Проблема бытия появилась одновременно с философией; каждое философское рассуждение берет свое начало с понятия бытия. Тема эта поистине неисчерпаема и извечна, она пронизывает философию, как нить проходит сквозь бусины в драгоценном ожерелье. И, вполне понятно, почему каждого мыслящего человека интересует проблема бытия в философии и связанные с этой темой вопросы о причинах возникновения мира, о том, что он представляет собой, каково бытие каждого из нас и что есть само бытие?
Бытие как философская категория подразумевает под собой реальность, которая существует самобытно, независимо от воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.
В разные времена существовало множество вариантов трактовки бытия, которые основывались на противоборстве материалистического и идеалистического подходов, суть которого заключалась в толковании основания бытия либо как материального, либо как идеального.
В истории философии можно определить несколько основных этапов трактовки бытия:
Первый этап – это мифологическое истолкование проблемы бытия.
Второй этап – это натуралистическая онтология, в которое бытие рассматривалось «само по себе».
Третий этап – становление рассмотрения бытия как понятия, связанного с познавательной и практической деятельностью человека, этап, который берет свое начало с философии Иммануила Канта.
Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. Проблема бытия – это вечный и поистине неисчерпаемый вопрос.
Категория «бытие» имеет огромное значение в вопросе понимания и проявлении сущности взаимосвязи человека и мира. Бытие в широком смысле слова воспринимается как предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие – это не статичная категория: бытие любой формы материи (животное, растение, камень и т.д.) начинает свое существование, как бы «выплывая» из небытия. И бытие заканчивается, снова переходя в небытие как определенная его часть – например, конкретное растение или животное, какой-либо человек. Либо же это может быть переход из одной формы бытия в другую, таким образом, заканчивается бытие (и начинается небытие) конкретного растения (или человека) и начинается бытие той же материи в иной форме. Таким образом, можно сказать, что небытие – это понятие относительное, то есть, небытия в абсолютном его смысле нет, в то время как абсолютное бытие противостоит небытию как тому, что было, и чего уже нет или еще не стало, а может, и никогда не станет . В философском понимании бытие представляет собой категорию, которая означает объективно существующую реальность.
750 руб.
Введение 3
1. Изучение проблемы бытия 5
2. Атрибутика бытия 9
3. Бытие мира и человека 14
Заключение 19
Литература 21
750 руб.
Подводя итоги всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: проблема бытия в философии извечна и неисчерпаема, как и попытки поиска понимания данного вопроса, который во многом является и по сей день одним из наиболее актуальных в философии. Проблема бытия воспринимается не только с точки зрения практики или мировоззрения, она также относится к вопросу о месте и назначении человека в этом мире, о степени его ответственности и величия, о путях достижения этого величия и о смысле этой деятельности.
Проблема бытия с человеческой позиции осложняется также тем, что человеку соответствует очень специфическая форма организации материи: это материя, которая обладает сознанием, являющимся в определенном смысле не материальным, но духовным регулятором деятельности. Этот факт стал поводом для обозначения в философии идеалистических представлений о субстанциальной основе человека и окружающего его мира. Эволюция философии и осмысления проблемы бытия как человека, так и мире, прошла путь от космоцентризма и теоцентризма к антропоцентризму. Тем не менее, говорить о какой-либо окончательности, завершенности процесса еще нельзя, потому как до сих пор не существует единого, общепринятого и достаточно точного определения того, что представляет собой реальность, жизнь, бытие.
Изучение и понимание категорий бытия, относительное приближение к разрешению вопроса о том, что представляет собой бытие, сопровождало историю философии на протяжении веков ее эволюции. Атрибуты бытия, такие как пространство, время и движение - являются атрибутами абсолютными. Но, так как это все же формы движущейся материи, то они тоже относительны, так как обусловлены ею, как форма своим содержанием, и каждый уровень движения материи характеризуется своей пространственно-временной структурой, составляет определенную иерархическую систему бытия, достаточно сложную в своем развитии по пространственно-временным характеристикам и отражающуюся на восприятии человеком мира в целом .
Так, например, современная философская позиция, признающая универсальность и уникальность человека, является несовершенной в мировоззренческом плане, потому как эта уникальность не дополняется также определением универсальности и уникальности каких-либо других, не относящихся к человеческим, видов бытия. Таким образом, трактовка бытия, в которой человек ставится во главу угла, тоже не является по сути антропоморфной, потому как современная наука, к которой на данный момент можно причислить и философию, легко обосновывает универсальность и уникальность каждого конкретного человека, что закономерно подразумевает также существование этого конкретного человека, а, следовательно, его бытие.
Философия – это по большому счету наука, которая никогда не была статичной, и нет в ней вопросов и проблем, которые однажды были бы решены однозначно и бесповоротно. Любые, даже, казалось бы, наиболее прочно обоснованные и устоявшиеся мнения, идеи и концепции однажды подвергаются критике и свергаются с пьедестала, неактуальными становятся самые некогда важные проблемы. Посему философия никогда не определяется каким-либо единственным своим направлением, сколь бы хорошо оно ни было. Философия – это ее долгая и бесконечная история, накопившая несметные богатства духовного наследия за многие века, в течение которых различные философы разных стран и эпох задавались одним и тем же вопросом – что есть бытие.
750 руб.
1. Устинкин Д.Н. Философия. Учебник для вузов. СПб. Изд-во Роббер. 2004. – с.672.
2. Семенов А. И. Проблемы философии. Учебное пособие для вузов. Изд-во РГУ. 2001. – с. 348.
3. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994. – с. 428.
4. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1987. – с.657.
5. Завьялов Я.М. История философии. М. Изд-во Фоукс. 2002. – с. 518.
6. Спиркин А. Г. Философия: учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2003. –с. 497.
750 руб.