Последние десятилетия проблема коррупции выходит на передний план на разных уровнях общественных отношений: международном, национальном, территориальном, отраслевом, межличностном. Такое внимание к проблеме обусловлено осознанием того факта, что коррупция теснейшим образом связана с неэффективностью политических систем, государственного управления, правоотношений, общественных отношений, морали и т.п. Коррупция порождается этой неэффективностью, и сама усугубляет ее. Тем самым создается порочный круг, разорвать который крайне сложно.
Для России проблема коррупции имеет особый характер, прежде всего в силу неразвитости (отсутствия) институтов гражданского общества.
Коррупция в нашей стране приводит к очень серьезным политическим издержкам. Они выражаются в политической нестабильности и в постоянной угрозе демократии в России. Коррупция приводит к приватизации государственной власти, самого государства. А такое приватизированное государство не способно ни к какой системной работе в области государственного строительства: ни в экономике, ни и в социальной сфере. Государство становится просто недееспособным. Коррупция ведет российское государство в полный тупик и политический, и экономический, и социальный. Государство, в силу развитости коррупционных отношений, постоянно сталкивается с противодействием попыткам проведения единой государственной политики.
Государство, пораженное коррупционными процессами, становится беззащитным перед внутренними и внешними угрозами, - именно это ставит тему коррупции в ряд наиболее актуальных проблем современной России. Реферат посвящен ряду важных аспектов коррупционной проблемы в нашей стране
750 руб.
Введение 3
Глава 1. Сущность коррупции, ее определение. Понимание коррупции 4
Глава 2. Истоки современной российской коррупции: советский период 7
Глава 3. Коррупционные сети в российской практике 8
Глава 4. Факторы, способствующие развитию коррупции в России 10
Глава 5. Методы, способы противодействия коррупции 13
Заключение 17
Список литературы 19
750 руб.
Система коррупционных отношений не сводится к поборам или мздоимству, но образует сложную социальную сеть специфических отношений, которые теснейшим образом переплетены с другими социальными отношениями, всегда существующими в обществе.
Современная российская коррупция является одним из продуктов распада советской системы. Хотя, может быть, истинные причины лежат намного глубже, в истории московской Руси. Система «кормлений», родившаяся в ХV веке, «мутировала» в одном из своих проявлений в специфический, российский вариант коррупции. Как писал Р.Пайпс в своей известной работе «Россия при старом режиме»: «На каком-то этапе … истории вотчинное умозрение, корни которого лежали в чисто экономических представлениях, приобрело политическую окраску» .
Распад советской системы в начале 90-х и неготовность новой элиты к управлению страной, необходимость новых экономических структур в установлении связей со старыми элитами, остававшимися у власти, потребность учесть старую систему взаимоотношений и вписаться в нее приводили к абсорбции старой элиты в структуры нового бизнеса. Многие олигархические группировки имели на верхнем уровне своего руководства бывших руководителей КГБ, МВД, Госплана, последнего советского правительства. В исключительных случаях это способствовало преемственности профессионализма. Но чаще это помогало трансляции худших традиций советской власти, в том числе – старой системы взаимоотношений, основанной не на рынке, а на оказании взаимных услуг. В новых условиях это усилило рост коррупции. Распад старой системы породил огромный правовой вакуум и, на более поздней стадии – неразбериху. Пробелы в законодательстве, его запутанность в немалой степени подстегивали коррупцию.
Распад старой системы породил кризис силовых и правоохранительных структур. Потеряв идеологию и ориентиры, они перестали работать на власть, но не начали работать на общество. Вместо этого они начали работать сначала на свое самосохранение, а затем – на личное обогащение, постепенно превращаясь в своего рода коммерческие структуры.
Основная питательная среда коррупции – неизбежное следствие слома старого общества и создания нового. Радикальные реформы не могли не сопровождаться криминализацией общества, правовым вакуумом, нестабильностью, кризисом правоохранительных органов, несовершенством судебной системы. Это сопровождалось дальнейшим распадом системы моральных ценностей. На этом фоне и развивалась философия коррупционера – «хватай все, что можешь, и убегай, чтобы не поймали».
Противоправное и коррупционное, в частности, поведение в значительной мере стало нормой в обществе.
Аморальность, ставшая нормой, приводит к созданию суррогатных норм нравственности во взаимоотношениях людей в органах управления и в бизнесе. Понятия «честный-нечестный», «порядочный-непорядочный» приобрели особый смысл: совершая противозаконные, коррупционные сделки, люди считают неправильным, аморальным нарушить обещание, не выполнить условия (можно убить, но нельзя предать, обмануть).
На бытовом уровне порядочность, неподкупность, некоррумпированность считаются синонимом неумелости, неудачливости, просто глупости. Мелкие взятки, подарки считаются нормой, формой проявления благодарности за услуги, даже положенные. Умение с помощью взятки добиться желаемого рассматривается как умелость, доблесть, а если еще удается обмануть государство, то это вообще благое дело.
При этом действует традиционное для России разделение законного и справедливого. Закон – это нечто приходящее извне, навязанное государством, его исполнение необязательно. В то же время справедливость важнее, поскольку это порождение общепринятой морали.
Для изменения коррумпированного аморального климата общества важнейшую роль могут сыграть два фактора. Первое – политическая воля высшего руководства государства. Она в свою очередь должна вылиться в какие-то заметные показательные шаги, дающие сигнал населению и коррупционерам, что политика меняется. Кроме того, президент должен под проведение этого импульса создать команду, которая может пробить сопротивление. Другой важный фактор – пресса, которая должна раскручивать каждый антикоррупционный шаг, показывать каждый успех в противодействии коррупции.
750 руб.
1. Левина Е.А. Лоббирование интересов интегрированных структур в современной России // Е.А. Левина; Регион. обществ. Фонд «Информатика для демократии» (Фонд ИНДЕМ). - М.: Фонд ИНДЕМ. 2006.
2. Пайпс Р. Россия при старом режиме.- М.: Изд-во «Независимой газеты». 1992.
3. Пархоменко С., Сатаров Г.A. Разнообразие стран и разнообразие коррупции (Анализ сравнительных исследований). Аналитический доклад. - Региональный общественный фонд «Информатика для демократии» (Фонд ИНДЕМ). - М.: Фонд ИНДЕМ. 2001.
4. Полтерович В.М. Институциональная динамика и теория реформ. // Эволюционная экономика и «Мэйнстрим». - М.: Наука. 2000.
5. Антикоррупционный гид для малого и среднего бизнеса (первая попытка) // Проект «Бизнес и коррупция: проблемы противодействия». Региональный общественный фонд «Информатика для демократии». Труды Фонда ИНДЕМ. – М.: Фонд ИНДЕМ. 2004.
6. Бизнес и коррупция: проблемы противодействия: итоговый отчет / К.И. Головщинский, С.А. Пархоменко, В.Л. Римский, Г.А. Сатаров; Регион. обществ. фонд «Информатика для демократии (Фонд ИНДЕМ)». - М.: ИНДЕМ. 2004.
7. Борьба с коррупцией в России. Совет по внешней и оборонной политике. Круглый стол. - М., 1999.
8. Диагностика российской коррупции: Социологический анализ // Регион. обществ. Фонд «Информатика для демократии» (Фонд ИНДЕМ). - М.: Фонд ИНДЕМ. 2001.
9. Коррупция в России и в мире / Фонд ИНДЕМ (www.anti-corr.ru).
10. Klitgaard R., Maclean-Abaroa R., Parris L. Corrupt Cities. A practical guide to cure and prevention. Califo
ia. 2000.
11. Shleifer A., Vishny Robert W. «Corruption», The Quarterly Jou
al of Economics, Vol. 108, No. 3. (Aug., 1993).
750 руб.