Введение
Содержание
Заключение
Литература
Роль государства в переходной экономике чрезвычайно велика. Только при помощи сильных государственных институтов власти можно осуществить стратегический поворот, провести кардинальные преобразования, не вызвав социальных потрясений. Нынешний этап социально-экономического развития отличается особой сложностью и неопределённостью. Демонтируется старый хозяйственный механизм и создаётся структура и инфраструктура рынка. Государство в этом случае выполняет целый ряд функций, необходимость которых определяется вектором самих радикальных трансформаций. Специфика функций государства переходного общества и экономики всецело предопределяется конечной целью трансформации - создать качественно иную модель социально-экономического устройства и ценностных ориентаций.
В условиях трансформационных процессов и перехода от системы централизованного планирования и управления к рыночной экономике объективно требуются адекватные целенаправленные действия со стороны государства, выполняющего в этих условиях, помимо функций общего порядка, характерных для устоявшейся, стабильной государственно-политической системы и смешанной экономики, целый ряд специфических функций, призванных обеспечить, как можно менее болезненный переход к рыночной экономике.
Противоречивость интересов в экономике, где действуют огромное количество самостоятельных субъектов хозяйствования, свидетельствует о том, что рыночный механизм саморегулирования не срабатывает, дает сбой или функционирует неэффективно, что, в свою очередь, обуславливает необходимость вмешательства государства в экономику.
Все это придает исследованию теоретических основ трансформации экономических функций государства в современных условиях особую актуальность.
Цель исследования состоит в анализе функций государства с точки зрения его природы как экономического субъекта, а также изменения этих функций в период радикальной трансформации российской хозяйственной системы.
Поставленная цель определила необходимость решения в работе следующих задач:
- раскрыть и разграничить содержание таких категорий как «роль государства в экономике», «функции государства в экономике», «экономические функции государства»;
- показать различия экономических функций государства как хозяйствующего субъекта и как субъекта регулирования;
- определить особенности экономических функций государства и способы их реализации в различных типах экономических систем.
Объектом исследования является деятельность государства в экономике в разных типах хозяйственных систем.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения между хозяйствующими субъектами, в процессе реализации государством его экономических функций.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные положения экономической теории, монографии и научные статьи современных российских и зарубежных авторов, представляющих разные школы и направления экономической науки.
Методологической основой исследования являются принципы системного подхода и диалектики; использовались методы формальной логики, а также методы общеэкономического анализа.
Информационной базой исследования послужили монографии и научные статьи отечественных и зарубежных авторов, законодательные и нормативные акты РФ, данные Федеральной службы государственной статистики РФ, материалы периодической печати и сети Интернет, справочная литература
1,200 руб.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные функции государства……………………………………....5
1.1. Понятие функций государства……………………………………………. .5
1.2. Виды функций государства………………………………………………….7
Глава 2. Исследование экономических функций государства……………….13
2.1. Природа экономических функций государства…………………………..13
2.2. Формы реализации функций государства в разных типах экономических систем…………………………………………………………………………….18
2.3. Экономические функции в период радикальных трансформаций российского общества…………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………………...29
1,200 руб.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Невозможно рассмотреть все параметры экономических функций государства в одном исследовании, так как данная тема слишком объемная, и заслуживает расширенного подхода.
Судьба России зависит от того, сможет ли она благополучно довести до конца начатый процесс реформирования. Опыт всех стран, вставших на путь реформ, в том числе и посткоммунистических стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), свидетельствует о том, что минимизировать социальные издержки, связанные с процессом изменения системных качеств общества, можно лишь в том случае, если политика реформирования основывается не только на тщательном учете исторических и культурных особенностей нации, ее ментальности, но и на способности широких слоев населения воспринимать идеи реформы как свои собственные. Важнейшим условием успешной модернизации является способность властей находить конструктивные способы решения возникших противоречий не путем подчинения интересов одних социальных групп другими, а через согласие, расширение сферы сотрудничества и диалога разных групп .
Актуально и по сей день высказывание о том, что в России, к сожалению, социальный фактор реформ как бы выпал из поля зрения реформаторов, а суть реформы свелась в основном к преобразованиям форм собственности и созданию рыночных институтов. Реформа понималась (и до сих пор понимается) ее инициаторами просто как смена экономических типов хозяйствования. Отсутствие долгосрочной стратегии экономического и социального развития страны, недооценка негативных социальных последствий реформ, поспешные действия привели по демонтажу существующих социальных институтов, к тому, что по многим показателям социального развития страна оказалась отброшенной на десятки лет назад, а ее отставание от развитых стран резко возросло. В соответствии с классификацией ООН по уровню социального развития Россия в настоящее время занимает в списке 137 государств лишь 37-е место, что ставит ее в ряд с развивающимися странами.
Поэтому в настоящее время назрела острая необходимость сформулировать и обнародовать четкое видение того, как и куда должно двигаться общество, какие задачи оно перед собой ставит и какие действия органов государственной власти и рядовых граждан необходимы для их достижения, то есть нужна единая государственная стратегия по достижению устойчивого развития России, возможно, ее следует принять в виде рамочного закона на федеральном уровне, затем в каждом субъекте Российской Федерации также необходимо разработать и принять нормативные правовые акты по переходу к устойчивому развитию, но принятие данных актов еще не панацея от всех кризисных явлений, на наш взгляд, в данных документах должна быть прописана персональная ответственность за ненадлежащее исполнение тех или иных положений по переходу к устойчивому развитию.
Главной целью Российского государства должно быть обеспечение благополучия граждан России на основе экономического развития, экологической устойчивости и социальной стабильности общества. Поэтому на государственном уровне способны наиболее полно работать все механизмы, которые можно классифицировать следующим образом: политические, административные, экономические, экологические и т.д. А на государственном уровне различные направления деятельности по обеспечению устойчивого развития могут быть сформулированы в виде экономической, социальной и экологической политики. Поэтому сама концепция устойчивого развития и будет являться инструментом достижения цели, так как она разработана с учетом интересов будущих поколений.
1,200 руб.
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
Литература
2. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты//под ред Козлова А.Ф. - М., 2008. – 310 с.
3. Бринчук М.М. Экономическая функция российского государства: проблемы реализации // Право России: Сборник материалов научно-практических конференций. Вып. 3 / Составители А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева, А.О. Миняев / Под ред. профессора А.К. Голиченкова. - М.: Тиссо, 2008. – 298 с.
6. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 2008. – 608 с.
7. Ляпунов Ю.И. Основные теоретические проблемы уголовно-правовой охраны природы в РФ / Автореф. дис... д-ра юрид. наук. - М., 2007. – 277 с.
8. Матузов Н.И., Малько А.В. Механизм государства. - М., 2006. – 544 с.
9. Мышко Ф.Г. Обеспечение экономической безопасности России: теоретические, правовые и организационные проблемы. - М, 2008. – 377 с.
10. Оболонский А.В. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. - М., 2007. – 320 с.
11. Просвирнин Ю.Г. Информационная функция государства / Журнал российского права, № 3, 2008.
12. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., 2007. – 304 с.
13. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. - М., 2007. – 576 с.
14. Черноголовкин Н.В. Функциональные характеристики социалистического государства // Советское государство и право. 1973. N 7. С. 16 - 17.
15. Урсул А.Д. Государство в стратегии устойчивого развития. - М., 2007. – 107 с.
Монографии
16. Гривко, А.В. Роль государства переходного периода в гуманизации экономики/А.В. Гривко // Сборник докладов и статей международной научной конференции. Гуманизм как теоретическая и практическая проблема ХХI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты – Москва: РОХОС, 2004.- С. 162-163.
17. Гривко, А.В. Экономические функции государства в период социально-экономических трансформаций/А.В. Гривко // Сборник докладов и статей международной научной конференции. Государство и общество: философия, экономика, культура – Москва: ЛЕНАНД, 2005. – С. 80-82.
18. Гривко, А.В. Сравнительный анализ роли государства в странах с переходной экономикой /А.В.Гривко // Материалы международной научной конференции. Казахстановедение: познавательные, оценочные и прикладные проблемы. Т.2. – Астана: КОПАН, 2006. - С.451-457.
19. Гривко, А.В. Трансформация роли государства в экономике в переходный период/ А.В. Гривко // Вестник ОГУ. – 2006. - №9. – С. 46-51.
Интернет-источники
20. proektdgt.narod.ru
21. hispolit-academy.narod.ru
22. www.economizdat.ru
1,200 руб.