Введение
В силу геополитических и климатических условий развития страны государство как общественный институт играло и играет в России значительную роль как субъект права, экономики и общественной жизни. В связи с этим существенное значение приобретают вопросы правовой конструкции государственного заказа и поставок товаров, работ и услуг (далее - продукции) для государственных нужд с учетом богатого исторического опыта. Для российского законодателя традиционно характерно особое внимание к регулированию правоотношений, связанных с поставкой продукции для удовлетворения нужд государства.
Правовое регулирование отношений по государственному заказу имело специфику своего развития в условиях дореволюционного и советского законодательства. Это было обусловлено соответствующей политико-экономической доктриной различных исторических периодов развития России. Сопоставляя нормы разных исторических эпох, можно увидеть преемственность между современным законодательством и законодательством различных этапов развития Российского государства. Особый интерес вызывает законодательство в области государственных закупок дореволюционного периода. Это связано с тем, что экономическая модель развития общества того времени схожа с современной. Многие решения юристов Российской империи с успехом используются и в современном отечественном праве.
В период перехода к рыночным отношениям договор поставки, как правило, заключается по свободному усмотрению сторон. Между тем для удовлетворения потребностей государства и общества необходимо создать такой правовой режим поставки товаров, который бы, с одной стороны, стимулировал принятие заказа государства, а с другой - обеспечивал государственное влияние на исполнение договоров, заключаемых для обеспечения государственных нужд.
Отказ от административно-плановых методов регулирования экономики не означает, что рынок и рыночные отношения развиваются стихийно. Просто на смену старым не оправдавшим себя методам регулирования пришли новые. К новым правовым механизмам следует отнести достаточно жесткое регулирование отношений по государственным заказам, введение нового вида договора - государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с поставкой товаров для государственных нужд.
Предмет работы – действующее законодательство, регулирующее правоотношения по договору поставки для государственных нужд, научная литература, судебная практика.
Цель работы – определение понятия, содержания и особенностей договора поставки для государственных нужд.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю развития договора поставки.
2. Определить сферу применения и существенные условия договора поставки.
3. Определить порядок заключения договора поставки.
4. Изучить права, обязанности и ответственность сторон по договору поставки для государственных нужд.
5. Исследовать проблемные аспекты регулирования правоотношений по договору поставки для государственных нужд.
Нормативная база работы – Гражданский кодекс РФ, иные нормативные правовые акты, судебная практика.
Теоретическая база работы – статьи, монографии, иные работы различных исследователей и ученых по вопросам, являющимся предметом настоящего исследования.
Методологическая база работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
По структуре настоящая работа состоит из трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка.
3,000 руб.
Заключение
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы.
Анализируя совокупность современного гражданского законодательства, и цивилистической доктрины автор приходит к выводу, что понятие «государственный контракт» имеет три значения.
Во-первых, государственный контракт рассматривается как универсальная гражданско-правовая (договорная) форма, опосредующая любые имущественные отношения, связанные с удовлетворением государственных интересов.
В целях унификации законодательства об удовлетворении нужд публичных образований, предлагается внести в гл. 27 ГК РФ изменения, дополнив последнюю статьей – «Публичный контракт». Содержание приведенной нормы представляется следующим: «Публичным контрактом признается заключаемый на основании федерального законодательства, по итогам торгов договор между заказчиком – государственным органом, органом местного самоуправления, бюджетным учреждением и исполнителем (поставщиком, подрядчиком), предусматривающий обязанность исполнителя на возмездной основе поставить товар, выполнить работы, оказать услуги, необходимые для удовлетворения потребностей публично-правового образования
Случаи заключения публичного контракта без проведения торгов, а также возможность выполнения функций заказчика иными субъектами могут предусматриваться Федеральным Законом».
Во-вторых, государственный контракт обозначает непосредственно сделку при поставке товаров на основании контракта. В этом случае в соответствии с ч. 1 ст. 531 ГК РФ передача товаров осуществляется государственному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю). С учетом того, что поставка товаров осуществляется в целях исполнения контракта как сделки, государственный контракт в данном значении носит прямой товарный характер и является отдельным видом общего типа - договора купли-продажи.
В-третьих, при заключении во исполнение контракта дополнительного договора поставки товаров для государственных нужд, государственный контракт выступает, наряду с извещением о прикреплении, как одно из оснований заключения договора поставки. Такой государственный контракт, по мнению автора, не носит товарного характера, так как с его заключением правоотношение, направленное на распоряжение имущественными благами, до заключения договора поставки не возникает.
Нам представляется целесообразным использовать понятия «государственный контракт» в двух значениях: как разновидность публичного контракта – универсальной гражданско-правовой (договорной) формы, и как сделку: «государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд», «государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд» (гражданско-правовые договоры), которые являются, соответственно, разновидностями договоров купли-продажи и подряда.
Считаем, что наличие в современном гражданском законодательстве столь сложной схемы построения правоотношений по поставке товаров для публичных нужд, с использованием дополнительного договора, следует обосновывать с использованием двух общеизвестных принципов цивильного права: 1) консерватизм правовых норм; 2) принцип юридической экономии.
Негативная сущность договора поставки товара для государственных нужд более отчетливо стала проявляться в связи с принятием Закона о размещении заказов 2005 года.
Приобретение товаров для удовлетворения потребностей государства не является предпринимательской деятельностью. Следовательно, по общему правилу ст. 401 ГК РФ лицо, приобретающее товары для государственных нужд, в случае нарушения сроков оплаты отвечает за ненадлежащее исполнение обязательств только при наличии вины. Практически во всех случаях вина субъекта в нарушении обязательств отсутствует в связи с бюджетным недофинансированием и отсутствием возможности заниматься предпринимательской деятельностью. Для защиты имущественных интересов поставщика законодатель ч. 9 ст. 9 Закона о размещении заказов расширил границы ответственности государственного заказчика до пределов непреодолимой силы, либо вины поставщика.
Представляет, что следует выделять пять существенных условий контракта на поставку товаров для государственных нужд.
Первым существенным условием государственного контракта – гражданско-правового договора является условие о предмете.
Вторым существенным условием государственного контракта на поставку товаров для федеральных государственных нужд является срок поставки. Это справедливо с учетом того, что условие о сроке поставки, является существенным для государственного контракта не только как условие необходимое для договора данного вида, но и в силу прямого указания в нормативном правовом акте.
Принимая во внимание буквальное толкование ч. 12 ст. 9 Закона о размещении заказов, условие о порядке приемки товара, является формально-обязательным, что заставляет признать его третьим существенным условием государственного контракта.
Четвертым существенным условием государственного контракта в силу прямого указания Ч. 10 ст. 9 Закона о размещении заказов следует считать условие о гражданско-правовой ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за нарушение контрактных обязательств.
Условие о цене государственного контракта является пятым существенным условием договора.
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд представляет собой один из элементов целостной системы правоотношений, возникающих при подготовке и размещении государственных или муниципальных заказов. Данная система может быть представлена как совокупность публично-правовых и частно-правовых отношений. Там, где отношения, имеющие публично-правовую природу, связаны с формированием госзаказа, превалируют административно-правовые начала. Если отношения возникают в связи с размещением госзаказа, то они содержат в себе частноправовую природу, в отношении которых действует гражданско-правовой метод регулирования отношений.
Принимая во внимание тесную взаимосвязь государственного и муниципального контракта с договором поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, предлагается закрепить в ст. 529 ГК РФ норму, в соответствие с которой договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд должен содержать все существенные условия государственного или муниципального контракта, заключаться и исполняться на основе и во исполнение контракта.
3,000 руб.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в ред. от 09.02.2009г.) // СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (в ред. от 25.12.2008г.) // СЗ РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (в ред. от 30.12.2008г.) // СЗ РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
4. Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2008г.) // СЗ РФ, 05.04.1999, N 14, ст. 1667.
5. Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в ред. от 25.12.2008г.) // СЗ РФ, 31.03.2003, N 13, ст. 1177.
6. Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008г.) // СЗ РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
7. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 30.12.2008г.) // СЗ РФ, 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3105.
8. Федеральный закон от 13 декабря 1994 года № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (в ред. от 24.07.2007г.) // СЗ РФ, 19.12.1994, N 34, ст. 3540.
9. Федеральный закон от 27 декабря 1995 года № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (в ред. от 01.12.2007г.) // СЗ РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 6.
10. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (в ред. от 14.12.2006г.) // СЗ РФ, 10.07.1995, N 28, ст. 2669.
11. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» (в ред. от 27.10.2008г.) // СЗ РФ, 27.02.2006, N 9, ст. 1017.
12. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 101 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства» // "Вестник ВАС РФ", N 4, 2006.
13. Постановление Пленума ВАС РФ от 2 декабря 1993 г. N 32 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий» // "Вестник ВАС РФ", N 2, 1994.
14. Постановление Президиума ВАС РФ от 30 марта 1999 г. No. 6417/98 // Документ опубликован не был.
15. Определение ВАС РФ от 26 февраля 2009 г. N 1391/09 // Документ опубликован не был.
16. Постановление ФАС Волго-Вятского Округа от 21.05.2007 по делу N А39-4836/2006-433/16 // Документ опубликован не был.
17. Постановление ФАС Московского округа от 26.12.2006 N КГ-А40/12539-06 по делу N А40-29268/06-40-193 // Документ опубликован не был.
18. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.07.2007 по делу N А56-25023/2006 // Документ опубликован не был.
19. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.09.2007 по делу N А28-11036/2006-565/30 // Документ опубликован не был.
20. Постановление ФАС Волго-Вятского Округа от 21.05.2007 по делу N А39-4836/2006-433/16 // Документ опубликован не был.
21. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.09.2007 N Ф04-6078/2007(37848-А81-30) по делу N А81-3545/2006 // Документ опубликован не был.
22. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.02.2008 N Ф08-8808/07 по делу N А20-3308/06 // Документ опубликован не был.
23. Амосов С.С. Актуальные проблемы механизма гражданско-правовой ответственности: Автореферат дисс. канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2001.
24. Блинов В.Г. Государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд и договор поставки для государственных нужд: понятие и соотношение // Конституционные гарантии правового статуса личности в России: теория и практика. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006.
25. Блинов В.Г. Особенности правового регулирования поставки товаров для государственных нужд // Вестник юридического института: Март 2005 г.. № 4 (13). – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005.
26. Богданов О.В. Вред - как условие гражданско-правовой ответственности: Автореферат дисс. канд. юрид. наук. – Саратов, 2001.
27. Гайдым И.В. Понятие и условия ответственности по договору поставки // Защита субъективных прав: история и современные проблемы. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, г. Волжский, 26 апреля 2006 г. – Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2006.
28. Гаврилова А.М. Особенности правового регулирования поставки товаров для государственных и муниципальных нужд // Вестник Саратовской государственной академии права. № 2 (60). – Саратов: Изд-во СГАП, 2008.
29. Гомола А.И. Гражданское право. – М.: Academia, 2008.
30. Груздев В., Кочетов А. Размещение заказов для государственных и муниципальных нужд: правоприменительная практика // Право и экономика. № 1, 2007.
31. Вавилова Е.Н. К вопросу о совершенствовании системы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд // Эволюция российского права. – Екатеринбург: Изд. Дом "Урал. госу. юрид. акад.", 2008.
32. Волынкина М.В. Правовая природа государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд // Сборник научных трудов. Юридические и психологические науки. Вып. 3, 2005.
33. Зданович Ю.А. Особенности поставки товаров для государственных нужд // Закон и право. № 7, 2007.
34. Зданович Ю.А. Особенности поставки товаров для государственных нужд // Закон и право. № 7, 2007.
35. Зенин И.А. Гражданское право. – М.: Высшее образование, 2007.
36. Карпова Ю.В. Актуальные вопросы правового регулирования договора поставки товаров // Эффективность правового регулирования общественных отношений в России. – М.: Изд-во МГЮА, 2007.
37. Комаров А. Свобода договора: в законе и на практике // ЭЖ-Юрист. 2006. N 7.
38. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / под ред. Абовой Т.Е. и Кабалкина А.Ю. - М.: Юрайт-Издат, 2004.
39. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. 4-е изд. - М., 2003.
40. Кукина Т.Е. Предмет договора поставки // Право и экономика, 2001. № 1.
41. Кучер Е.П. Договор поставки как способ предпринимательской деятельности // Право и образование. № 8, 2007.
42. Лазаренко А.Б. Договор поставки: историко-правовой анализ // Гражданский кодекс Российской Федерации: к 10-летию принятия. Материалы научно-практической конференции (Ставрополь, 11 февраля 2005 г.). – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2005.
43. Любимов А. Анализ изменений, внесенных в Федеральный закон о размещении заказов № 94-ФЗ // Право и экономика. № 5, 2007.
44. Макарян А.А. Значение договора поставки товаров для государственных нужд в современном предпринимательском праве // Совершенствование предпринимательской деятельности и ее правового обеспечения. – М.: Изд-во Моск. ин-та предпринимательства и права, 2006.
45. Мартыненко Г. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, антимонопольный контроль // Право и экономика. № 10, 2006.
46. Поджио М. Формирование условий договора поставки // Право и экономика. № 2, 2007.
47. Рассолов М.М. Гражданское право. – М.: Юнити, 2007.
48. Романец Ю.В. Обязательство поставки в системе гражданских договоров // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2000. № 12.
49. Семенова Е. Поставка или подряд ? // ЭЖ-Юрист. 2005. № 25.
50. Серветник А.А. Применение гражданско-правовых норм в обязательствах по поставке товаров для государственных нужд // Современное право. № 4, 2005.
51. Сергачева О.А. Некоторые проблемы гражданско-правового обеспечения размещения заказов для государственных и муниципальных нужд // Северо-кавказский юридический вестник. № 2, 2008.
52. Сергиенко А.А. Практика надзора за законностью размещения заказов для государственных и муниципальных нужд // Государственная власть и местное самоуправление. № 6, 2007.
53. Сокол П.В. Изменения в правовом регулировании института размещения заказов для государственных и муниципальных нужд // Законодательство и экономика. № 9, 2007.
54. Сокол П.В. Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // Законодательство и экономика. № 5, 2007.
55. Сухинин С.С. Некоторые концептуальные и утилитарные проблемы места и роли договора поставки в современном праве // Юрист. № 5, 2006.
56. Тарабаев П. Некоторые вопросы защиты прав участников размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для публичных нужд // Хозяйство и право. № 3, 2006.
57. Темнюк В.С. Договор поставки товаров, контрактации и энергоснабжения // Проблемы и перспективы развития гражданско-правового направления юридических наук. – Владимир: Изд-во Владимир. ун-та, 2007.
58. Тихомиров А.С. Административно-правовое регулирование института размещения государственного и муниципального заказа // Вестник Московского университета МВД России. № 5, 2007.
59. Чернышева Е.А. Предмет договора поставки // Молодая наука: Законодательство России: проблемы и решения. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2006.
60. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995.
61. Шрамко О.М. Особенности правового регулирования поставки для государственных нужд // Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета. Вып. 11, 2005.
62. Шумилов А. Обжалование действий (бездействия) участников размещения заказов для государственных и муниципальных нужд // Корпоративный юрист. № 8, 2007.
63. Юшкевич П. Существенные условия и структура договора поставки для государственных нужд // Закон, 2002. № 4.
64. Яровой А.В. Структура договорных связей поставки товаров для государственных нужд // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. № 4 (31), 2004.
3,000 руб.