировать разрабатываемые нормативные и методические документы на уровень современных международных
стандартов и требований. В данной работе мы попытались осветить наиболее интересные и актуальные аспекты организации работы налоговых
органов, их структуру и функционирование, на примере двух экономически высокоразвитых стран – США и Германии, использование которых в
отечественной практике могло бы повысить эффективность работы налоговых органов.
Из практического опыта, накопленного этими странами, следует, что необходимыми признаками любой высокоразвитой системы контроля за
соблюдением налогового законодательства являются:
- создание структуры налогового ведомства с ориентацией на определенные категории налогоплательщиков, а также четкая и ясная
ответственность по вертикали внутри ведомства;
- проводить эффективную работу с населением (public relations), связанную с ознакомлением с налоговым законодательством, а также
оказывать помощь по заполнению деклараций и другим вопросам, касающимся налогообложения;
- наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок, дающей возможность выбрать
наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговых органов, добиться
максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за
счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется
наибольшей;
- применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных, как на разработанной налоговым ведомством
единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей
налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;
- использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них,
эффективно распределять нагрузку при планировании их работы;
Целью дипломной работы является изучение контроля налоговых органов за применением упрощенной системы налогообложения в Российской
Федерации.
В связи с поставленной целью в работе раскрывается ряд следующих задач:
- изучить теоретические и правовые основы налогового контроля за применением упрощенной системы налогообложения;
- исследовать процесс налогового контроля за исчислением и уплатой единого налога при упрощенной системе налогообложения;
- проанализировать организацию налогового контроля за налогоплательщиками применяющими упрощенную систему налогообложения;
- изучить проблемы и предложить пути совершенствования налогового контроля за налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему
налогообложения.
Действующее налоговое законодательство закрепляет обязанность субъектов налогообложения вносить налоговые платежи в установленных
размерах и в определенные сроки. Однако исполнение этой обязанности пока оставляет желать лучшего.
Стало нормой уклонение от налоговой повинности легальными - когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая
при этом действующих правовых норм и нелегальными, т.е. запрещенными законом способами.
Теоретической основой для написания данной работы послужили труды ученых - экономистов, юристов, предложения работников ГНС РФ,
законы, указы, постановления, инструкции, регламентирующие порядок осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства.
При выполнении данной дипломной работы использованы следующие методы: статистико-экономические, графический и расчетно-
конструктивный методы.
3,000 руб.
В современных условиях в системе финансового контроля важное место занимает такой его вид, как налоговый контроль, который призван
обеспечивать соблюдение субъектами хозяйствования и гражданами законодательства о налогах и сборах и в конечном итоге - поступление
причитающихся государству налоговых платежей в бюджет вовремя и в полном объеме.
Установленный законодательством Российской Федерации специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения
предоставляет субъектам предпринимательства возможность снижения налогового бремени, упрощения учета и отчетности, сокращения
документооборота.
Такими мерами государство осуществляет стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса,
которая в условиях меняющейся экономики представляется более жизнеспособной благодаря своей гибкости, оперативности реагирования на
изменения законодательства, рынка, экономической, политической, социальной, экологической ситуации в стране.
Поддержка малого предпринимательства осуществляется в Российской Федерации уже более десяти лет. Накопленный за это время
опыт положен в основу введенных с 2002 года специальных режимов налогообложения, предусматривающих замену нескольких основных (по
объемам отчислений) налогов уплатой одного налога для определенных законом категорий налогоплательщиков. Учтены недостатки ранее
действовавших систем налогообложения, в результате чего предусмотренный главой 26.2 Налогового кодекса налоговый режим стал более
приемлем для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. В частности, торговые предприятия могут теперь уменьшать свой
налогооблагаемый доход на величину произведенных расходов, тогда как по ранее действовавшей системе они платили единый налог со всей
суммы валовой выручки. Отменена оплата стоимости патента, удостоверяющего право на применение упрощенной системы налогообложения.
Учтены также достижения науки и техники – налогоплательщики вправе вести книгу учета доходов и расходов своей деятельности в
электронном виде, представлять отчетность в налоговый орган посредством электронной почты.
Исследование применяемой в Российской Федерации упрощенной системы налогообложения позволяет сделать вывод о том, что данный
налоговый режим улучшает положение налогоплательщика, его применение способно реально улучшить благосостояние как части населения
страны, непосредственно участвующей в предпринимательской деятельности, так и имеющей к ней опосредованное отношение, в том числе
через рост заработной платы, образование новых рабочих мест, снижение цен, появление более качественной продукции и улучшение экологии
в результате модернизации производства.
Существование налогового контроля как отдельного вида финансового контроля обусловлено наличием объективной категории налогов и
налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений.
Большинство авторов, давая определение налоговому контролю, сходятся в том, что налоговый контроль имеет целью обеспечить полноту,
своевременность уплаты налогов и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства, применение мер ответственности за эти
нарушения. Также следует обратить внимание на то, что все авторы отмечают юридический аспект данной контрольной деятельности,
подчеркивая, что она регламентируется соответствующими правовыми нормами.
Необходимость существования налогового контроля обусловлена рядом причин, одной из которых является стремление плательщика, так или
иначе, избежать уплаты налогов. В теории выделяют четыре вида причин уклонения от налогов: моральные, политические, экономические и
технические. Однако какими бы они ни были, необходимо противостоять неуплате причитающихся государству налоговых платежей, и в этом
велика роль государственного налогового контроля.
Необходимо отметить, что организация налогового контроля базируется на совокупности принципов, являющих собой базовые положения,
которые определяют эффективное осуществление налогового контроля. Это общеправовые принципы и принципы контрольной деятельности.
Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных
между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных правовым образом.
Наиболее значимыми элементами налогового контроля являются его формы, виды и методы.
Формы, методы и виды налогового контроля тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они представляют собой важнейшие характеристики
контрольной деятельности, осуществляемой налоговыми органами, рассмотрение которых является необходимым для понимания сущности
налогового контроля.
Налоговый контроль осуществляется уполномоченными органами государства посредством проведения ими конкретных контрольных
действий, регламентированных специальным законодательством. При этом контролирующая и контролируемая стороны наделены также
законодательно закрепленными правами и обязанностями. Контрольные мероприятия, осуществляемые в рамках налогового контроля,
осуществляются поэтапно, а их результаты фиксируются в соответствующих документах налогового контроля.
Таким образом, для организации налогового контроля любого государства весьма важное значение имеет наличие необходимой
законодательной базы, регламентирующей деятельность органов уполномоченных органов, содержащей круг полномочий контролирующей и
контролируемой сторон и в конечном счете обеспечивающей эффективную реализацию мероприятий налогового контроля.
Что касается организации налогового контроля в нашей республике, то сегодня в системе налогового контроля Республики Татарстан главным
контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере
налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по районам и городу Казани. Существует также и ряд других органов, в
компетенцию которых входят отдельные вопросы налогового контроля.
Все органы, осуществляющие налоговый контроль, наделены широкими полномочиями для выполнения функций обеспечения соблюдения всеми
субъектами хозяйствования, иными юридическими лицами, гражданами налогового законодательства. Данные полномочия представляют собой
совокупность соответствующих прав и обязанностей и закреплены в нормативных документах, регламентирующих деятельность органов
налогового контроля.
Основным видом налогового контроля в Республике Татарстан является налоговая проверка. Налоговые проверки подразделяются на
камеральные и выездные. В основу такой классификации положено место проведения контрольного мероприятия. Выездные проверки по
своему назначению делятся на плановые и внеплановые, а по видам - на комплексные, целевые, рейдовые и встречные.
Анализ контрольной работы инспекции Министерства по налогам и сборам по Авиастроительному району за 2005-2006 года свидетельствует о
том, что в последнее время достаточно высоким является процент выявления тех или иных нарушений по результатам контрольных
мероприятий, что свидетельствует о довольно низкой налоговой дисциплине плательщиков. И вместе с тем основными налоговыми
нарушениями являются непреднамеренные ошибки бухгалтеров, а не злостное умышленное уклонение от уплаты налогов. Причиной тому
отчасти является несовершенство и нестабильность законодательства о налогах и предпринимательстве.
Оценка контрольной работы инспекции позволяет сделать вывод, что качество контроля налоговых инспекторов является достаточно
высоким, а основную проблему для налогового органа представляет рост недоимки и повышение трудностей непосредственно взыскания
доначисленных в ходе контрольных мероприятий сумм налогов и финансовых санкций. На результатах налогового контроля негативно
сказывается с каждым годом ухудшающееся финансовое состояние предприятий района, низкий уровень рентабельности.
Таким образом, в силу наличия ряда трудностей актуальной является задача по поиску определенных путей совершенствования контрольной
работы налоговых органов. Причем такая задача стоит как на уровне отдельно взятых инспекций, так и на уровне государства в целом.
Один из путей совершенствования налогового контроля – совершенствование налогового законодательства. В настоящее время уже
устранена часть разночтений и неотработанных норм налогового законодательства и несколько упрощен механизм налогообложения. В целях
совершенствования налогового контроля необходимо и далее проводить работу в этом направлении, поскольку в итоге такие меры позволят
свести к минимуму вероятность случайных и непреднамеренных ошибок со стороны бухгалтеров.
Также одним из важнейших направлений совершенствования налогового контроля является непосредственное совершенствование его форм и
методов, методологии проведения налоговых проверок.
В плане совершенствования методологии это, прежде всего, внедрение аналитической составляющей в работу инспекции, особенно в части
предварительного контроля. Такому внедрению способствовала бы автоматизация приема налоговых расчетов и проведения камеральных
проверок, что позволило бы осуществить замену механического труда аналитическим.
Как показывает анализ, основной эффект в настоящее время имеет последующая форма контроля. Однако не следует забывать о том, что
эффективная система налогового контроля в целом немыслима без надлежащей организации предварительного контроля. Перспективным
критерием выбора субъекта хозяйствования для проверки являются результаты тестирования бухгалтеров предприятий с целью выявления
«слабых звеньев».
Говоря о роли предварительного контроля, следует отметить, что такая форма контроля должна обеспечивать в первую очередь не
поступление в бюджет санкций и штрафов за выявляемые нарушения, а именно превенцию налоговых нарушений. Поэтому в настоящее время
специалисты отдела предварительного контроля работают в тесном контакте с главными бухгалтерами плательщиков, и такое взаимодействие
носит характер сотрудничества.
Анализ свидетельствует о том, что допричисленные в результате контрольных мероприятий суммы в общих налоговых поступлениях
занимают достаточно малую долю. Поэтому специалисты в области налогового контроля основной задачей, решение которой может
значительно повысить результативность налогового контроля, считают выявление теневого оборота и контроль за теневым сектором
экономики.
Анализ правовой основы регулирования налоговых правонарушений позволяет сделать вывод, что данные отношения регулируются большим
количеством нормативных актов различного уровня, зачастую не согласованных между собой. Эти отношения касаются как вопросов
исчисления и уплаты налогов, ответственности и обязанностей субъектов налогового права, таки и не относящихся к налоговому
законодательству вопросов. Кодифицированного документа, содержащего воедино все нормы, касающиеся данных правоотношений на
сегодняшний день не существует. Существуют также, так называемые, пробелы в законодательстве регулирующем вопросы налоговой
ответственности, например, некоторые составы правонарушений, указанные в данной работе, российским законодательством не
предусматриваются, что даёт возможность недобросовестным участникам налоговых правоотношений уходить от налогообложения.
Что касается работы с индивидуальными предпринимателями, то здесь приоритетным направлением в последнее время является активизация
деятельности инспекции по выявлению незарегистрированной предпринимательской деятельности. В перспективе &
3,000 руб.
Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 31.07.1999 года №146-ФЗ, часть 2 от 05.08.2000 года №117-ФЗ.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. - М.: Проспект, 2006.
Федеральный закон от 31.12.02 года №191-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации».
Федеральный закон от 31 декабря 2002 года №190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан,
работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других
категорий граждан».
Федеральный закон от 29 декабря 2004 года №202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год».
Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Федеральный закон от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Федеральный закон от 24.07.2002 года №104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».
Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 19.09.2002 г. NВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для
применения упрощенной системы налогообложения».
Письмо Минфина Российской Федерации от 11 марта 2004 года №04-02-05/3/19 «О порядке расчета чистой прибыли организациями,
применяющими упрощенную систему налогообложения».
Письмо МНС Российской Федерации от 16 февраля 2004 года №22-0-10/247 «О разъяснении отдельных вопросов по порядку заполнения
налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за налоговый период».
Бахрак Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Норма Инфра-М, 2007. – 640с.
Бузгалин А.В., Мирский Д.А.. Налогообложение в Российской Федерации. – М.: Инфра М, 2005. – 482с.
Брызгалин А.В. Финансовое право Российской Федерации: Учебник./ Отв. ред. М. В. Карасева. – М.: Юристъ, 2007. – 420с.
Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. – М.: Маркетинг, 2006. – 263с.
Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Баранова Л.Г. – М.: Перспектива: ИНФРА-М, 2005. – 450с.
Бюджетная система России: Учебник для вузов./ Под ред. проф. Поляка Г.Б. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 418с.
Болотов В.И. Совершенствование налоговой системы РФ. – СПб.: Книжник, 2007. – 376с.
Василевская Т.И. Налоговая система РФ: Теория, методика и практика. – СПб.: Книжник, 2007. – 544с.
Ежов Ю.А. Налоговое право: Учебное пособие. – М.: Маркетинг, 2006. – 172с.
Журавлев М.С. Налоги и налоговая система РФ. – СПб.: Красный печатник, 2007. – 621с.
Замятин Н.П. Теория налогов: Учебное пособие. – М..: МГЭУ, 2005. – 280с.
Заделенов И.Б. Методика налоговых проверок – М.: Приор, 2006. – 288с.
Карпова В.В., Иванова Н.М. Все налоги России 2005г.: документы, комментарии, разъяснения. – М.: Финансы ЮНИТИ, 2005. – 745с.
Логинов В.Р., Новицкий Н.С. Совершенствование налоговой системы РФ. – СПб.: Экономист, 2007. – 266с.
Налоги./ Под ред. Черника Д.Г. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 603с.
Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. – СПб.: Питер, 2007. – 160с.
Налоговое право: Учебное пособие./ Под ред. Пепеляева С.Г. – М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2005. – 608с.
Нерсесянц B.C. Налоговый контроль: теория и практика применения. – М.: Инфра-М, 2006. – 552с.
Сорокина Е.Л. Налоговая система России. – М. Инфра-М, 2006. – 567с.
Черник Д.Г., Воронков В.А., Глинкин А.А. и др. Налоги./ Учебное пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 395с.
Брысина Г.П. Из практики контроля за исполнением налогового законодательства.// Налоговый вестник, 2007, №2. – с.6-8.
Гусева Т. Совершенствование механизма проведения налоговых проверок и оформления их результатов.// Право и экономика, 2006, №10. –
с.34-40.
Евмененко Т.О. Налоговый контроль и ответственность налогоплательщиков.// Бухгалтерский учет, 2005, №12. – с.40-48.
Павлова Л. Налоговый контроль в системе финансового контроля.// Налоги, 2006, №3. – с.9-12.
Савичев В. Камеральная налоговая проверка.// Финансовая газета. Региональный выпуск, 2007, №3. – с.4-5.
Скорик Т.Г. Высокая эффективность выездной налоговой проверки – результат правильности выбранного объекта.// Налоговый вестник, 2006,
№11. – с.32-34.
Титова Г. Налоговые проверки как форма налогового контроля.// Финансовая газета, 2004, №14. – с.10.
Титова Г. Выездные налоговые проверки.// Аудиторские ведомости, 2006, №9. – с.12-17.
Фролов С.П. Налоговые споры: некоторые практические рекомендации.// Бухгалтерский учет, 2007, №4. – с.43-50.
Фомина О. Учет налогоплательщиков, как средство осуществления налогового контроля.//Аудитор, 2006, №6 – с.35-39.
Хачатрян А.Г. Налоговый контроль как деятельность налоговых органов и вопросы правового регулирования.// Юрист, 2007, №8. – с.24-28.
Щербинин А.Т. Совершенствовать налоговый контроль.//Финансы, 2007, №3. – с.13-18.
3,000 руб.