Становление рынка изменяет содержание ранее существовавших отношений по обеспечению государства финансовыми ресурсами: все большее значение приобретают налоговые правоотношения.
Общественные отношения, возникающие в процессе установления и взимания налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, объединенных в налоговую систему РФ, и урегулированные нормами налогового права, называются налоговыми правоотношениями. Содержание этих отношений определяется нормами, устанавливающими принципы налогов и правоспособность сторон конкретных налоговых правоотношений.
Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов - обеспечить уплату налогов. Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, ограничивает его возможности по реализации функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение.
Стороны налоговых правоотношений, наделенные юридическими правами и обязанностями, считаются субъектами этих правоотношений. Одной из сторон налоговых правоотношений выступают Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования в лице их органов, уполномоченных устанавливать налоги. Второй стороной являются налогоплательщики без их персонификации, т.е. каждый имеющий общие и специальные признаки субъекта налога.
Отношения в сфере налогообложения регламентируются исключительно нормами законодательства о налогах и сборах, тем более что правовая регламентация налоговых правоотношений с 1 января 1999 г. осуществляется в налоговой сфере не разрозненной совокупностью финансово-правовых норм, а «возглавляется» кодифицированным законодательным актом, который комплексно унифицировал не только предмет правового регулирования налоговых отношений, но и установил особые юридические средства регулирования - установления и формы, касающиеся способов возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов защиты прав, процедурно-процессуальных форм и т.д. О том, что налоговые правоотношения могут регламентироваться нормами иных отраслей права, а также иными отраслями законодательства, в Налоговом кодексе Российской Федерации ничего не сказано, что, по мнению многих авторов, исключает возможность регламентации налоговых отношений иными нормами, которые не входят в состав законодательства о налогах и сборах.
Тема данной курсовой работы особенно актуальна в настоящий момент. Сейчас сложилась критическая ситуация в России в сфере налоговых правоотношений и для скорейшего ее преодоления необходима правовая база, которая позволит выровнять взаимоотношения между властными органами, налоговыми органами и налогоплательщиками. Только с помощью нее можно построить действительно правовое государство, которое бы по настоящему заботилось о своих гражданах и гарантировало бы нам наши права.
В работе автором будут рассмотрены проблемы современных правовых отношений, проблемы органов государственной налоговой службы, а также ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства.
Задачи исследования состоят в изучении понятия, структуры и особенностей налоговых правовых отношений. Целью курсовой работы является углубленное изучение поставленных задач в соответствии с современным законодательством.
Достоверность работы обеспечивается нормативно-правовыми актами РФ и научной литературой. Как инструмент реализации основных задач в области налоговой политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс Российской Федерации - систематизированный законодательный акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права. В Налоговом кодексе Российской Федерации действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, переработаны в соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.
1,200 руб.
В конце работы целесообразно сделать следующие выводы.
Активность российского законодателя, неустанно совершенствующего процедуры исчисления и уплаты налогов, очень часто напоминает «латание дыр» шитого-перешитого кафтана. Однако качественно налоговое законодательство не развивается. Так, на сегодняшний день в нашей стране существует огромное количество налогов, что для налогоплательщика вызывает немало сложностей.
На сегодняшний день в нашей стране существует огромное количество налогов, что для налогоплательщика вызывает определенные сложности когда и какие налоги уплачивать. Налоговый кодекс должен быть простым и понятным. Когда каждый месяц выходят новые инструкции, дополнения и письма к законам о налогах, отменяющие предыдущие инструкции и дополнения возникает путаница и прекрасная возможность для налоговых служб налагать дополнительные штрафы на налогоплательщиков.
России для нормального экономического развития необходим новый налоговый кодекс понятный и более упрощенный, необходимо существенно снизить налоги и ввести более жесткий контроль за их уплатой.
Система налоговых органов неотрывно связана с налоговыми правоотношениями, и активно регулирует их. Система эта построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Высшим звеном иерархии является Министерство РФ по налогам и сборам – центральный аппарат Государственной налоговой службы.
Необходимо так же констатировать, что сложившаяся системно-структурная схема налоговых органов, к сожалению, все меньше и меньше отвечает современным требованиям.
Налоговые отношения регулируются нормами не только Налогового кодекса РФ и соответствующих ему законов, но и административно-правовыми нормами - о функциях государственных органов исполнительной власти, и финансовыми - в части бюджетного устройства и учетной политики.
Существенную угрозу правопорядку в сфере правоотношений представляют собой нарушения при формировании и применении норм налогового законодательства, имеющие место как на этапе законопроектной работы, так и в судебной практике. Одна из главных причин нарушений на упомянутом первым этапе - усиление тенденций, стимулирующих несогласованность норм действующего налогового и других отраслей законодательства.
Необходимость учета принципов системного подхода в нормотворческой деятельности, обусловленная комплексным характером регулируемых отношений - одна из основополагающих в праве. В ст.2 Налогового кодекса к предмету его регулирования отнесен далеко не полный круг налоговых отношений, а только властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Но налоговые отношения охватывают также: сферу реализации налоговой политики Правительством РФ и другими государственными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им законодательством прав; вопрос о предмете налогового законодательства субъекта РФ; вопросы перераспределения налогов между бюджетами разного уровня, финансовой (налоговой) дисциплины, финансовой информации (налогового консультирования), бухгалтерского учета, специфику оценочной деятельности и ценообразования при исчислении налогооблагаемой базы по всем видам налогов; порядок возмещения убытков и вреда, причиненного действиями налоговых органов; порядок возврата налогов из бюджета, налогово-бюджетные зачеты; вопросы международного налогообложения, применения иностранного права в налоговых отношениях с иностранным элементом; особенности налогообложения в зависимости от форм организации капитала (бизнеса) и многие другие.
Законодатель стремился максимально урегулировать все в НК РФ (часто без отсылок на нормы других отраслей законодательства). Такой подход делает налоговое законодательство громоздким, трудным для понимания и применения, концептуально оторванным от системы российского права.
Надо заметить, что Налоговый кодекс РФ как акт высшей юридической силы четко не раскрывает комплексный характер налоговых отношений - специальных властных отношений, возникающих в процессе налогообложения, отсутствуют базовые положения, необходимые при регулировании любых властных отношений, в том числе и в налоговой сфере:
- нет упоминания о Конституции РФ, т.е. о том, что к налоговым «властным» отношениям применяются конституционные принципы и нормы;
- кроме функций налоговых органов и органов налоговой полиции подробно не определяется участие (функции) в налоговых отношениях ни одного государственного органа, включая Правительство РФ, которое согласно ст.15 ФЗ «О Правительстве РФ» разрабатывает и реализует налоговую политику;
- нет системы общих принципов налогообложения, которые на основании п. «и» ст.72 Основного закона страны составляют конституционную основу правового регулирования налоговой системы и реализации совместного ведения РФ и ее субъектов в сфере налогообложения.
От концептуального подхода к определению сущности налоговых отношений зависят и возможные пределы регулятивного воздействия норм различных отраслей права.
1,200 руб.
1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп. от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25
2. Приказ МНС РФ от 11 ноября 1999 г. N АП-3-18/354 «Об утверждении Порядка пересчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате налоговых санкций»//Финансовая Россия – «Учет. Налоги. Право» от 7-13 марта 2000 г., N 9
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля 2006 г.)// Российская газета от 8 декабря 1994 г. N 238-239
4. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изм. и доп. от 16 июля, 22 декабря 1992 г., 27 августа 1993 г., 27 октября, 11 ноября, 3 декабря 1994 г., 25 апреля, 23, 26 июня, 30 ноября, 27, 31 декабря 1995 г., 14 декабря 1996 г., 10 января, 28 июня 1997 г., 31 июля, 29 декабря 1998 г., 6 января, 10 февраля, 3, 31 марта, 4 мая 1999 г., 5 августа 2000 г., 9 мая, 6 августа 2001 г., 29 мая 2002 г., 8 декабря 2003 г.)//Российская газета от 5 марта 1992 г.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ) (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября 2005 г.) //Российская газета от 12 августа 1998 г. N 153-154
6. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29, 30 июня, 1, 18, 21, 22 июля, 20 октября, 4 ноября 2005 г.)//Российская газета от 8 декабря 1994 г. N 238-239
8. Письмо Госналогслужбы РФ от 29 октября 1993 г. N ВЗ-4-05/169н «О применении штрафных санкций за занижение (сокрытие) налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет»//Российские вести, N 229, от 25 ноября 1993 г.
Научная литература
9. Балакирева М. Обжалование действий или бездействия должностных лиц налоговых органов//Налоги,2000.№43
10. Бойков О.В. Арбитражный суд и налоговые споры // Право. - М., 1998. - № 1
11. Бойков О. Налоговые споры в практике арбитражных судов // Российская юстиция. - М.; Юрид. лит., 1999. - № 11
12. Борисов Б.А. Налоговые органы и налогоплательщики. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996
13. Васильков А.И. Налоговые споры. С чего они начинаются и чем заканчиваются // Российский налоговый курьер. - М.; Статус-Кво 97, 1998. - № 2
14. Куфакова Н.А. Староверова О.В. Налоговое право /Под. ред. М.М. Рассолова, Н.М. Коршунова. - М.: ЮНИТИ; Закон и право, 2001. - 413 с. // Закон и право. - М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - № 12
15. Налоговые споры. Некоторые судебные прецеденты российского налогового права: Сборник методических и нормативных материалов. Вып. 2 / Кузнецова Н.Г., Соловьев К.А.. - С.-Пб.; Изд-во СПбГУЭФ, 2003
16. Налоговый контроль: налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений: Учебно-практическое пособие / Альбиков Р.Ф., Безденежных В.Н., Гладких О.В. и др.. - М.: Юристъ, 2001
17. Налоговое право Российской Федерации: Комментарии, рекомендации, законы, инструкции. Вып. 2. - М., 1992
18. Разгулин С.В. О презумпции добросовестности налогоплательщика в отношениях, связанных с исполнением обязанности по уплате налога // Налоговый вестник, N 8, август 2004 г.
19. Староверова О.В. Современное налоговое право: общие концептуальные подходы // Вестник Российской правовой академии: Научно-практический журнал. - М.; РПА МЮ РФ, 2003. - № 2
1,200 руб.