Введение
Содержание
Заключение
Литература
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренции на товарных рынках привлекают внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. Промышленности России в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, поэтому особенно важным становится вопрос демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий. Огромное место в антимонопольной политики России занимает создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции.
Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в странах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от СССР высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики – электроэнергетике и транспорте. «РАО ЕЭС России» контролирует 98 % потребителей электроэнергии, ОАО «Газпром» – 94 % внутреннего газового рынка, Министерство путей сообщения – 77 % грузооборота страны. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей – одно из существенных условий успешного социально-экономического развития России.
Объектом антимонопольной политики является поведение компаний и институциональная структура экономики. Эффективная структура экономики должна при определенном объеме находящихся в распоряжении общества ресурсов максимизировать в количественном и оптимизировать в качественном отношении производство потребляемых обществом благ. Подобная структура состоит из экономически и юридически независимых друг от друга конкурирующих между собой на рынке компаний, каждая из которых самостоятельно определяет характер создаваемой продукции и объем ее выпуска. Воздействие антимонопольной политики осуществляется на состав хозяйственных единиц, их экономическое поведение и взаимоотношения между ними.
Объектом исследования является антимонопольная политика России.
Предметом исследования выступает государственное регулирование монополий.
Цель исследования – изучить основные составляющие антимонопольной политики России.
Актуальность и цель исследования определили необходимость решения следующих задач:
1) рассмотреть понятие монополии, теории монополии;
2) дать классификацию типов монополизма;
3) выявить основные признаки монополии;
4) рассмотреть роль государства в регулировании монополий;
5) дать характеристику монополизма в СССР;
6) изучить проблемы антимонопольного законодательства в России.
Исследуемая нами проблема широко освещена в отечественной литературе, которую можно разделить на три части:
1) законодательные и нормативные акты, регулирующие монопольную деятельность;
2) учебная литература, монографии, статьи по антимонопольной политике в России;
3) информация в прессе: журналах, газетах, периодических изданиях и т.п.
1,200 руб.
Введение ………………………………………… …………………………………3
Глава 1. Характеристика монополии ………………………………………………6
1.1. Понятие монополии………………………………………………………..6
1.2. Классификация типов монополизма ……………………………………..9
1.3. Основные признаки монополии ………………………………………...11
Глава 2. Регулирование монополий ………………………………………………13
2.1. Роль государства в регулировании монополий ……………….……….13
2.2. Методы государственного регулирования …………………………….17
Глава 3. Антимонопольная политика России ……………………………………19
3.1. Характеристика монополизма в СССР …………………………………19
3.2. Монополизм в современной России ……………………………………24
3.3. Антимонопольная политика в России …………………………………26
3.4. Государственное регулирование естественных монополий ………….31
Заключение …………………………………………………………………………36
Список использованной литературы ……………………………………………..39
1,200 руб.
Антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим – оптимальные цены на товары и услуги.
В России проблема монополизации перестает быть чисто экономической и все больше становится политической. Только вмешательство государства сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Сложнейшая задача, стоящая перед государственными органами, непосредственно проводящими в жизнь антимонопольную политику, заключается в поиске ответов на вопросы:
- а каковы те экономические критерии, на основании которых устанавливается факт монополизации?
- что считать низким или, наоборот, завышенным уровнем цен?
- какой процент всего отраслевого производства свидетельствует о монополистическом захвате?
- какой уровень ограничения выпуска продукции считается искусственным дефицитом?
Все эти проблемы показывают, насколько сложным является практическое воплощение в жизнь антимонопольной политики. Государство должно балансировать между опасностью разрушительного монополизма и опасностью ограничения конкуренции. Антимонопольное законодательство должно действительно поддерживать конкуренцию, а не ограничивать ее, предоставляя более льготный режим определенным производителям за счет других.
В ходе исследования было определено, что основными целями антимонопольной политики России являются:
1. Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.
3. Снижение барьеров входа на товарные рынки.
4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.
5. Проведение работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.
Основные методы достижения поставленных целей:
• применение ограничительных мер,
• контроль над усилением экономической концентрации,
• запрет на недобросовестную конкуренцию,
• запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно влиять на конкуренцию,
• использование государственного реестра.
Эффективная антимонопольная политика не может обходиться без соответствующей законодательной базы. В настоящее время антимонопольное законодательство включает в себя следующие нормативно-правовые акты:
- закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.,
- закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г.,
- закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г.,
- закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г.,
- закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г.,
- закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г.,
- закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.,
- закон «О рекламе» от 18 июля 1996 г.,
- закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли» от 14 апреля 1998 г.
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики страны. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
1,200 руб.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г.)
2. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. (с изменениями от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля 2006 г.) // "ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА", 2005, N 043
3. Закон РФ «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. N 49.
4. Закон РФ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 сентября 1995. № 34.
5. Закон РФ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 29 декабря 2004) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 1996 г. № 56
6. Закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. "ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА", 1996, N 141
7. Закон РФ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли» от 14 апреля 1998 г (В редакции Законов РФ от 24 июля 2002 г., 8 декабря 2003 года N165-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 76
8. Авдашева С.Б. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Уч. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и юрид. спец. и напр. – М.: Логос, 2001. – 368с.
9. Авдашева С.Б. Теория организации отраслевых рынков: Учеб. – М.: Магистр, 2002. – 320с.
10. Авдашева С., Шаститко А. Модернизация антимонопольной политики в России (экономический анализ предлагаемыз изменений конкурентного законодательства) // Вопросы экономики. – 2005. № 5. – С.14-19.
11. Артамонова О.Н. Антимонопольная политика России // Проблемы экономики, финансов и управления производством. – 2005. - № 5. – С.23-29.
12. Валитова Л. А. Концентрация производства: условия, факторы, политика. – М : Теис, 2001. – 335с.
13. Касьянов Ю.В. Влияние антимонопольной политики на конкурентоспособность экономики: Автореф. дис. канд. экон. наук. – Москва, 2002. – 30с.
14. Кураков Л.П., Кураков В.Л. Словарь-справочник по экономике. – М., Гелиос, 2001. – 782с.
15. Макарова Г.Н. Командно-административный монополизм и его модификация в условиях постсоциалистической экономики / ИГЭА; Науч. ред. Демина М.П. – Иркутск: Изд-во иркут. ун-та, 2001. С.104-146.
16. Миклина О. Официальные новости // Экономика и жизнь. – 2004. – май. – № 20. С.40-43.
17. Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополи // Вопросы экономики. – 1999. – № 7. С.21-26.
18. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. – 2005. С.104-120.
19. Носова С.С. Экономика: Базовый курс лекций для вузов. – М.: Гелиос АРВ, 2001. – 640с.
20. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов по экон. специальностям – М.: Норма, 2004. – 342с.
21. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики (в вопросах и ответах): Учеб. пособие. – М.: Инфра М., 2002. – 124с.
22. Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы // Вопросы экономики. – 2005. – № 5. С.20-23.
23. Скрыпник В.И. Энергетика России: естественная монополия на свободе // Общество и экономика. – 2004. С.35-39.
24. Столяров И.И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие для вузов. – М.: Дело, 2001. – 280с.
25. Тотьев К. Ю. Антимонопольное право России. – М.: Магистр, 2001. – 48с.
26. Шиткина И.С. Предпринимательские объединения: Учебно-практ. пособие. – М.: Юрист, 2003. – 384с.
27. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учеб.: В 2 кн. Кн. 1. – М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2001. – 656с.
28. Экономическая энциклопедия / Под ред. Л.И. Абалкина – М., Экономика, 1999. – 823с.
29. Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: Учеб. пособие. – М.: Информац.-внедренч. центр «Маркетинг», 2002. – 106с.
1,200 руб.