Правоохранительные органы, осуществляющие предварительное расследование, призваны обеспечить такой порядок уголовного судопроизводства, который защищает человека, общество, государство от преступлений и преступных посягательств путем создания условий для их раскрытия, осуждения виновных, защиты пострадавших от преступлений, установления иных гарантий, обеспечивающих претворение в жизнь правовых предписаний. Это особенно важно в свете реализации ст. 1 Конституции Российской Федерации, которая провозгласила Россию демократическим правовым государством.
В современных условиях качественное и в срок проведенное расследование призвано обеспечить органу правосудия возможность правильно разобраться в существе уголовного дела, виновности или невиновности подсудимого, избрать справедливую меру наказания, а также решить другие вопросы, связанные с постановлением законного и обоснованного приговора. В этом состоит актуальность данной работы.
Цель данной работы – выяснить, какие органы осуществляют предварительное расследование, определить их компетенцию.
Задачи данной работы: определить, что собой представляет предварительное расследование как досудебная деятельность и каковы его формы; выяснить, какие органы осуществляют предварительное следствие, определить их компетенцию; определить виды и компетенцию органов дознания.
Источниками данной работы являются Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» , различные нормативно-правовые акты.
Что касается другой литературы, можно назвать учебники и учебные пособия по уголовному процессу Российской Федерации и деятельности правоохранительных органов, таких авторов, как В.М. Быков, Н.А. Громов, В.М. Савицкий, Т.Н. Добровольская, К.Ф. Гуценко, П.А. Лупинская, А.С. Кобликов, и других.
750 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ 5
2. ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ, ИХ ВИДЫ И КОМПЕТЕНЦИЯ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
750 руб.
Уголовно-процессуальные функции - это отдельные направления уголовно-процессуальной деятельности, различающиеся по непосредственным целям, кругу субъектов и формам ее осуществления.
Одной из важных функций является предварительное расследование.
Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется различными органами и должностными лицами. К ним относятся прокурор, следователь, другие должностные лица и государственные органы. Государственные органы и должностные лица в уголовном процессе в соответствии со стоящими перед ним целями занимают определенное правовое положение, имеют права и обязанности.
Предварительное расследование представляет собой досудебную деятельность по собиранию, закреплению, исследованию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступления, установления лица, его совершившего, принятия мер, исключающих возможность уклонения виновного от следствия или суда.
Функцию предварительного расследования осуществляют органы дознания, следователи, а иногда и прокуроры. Они, осуществляя уголовное преследование, формулируют обвинение. Поэтому эта функция очень близка к функции обвинения.
Уголовно-процессуальным законом предусмотрены две основные формы расследования: дознание и предварительное следствие.
Предварительное следствие - основная форма расследования уголовных дел. Правом производить предварительное следствие обладают следователи прокуратуры, следователи органов внутренних дел и следователи федеральной службы контрразведки. Причем следователи прокуратуры могут производить следствие по любым делам, которые передаются им соответствующим прокурором.
Расследование некоторых преступлений может осуществляться в форме дознания.
Дознание представляет собой деятельность соответствующих органов, выражающуюся в оперативном реагировании на факты совершения преступлений и производстве неотложных следственных действий по обнаружению и раскрытию преступлений.
Перечень органов дознания установлен в ст. 40 УПК РФ. К ним относятся: органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно - розыскной деятельности;
Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
органы Государственной противопожарной службы.
Полномочия органов дознания различаются в зависимости от того, по какой категории дел они действуют. По делам, где производство предварительного следствия обязательно, а дознание ему лишь предшествует, компетенция органов дознания ограничена возбуждением уголовного дела и производством неотложных следственных действий. По другим делам, где производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания производит расследование в полном объеме.
750 руб.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». СЗ РФ, 20 ноября 1995 г. № 47, ст. 4472.
4. Жогин Н.В., Фаткуллин Ф.Н. Предварительное следствие. М., 1965.
5. Иванов В.А. Дознание в советском уголовном процессе. Л., 1966.
6. Крюков В.Ф. Актуальные вопросы организации прокурорского надзора за исполнением закона при производстве следственных действий // Адвокат. 2007. № 3.
7. Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. М., 1975.
8. Строгович М. Дознание. БСЭ. М., 1931.
9. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Под ред. П.А.Лупинской. М., 2002.
10. Шадрин В.С. Сущность досудебного производства и дальнейшее развитие его форм в советском уголовном процессе. Формы досудебного производства и их совершенствование. Сборник научных трудов. Волгоград, 1989.
750 руб.