Введение
Содержание
Заключение
Литература
К объективным факторам обучения относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный.
К субъективным факторам обучения следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.
Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается движение крови и по сонным венам артериям головного мозга. Помимо этого, уменьшение размаха движений диафрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы.
В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления, как нормальная реакция организма на выполняемую работу. Объективно она характеризует снижение возможностей организма успешно продолжать ее. Утомлению сопутствует субъективное чувство- усталость.
Усталость - психическое явление, переживание, вызванное утомлением. Степень усталости и утомления может не совпадать из-за положительного эмоционального фона деятельности.
Работоспособность - это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой - выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические и физические особенности. Кроме того, для успеха в деятельности большое значение имеют и такие свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.
Благоприятное воздействие на утомленных учебным трудом оказывают упражнения циклического характера умеренной интенсивности.
Движения, мышечные напряжения, физическая работа были и остаются важнейшим условием поддержания нормального состояния человеческого организма.
1,200 руб.
Введение………………………………………………………………………………3
1.Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов……………………………………………..5
2. Изменение состояния организма студентов под влиянием
различных режимов и условий обучения…………………………………………...6
3. Работоспособность и влияние на нее различных факторов…………………....10
4. Влияние на работоспособность периодически
ритмических процессов в организме………………………………………………11
5. Общие закономерности изменения работоспособности
студентов в процессе обучения……………………………………………………..13
6. Изменение работоспособности в течение рабочего дня………………………..14
7. Изменение работоспособности в течение учебной неделям…………………...16
8. Изменение работоспособности по семестрам и в целом за учебный год……..16
9. Типы изменений умственной работоспособности студентов………………….18
10. Состояние и работоспособность студентов
в экзаменационный период……………………………………………………….....22
11. Средства физической культуры в регулировании
психоэмоционального и функционального
состояния студентов в экзаменационный период………………………………….24
12. Использование «малых форм» физической культуры
в режиме учебного труда студентов………………………………………………..28
13. Работоспособность студентов в условиях
здоровительно-спортивного лагеря…………………………………………………30
14. Особенности проведения учебных занятий
по физическому воспитанию для повышения
работоспособности студентов………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………………35
Список литературы……………………………………………………………………37
1,200 руб.
Итак, обобщенные характеристики успешного использования средств физической культуры в учебном процессе, обеспечивающие состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, следующие:
• длительное сохранение работоспособности в учебном труде;
• ускоренная врабатываемость;
• способность к ускоренному восстановлению;
• эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам;
• средняя выраженность эмоционального фона;
• снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы;
• успешное выполнение учебных требований и хорошая успеваемость,
• высокие организованность и дисциплина в учебе, быту, отдыхе;
• рациональное использование бюджета свободного времени для личного и профессионального развития.
Оздоровительный эффект от систематических занятий физическими упражнениями заключается главным образом в следующем:
• Физическая активность задерживает развитие коронарного атеросклероза и, тем самым, предупреждает возникновение многих болезней сердца.
• Увеличивается жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), повышается эластичность межрёберных хрящей и подвижность диафрагмы, развивается дыхательная мускулатура и, как следствие всего этого, улучшается процесс газообмена в лёгких.
• Под влиянием тренировок улучшается функция поджелудочной железы, вырабатывающей инсулин - гармон, расщепляющий глюкозу. Благодаря этому улучшаются условия накопления и рационального расходования энергии организма.
• Улучшается работа печени - главной биохимической лаборатории организма. Активизируется выработка ферментов и других важных биологически активных веществ, ускоряется очистка организма от шлаков, образующихся в процессе жизнедеятельности.
• Снижается содержание холестерина в крови. Под влиянием тренировок жиры не откладываются в сосудах или подкожной клетчатке мертвым грузом, а расходуются организмом.
• Систематические занятия физическими упражнениями способны исправить многие физические дефекты организма человека, как врождённые, так и приобретённые.
Имеется и множество других весьма полезных следствий от регулярных занятий физическими упражнениями для понимания исключительной роли средств физической культуры для укрепления здоровья, профилактики множества заболеваний, активного, творческого долголетия.
1,200 руб.
. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1967. 251с.
2. Бюннинг Э. Ритмы физиологических процессов. М.: Мир, 1969. 75с.
3. Куприянович Л.И. Биологические ритмы и сон. М.: Наука, 1976. 66с.
4. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ. 2001. 224с.
5. Петровский А.В.. Общая психология. – М.: Просвещение, 1977. 478с.
6. Рогов Е.И.. Общая психология: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС,1998.448 с.
7. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – Санкт-Петербург: Питер, 1998. 688с.
8. Уилмор Дж.Х., Д.Л. Костилл. Физиология спорта и двигательной активности (пер. с англ.). Киев: Олимпийская литература, 1997. 503с.
9. Физическая культура студента: Учебник для студентов вузов / Под общ. ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 1999. 326с.
10. Физическая культура: Учебное пособие / Под ред. В.А.Коваленко. - М.: изд-во АСВ, 2000. 432с.
11. Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие / Под общ. ред. Волковой Л.М., Половникова П.В. - СПб.: СПбГТУ, 1998. 153с.
12. Физическое воспитание. Учебник для студентов вузов. М.: Высшая школа, 1983. 258с.
13. Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. – М.: Знание, 1976. 144с.
14. Хедман Р. Спортивная физиология: Пер. со швед. / Под ред. Л.А.Иоффе. - М.: ФиС, 1980. 149с.
15. Хомская Е., Ефимова И.В. и др. Зависимость произвольного контроля интеллектуальной деятельности от двигательной активности и межполушарной асимметрии // Теория и практика физической культуры, 1987. N 7.
1,200 руб.