Введение
Содержание
Заключение
Литература
Любая пенсионная система – это одна из составляющих системы социальной защиты. В любом обществе в той или иной форме действует определенная система социальной защиты населения. Она составляет необходимый и существенный параметр общественного устройства.
Государственная пенсионная система в РФ имеет всеобщий характер. С одной стороны, предусматриваются все виды пенсий, которые в соответствии с конвенциями и рекомендациями Международной организации труда применяются в мировом сообществе - по старости, за выслугу лет, по инвалидности, семьям в случае потери кормильца. С другой стороны право, на пенсию при определенных условиях предоставляется всем гражданам, занятым трудовой, предпринимательской и иной общественно-полезной деятельностью или проходящим государственную, включая военную службу. Граждане, которые по разным причинам не приобрели права на указанные пенсии, устанавливаются социальные пенсии.
Пенсионная система России до недавнего времени была построена по распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. Работающие поколения платили взносы в Пенсионный фонд. Аккумулированные таким образом деньги использовались для финансирования выплат неработающим пенсионерам и людям, нуждающимся в социальной защите.
В связи с экономическими преобразованиями в стране стало возможно развитие дополнительного негосударственного пенсионного страхования. Дополнительное или негосударственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации – относительно новый сегмент в области социального обеспечения населения, который занимают негосударственные пенсионные фонды. Изучение динамики развития НПФ в последние годы убедительно доказывает, что этот сектор развивается достаточно активно и имеет достаточно большие перспективы. За последние 10 лет (1998-2008гг.) сформирована комплексная нормативно правовая база, регулирующая деятельность негосударственных пенсионных фондов [21].
Суть негосударственного пенсионного обеспечения состоит в том, что человек, исходя из своих финансовых возможностей, делает регулярные взносы на свой счет в негосударственный пенсионный фонд. Фонд, со своей стороны, получает и инвестирует т.е. вкладывает, в различные ценные бумаги для получения дохода средства своих клиентов. Это позволяет за несколько десятилетий, пока человек работает, заработать фонду. А у человека накапливаются средства, из которых по достижении им пенсионного возраста будет выплачиваться дополнительная, негосударственная пенсия.
Получение пенсии в негосударственном пенсионном фонде не отменяет получение государственной пенсии, а дополняет её. В отличие от государственного пенсионного страхования, отчисления на дополнительное пенсионное страхование являются сугубо добровольными. Дополнительная пенсия формируется гражданами, исходя из их личного желания и финансовых возможностей.
Суровые рыночные условия, доказывают: без собственной заботы о будущем обеспеченная старость останется лишь недостижимой мечтой. Участие в системе НПО позволяет заранее позаботиться о достойном размере пенсии.
Объектом исследования в дипломной работе выступает пенсионное обеспечение в РФ.
Предметом исследования выступает система негосударственного пенсионного обеспечения на примере НПФ «Благосостояние».
Поэтому очень важно подробно и досконально изучить систему негосударственного пенсионного обеспечения, как механизма социальной защиты человека, что и явилось целью этой работы. Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
1. определить место НПФ в современной пенсионной системе РФ;
2. рассмотреть механизм Негосударственного пенсионного фонда на примере;
3. определить основные проблемы и перспективы развития НПО.
Актуальность рассмотрения выбранной автором темы определяется тем, что проблема пенсионного обеспечения в РФ и информировании населения о происходящих изменениях стоит очень остро.
Дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе дипломного проекта рассмотрены эволюция пенсионного обеспечения в РФ, его тенденции на современном этапе, негосударственное пенсионное обеспечение.
Вторая глава диплома служит доказательством необходимости внедрения негосударственного пенсионного обеспечения. Анализ деятельности НПФ на примере НПФ «Благосостояние», сравнительного анализа основных показателей рынка НПО с показателями НПФ «Благосостояние», рассмотрение основные пенсионные схемы и их влияние на социальную защищенность пенсионеров.
Третья глава посвящена проблемам и перспективам развития НПФ в России.
Заключение работы содержит выводы автора по проделанной работе.
Дипломная работа состоит из трех глав, введения и заключения, содержит 89 страниц, 14 рисунков, 7 таблиц, список использованных источников из 31 наименования.
3,000 руб.
Введение 4
1. Пенсионное обеспечение как составляющая системы социальной защиты населения 7
1.1. Эволюция пенсионного обеспечения в Российской Федерации 7
1.2. Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации 28
2. Механизм негосударственного пенсионного обеспечения на примере негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние» 44
2.1. Основные функции и структура управления негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние» 44
2.2. Место негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние» в системе негосударственного пенсионного обеспечения 49
2.3. Виды пенсионных схем Негосударственного Пенсионного Фонда «Благосостояние» 57
3. Проблемы и перспективы развития негосударственных пенсионных фондов 79
Заключение 85
Список использованной литературы 88
3,000 руб.
В условиях рыночных социально-трудовых отношений социальное обеспечение пенсионеров приобретает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что пенсионная система негосударственного пенсионного обеспечения набирает обороты.
Финансовый кризис пенсионной системы свидетельствует о необходимости проведения очередного радикального реформирования пенсионной системы с целью наиболее полного ее приближения к особенностям функционирования в условиях неустойчивой рыночной экономики. Эксперты утверждают, что значительная часть работоспособного населения ушла в теневую экономику, обходя уплату страховых взносов. Таким образом, на 1 пенсионера приходится 1,8 работающих, платящих в государственный пенсионный фонд. Выход из положения – НПО – социальную защиту пожилого населения РФ может разрешить только система негосударственных фондов.
Анализ мирового опыта введения и функционирования накопительных пенсионных систем позволяет сделать ряд выводов, важных для России. Жесткая система общественного контроля над НПФ, а также механизм быстрого и эффективного рассмотрения претензий и урегулирования споров являются необходимым условием нормального функционирования накопительной пенсионной системы.
Просвещение и информирование будущих участников системы, в том числе и до ее введения, необходимо для того, чтобы решения принимались серьезно и ответственно.
Принцип приоритета интересов будущих пенсионеров должен стать основой нормативной базы и кодексов саморегулирования. Необходимо более четко прописать гарантии для пенсионеров, учитывая то, что основной ущерб возникает не от злого умысла управляющих или государства, а от ошибок при оценке рисков.
Анализ модели НПО говорит о том, что государству уже потребовалось создание целого комплекса государственных гарантий, направленных на устойчивое функционирование данной системы:
1. правовая база;
2. осуществление надзора и контроля за НПФ;
3. информирование населения о деятельности НПФ и пр.
Первая часть дипломного проекта посвящена эволюции пенсионного обеспечения в РФ, составляющим его социального аспекта, появление негосударственного пенсионного обеспечения.
Появление НПФ актуально для России, это связано с необходимостью решения проблем своевременных выплат минимально гарантированных государством пенсий, а также сохранения достигнутого уровня благосостояния при выходе на пенсию. Роль НПФ, система, деятельность, контроль за ними - сложный механизм, который государство всячески укрепляет и поддерживает.
Вторая глава диплома служит доказательством необходимости внедрения негосударственного пенсионного обеспечения. Анализируя деятельность НПФ на примере (выбор пал на НПФ «Благосостояние») можно увидеть практическую значимость системы НПО. Уже сейчас филиальной сетью НПФ «Благосостояние» охвачено 80 регионов России (18 филиалов и 39 отделений). 169,4 тыс. чел. получают дополнительную пенсию в НПФ «Благосостояние», что составляет 16% от общего числа получателей. Средний размер назначенной корпоративной пенсии в первом полугодии 2008 г. составил 2 467 руб. Не стоит забывать, что эта пенсия является дополнительной к ОПС.
1 и 2 места по основным показателям НПФ (объемы пенсионных резервов и участники НПФ), 18-ти % доля пенсионных накоплений и 25,5% доля взносов в НПФ от общего числа НПО свидетельствуют о развитии фонда. Данные получены путем сравнительного анализа (см. пункт 2.2.)
Также во второй главе рассмотрены основные пенсионные схемы НПФ «Благосостояние» - как завершающий элемент в цепи НПО. Результатом является вывод, о большом выборе пенсионных программ, что позволяет подобрать наиболее подходящий вариант желающим получать дополнительную пенсию. Удобные пенсионные схемы являются одним из значимых аспектов социального страхования граждан России.
По ходу выполнения работы автор столкнулся с некоторыми проблемами, возникающими у НПФ. Проблемам и перспективам развития НПФ отведена третья глава дипломного проекта. Для решения этих проблем необходима кропотливая работа.
В заключении работы автор отмечает, что проблемы должны стать толчком к совершенствованию системы негосударственного пенсионного обеспечения, ведь только такой путь может обеспечить достойную старость населению РФ.
3,000 руб.
1. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: ФЗ от 15.12.01. № 167-ФЗ // Консультант Плюс. Версия Проф. с дополнениями и изменениями от 5.12.2008г.
2. О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования накопительных пенсий: ФЗ от 30.04.2008г. № 56 // Консультант Плюс. Версия Проф. с дополнениями и изменениями от 5.12.2008г.
3. О негосударственных пенсионных фондах: ФЗ от 07.05.1998г. № 75 // Консультант Плюс. Версия Проф. с дополнениями и изменениями от 5.12.2008г.
4. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: ФЗ от 01.04.1996г. № 27 // Консультант Плюс. Версия Проф. с дополнениями и изменениями от 5.12.2008г.
5. Об утверждении правил уведомления НПФ, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, министерства труда и социального развития РФ о вновь заключенных им договорах об обязательном пенсионном страховании: Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 798 // Консультант Плюс. Версия Проф. с дополнениями и изменениями от 5.12.2008г.
6. Об утверждении правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере: Постановление Правительства РФ от 26.09.2005 г. № 582 // Консультант Плюс. Версия Проф. с дополнениями и изменениями от 5.12.2008г.
7. Об утверждении положения о порядке и сроках предоставления информации управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление средствами пенсионных накоплений по договору с НПФ: Приказ ФСФР РФ от 19.07.2007 г. N 07-81/пз-н // Консультант Плюс. Версия Проф. с дополнениями и изменениями от 5.12.2008г.
8. Об утверждении положения о порядке и сроках раскрытия информации о составе и структуре акционеров (участников) специализированного депозитария, заключившего договор с НПФ, осуществляющим деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию: Приказ ФСФР РФ от 19.07.2007 г. N 07-84/пз-н // Консультант Плюс. Версия Проф. с дополнениями и изменениями от 5.12.2008г.
9. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173 // Консультант Плюс. Версия Проф. с дополнениями и изменениями от 5.12.2008г.
10. Об утверждение Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию: Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2003 г. №735 // Консультант Плюс. Версия Проф. с дополнениями и изменениями от 5.12.2008г.
11. Об утверждении требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения: Постановление Правительства РФ от 13 декабря 1999 г. №1385 // Консультант Плюс. Версия Проф. с дополнениями и изменениями от 5.12.2008г.
12. Об утверждении правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением: Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2007 г. №63 // Консультант Плюс. Версия Проф. с дополнениями и изменениями от 5.12.2008г.
13. Уголовный Кодекс РФ // Консультант Плюс. Версия Проф. с дополнениями и изменениями от 5.12.2008г.
14. Трудовой кодекс РФ // Консультант Плюс. Версия Проф. с дополнениями и изменениями от 5.12.2008г.
15. Аранжереев М. М. Как обеспечить достойную старость или возможности негосударственных пенсионных фондов / – М.: 2006.
16. Батаев В. В. Состояние системы негосударственных пенсионных фондов России и принципы государственного контроля // Фин. менеджмент. - 2003. - № 5.
17. Негосударственные пенсионные фонды в России: текущее состояние, проблемы и пути развития // Информационно-аналитический бюллетень Фонда «Бюро экономического анализа».- 2004.-№62.
18. Негосударственные пенсионные фонды: перспективы развития // журнал «Финансы».- 2004.-3.
19. Негосударственные пенсионные фонды: реальность и перспективы // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.-2006.-11.
20. Панин C. НПФ // Журнал «DKVARTAL».-2007.- № 30.
21. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / Под. ред. М.В. Романовского и О. В. Врублевской. – М.: «Юрайт-Издат», 2007.
22. Финансы: Учебник / Под. ред. В.М. Родионовой – М.: «Финансы и статистика», 2003.
23. Якушев Л.П. О мировом опыте и национальных особенностях российской пенсионной системы // Пенсия, №3, 1998.
24. Обухова Е. Корпоративные пенсии: теория эволюции [электронный ресурс / Обухова Е. / http://www.kdostatku.ru/
25. Бережной М.П. Проблемы деятельности НПФ [электронный ресурс] / Бережной М.П./ http://www.budgetrf.ru
26. Клевцова Т. Негосударственные пенсионные фонды: правовой и налоговый аспекты [электронный ресурс] / Клевцова Т. http://mx4.ru/babich_finance/
27. Сайт ПФ РФ [электронный ресурс] http://www.pfrf.ru
28. Интернет-ресурс Федеральная служба по финансовым рынкам, статистика [электронный ресурс] http://www.fcsm.ru/
29. Интернет-ресурс Проблемы и практика правового регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов: Учебное пособие // Авторский коллектив Allpravo.Ru, 2006. [электронный ресурс] http://www.allpravo.ru
30. Сайт НПФ «Благосостояние» [электронный ресурс] // http://www.npfgt.ru
31. Сайт Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов [электронный ресурс] // http://napf.demo1.communiware.ru
3,000 руб.