Введение
Содержание
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы. На известном этапе развития об-щества возникает потребность упорядочения существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складыва-ются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество. Любая отрасль права регулирует определенные пра-воотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголов-ному праву – регулирование отношений, связанных с преступлением и наказа-нием. Административное право занимает особое место в системе правового ре-гулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствую-щие границы правового регулирования – деятельность государственной испол-нительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого ха-рактера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная дея-тельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий. Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей пра-ва, включая административное, и занимает ведущее место. Административное право тесно связано также и с гражданским правом. Прежде всего, потому что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны. А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административ-ной подчиненности одной стороны другой, определенные связи есть у админи-стративного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отно-шений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют го-сударственно-служебные отношения.
Тема дипломного исследования: «Административно-правовые отношения в Республике Беларусь».
Объектом исследований в данной работе является объективная реаль-ность, то есть это те нормативно-правовые акты Республики Беларусь, которые отражают и регулируют административно-правовые отношения.
Предметом исследования дипломной работы являются административно-правовые отношения в Республике Беларусь
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно и объективно раскрыть сущность административ-но-правовых отношений в Республике Беларусь.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие правовым и общественным отношениям;
- рассмотреть виды правоотношений;
- охарактеризовать понятие и содержание административно-правовых от-ношений;
- изложить разграничение административных правоотношений и других правовых отношений;
- описать классификацию административно-правовых отношений.
Характеристика источников для написания дипломной работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь, Трудовой ко-декс Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Уголов-ный кодекс Республики Беларусь и другие нормативно-правовые акты; во-вторых, опубликованная юридическая практика в официальных изданиях; в-третьих, специальная литература. При разрешении поставленных задач для дос-тижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.
Структура дипломной работы включает: титульный лист, содержание, введение, три главы с разделами к ним, заключение, список использованных ис-точников, приложения. Дипломная работа выполнена на 50 страницах компью-терного текста.
3,000 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ 6
1.1 Правовые и общественные отношения 6
1.2. Виды правоотношений 11
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 16
2.1 Понятие и содержание административно-правовых отношений 16
2.2 Разграничение административных и других правовых отношений 29
ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
3,000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследование на тему: «Административно-правовые отношения в Республике Беларусь», сделаем выводы.
Аппарат исполнительной власти обеспечивает выполнение задач в сферах хозяйственного, социально-культурного, административно-политического строительства и в иных отраслях управленческой деятельности. В процессе управления возникают организационные связи между участниками этих отно-шений, многие из которых требуют правового регулирования. Такое регулиро-вание осуществляется с помощью административно-правовых норм и таким об-разом превращает их в административно-правовые отношения.
Административно-правовые отношения — это общественные отношения в сфере государственного управления, участники которых выступают носите-лями прав и обязанностей, урегулированных нормами административного пра-ва. Административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, а потому характеризуются их общими признаками. Составные час-ти административно-правовых отношений — субъекты, объекты и юридические факты. Участники административно-правовых отношений имеют конкретные права и обязанности и являются субъектами правоотношений.
Исходя из положений действующего законодательства Республики Бела-русь, к субъектам административно-правовых отношений можно отнести: госу-дарственные органы (органы законодательной, исполнительной и судебной вла-сти, прокуратуры, администрации государственных предприятий и учрежде-ний); структурные подразделения органов государства, должностных лиц госу-дарственных органов; собственника (представителя, менеджера, уполномочен-ного собственника); объединение граждан, кооперативы, органы самоуправле-ния, самодеятельные организации; граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства. Предпосылкой вступления названных субъектов в кон-кретные административно-правовые отношения является наличие у них право-способности и дееспособности.
Административная правоспособность — это возможность субъекта адми-нистративных правоотношений иметь права и нести юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Государственные органы, которые осуществ-ляют исполнительно-распорядительную деятельность, имеют конкретные вла-стные полномочия, которые по своему характеру и объему зависят от компетен-ции данного органа. Административная правоспособность государственного органа (должностного лица) зависит от объема его компетенции. Кроме того, административная правоспособность должностного лица определяется также его должностными полномочиями, которые выражены в законе или иных пра-вовых актах. Административную правоспособность имеют государственные предприятия и учреждения, а также объединения граждан, органы самоуправ-ления, самодеятельные организации и их органы. Административная правоспо-собность государственных органов, государственных и негосударственных ор-ганизаций возникает, как правило, с момента издания акта об их учреждении, а прекращается с их ликвидацией или реорганизацией. Административная право-способность граждан в сфере государственного управления возникает с момен-та рождения и прекращается с их смертью. Административная правоспособ-ность служит основой административной дееспособности. Административная дееспособность — это способность своими действиями приобретать и реализо-вывать права и обязанности в сфере управления. Особенность административ-ной правоспособности и дееспособности состоит в том, что они означают воз-можность быть субъектом административно-правовых отношений.
Объект — это то, ради чего возникают правоотношения. Объектом адми-нистративно-правовых отношений выступает поведение участников управлен-ческих отношений (действия, воздержание от действий). Действия участников управленческих отношений могут осуществляться ради разнообразных право-вых интересов. Это могут быть вещи, материальные ценности, продукты духов-ного творчества, личные нематериальные блага, а именно: здоровье, достоинст-во человека, нравственность и др. Так, если объектом правоотношений является поведение участников (например, передача государственного имущества от од-ного органа управления другому или реквизиция вещей), то предметом админи-стративных правоотношений будут объекты материального характера, т. е. имущество, вещи. В управлении культурой и искусством, здравоохранением, делами молодежи и спорта предметом этих отношений выступает культурные и духовные ценности, здоровье, нравственность, т. е. факторы нематериальные. Основанием возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты. Это действия и события.
Под действиями понимают факты, которые возникают по воле людей. Они могут быть как правомерными, так и неправомерными. Правомерные действия отвечают требованиям административно-правовых норм. К правомерным дей-ствиям, которые порождают административно-правовые отношения, относятся акты управления — указы и распоряжения Президента, постановления и распо-ряжения Кабинета Министров и др. Для государственного управления наиболее характерны юридические акты, которые имеют индивидуальный характер, по-скольку они порождают конкретные административно-правовые отношения не-посредственно. Административно-правовые отношения возникают также в свя-зи с действиями отдельных граждан и должностных лиц, например, в случае обращения гражданина с жалобой на действия должностного лица. Кроме того, юридическим фактом, который влечет возникновение административно-правовых отношений, может быть бездеятельность.
Административно-правовые отношения возникают не только в результате деятельности людей, но и в случае возникновения событий. События — это яв-ления, которые не зависят от воли людей, но влекут за собой определенные пра-вовые последствия. Например, к событиям относятся стихийные бедствия .
Административно-правовые отношения характеризуются всеми призна-ками правовых отношений, но, кроме того, имеют некоторые особенности, ко-торые состоят в том, что: 1) административно-правовые отношения складыва-ются в сфере управления, т. е. в повседневной практической реализации задач и функций государства относительно осуществления управления хозяйственным, социально-культурным строительством, административно-политической сфе-рой, иной управленческой деятельностью; 2) во всех отношениях одной из сто-рон обязательно выступает орган исполнительной власти (государственного управления) или общественная организация, наделенная государственно-властными полномочиями; 3) административно-правовые отношения — это особая связь между их участниками, один с которых при данных обстоятельст-вах имеет право требовать от другого такого поведения, которое предусмотрено административно-правовой нормой; 4) орган управления обязан реализовать свои материально-правовые и процессуальные права, т. е. право является одно-временно и обязанностью субъекта административно-правовых отношений; 5) административно-правовые отношения могут возникнуть по инициативе како-го-либо субъекта административного права, но согласие другой стороны не яв-ляется обязательным условием для их возникновения; 6) нарушение одной из сторон своих обязанностей предопределяет ее ответственность не перед другой стороной, а перед государством в лице его компетентных органов; 7) админист-ративно-правовые отношения, которые возникают между органами исполни-тельной власти и иными субъектами административного права, не всегда явля-ются отношениями, которые осуществляются по методу власти и подчинения. Эти отношения могут реализовываться на основе как власти и подчинения, так и равенства сторон, т. е. каждая сторона, обязана выполнять конкретные требо-вания правовой нормы. Здесь всегда имеет место такая связь: правомочие — обязанность — правомочие. Наличие взаимных прав и обязанностей характерно для достаточно широкого круга административных правоотношений; 8) санк-ции, которые применяются к сторонам административно-правовых отношений за нарушение ими своих прав и обязанностей, — это, как правило, меры адми-нистративного принуждения, административной и дисциплинарной ответствен-ности, может наступить также материальная или уголовная ответственность; 9) споры, которые возникают между сторонами административно-правовых отно-шений, решаются как в административном, так и в судебном порядке. Большин-ство административно-правовых споров решается в административном порядке, т. е. уполномоченными на то органами государственной исполнительной власти или должностными лицами. В целом административно-правовые отношения характеризуются двумя самыми важными чертами: с одной стороны — это формы социальных отношений, поскольку в них обязательно участвуют люди или их объединения, а с другой — это формы организационных отношений, в процессе реализации которых решаются задачи управленческой деятельности.
Административно-правовые отношения подразделяются на виды: в зави-симости от элемента юридической нормы; по содержанию; по характеру дейст-вий обязанного субъекта; в зависимости от распределения прав и обязанностей между сторонами; по характеру связей между сторонами. В зависимости от элемента юридической нормы (диспозиции или санкции) административные правоотношения делятся на регулятивные и охранительные.
3,000 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1 Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республикан-ском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 ок-тября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.
2 Гражданский кодекс Республики Беларусь: с коммент. к разделам / ком-мент. В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000. - 704с.
3 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: - Мн.: Амалфея, 2000. - 304с.
4 Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года – Мн.: Амалфея 1999. – 240с.
5 Уголовный кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представите-лей 2 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года / Обзорная статья А. В. Баркова. - Мн.: Амалфея, 1999. - 320с.
Специальная литература
6 Алёхин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. - М., Зерцало, 1999.
7 Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2002.
8 Административное право России. Учебник. 2-е издание Чернявский А.Г., Габричидзе Б.Н. Издательство: ВЕЛБИГод издания: 2006. – 680с.
9 Административное право: Учеб. пособие. Д.А. Гавриленко, С.Д. Гаври-ленко. 2002. 416с.
10. Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Москва, “ЗЕРЦАЛО ТЕИС”, 1996г.
11. Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах, Изд. БЕК, Москва, 1996г.
12. Бабий Н. А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: Кон-спект лекций. – Мн.: «Тесей», 2000. – 325с.
13. Бабий Н. А. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: Конспект лекций. – Мн.: «Тесей», 2000. – 452с.
14. Бахрах Д.Н. Административная ответственность. - М., Юриспруденция, 2003.
15. Бельский К.С., Козлов Ю.М., и др. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. - М., Юрист, 2002.
16. Василевич Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. – Мн.: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. – 882с.
17. . Вишневский А. Ф., Горбатов Н. А., Кучинский В. А. Общая теория госу-дарства и права. – Минск: «ТЕСЕЙ», 2004.
18. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. В.В. Черникова и Ю.П. Соловья. М., 2003.
19. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь. Под ред. Васи-левича Г. А. Издательство Амалфея. – 2003. – 1120с.
20. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. В 2 книгах. / Отв. ред. В. Ф. Чигир. – Мн.: Амалфея, 1999. – 624с.
21. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По зака-зу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 374с.
22. Колбасин Д. А. Гражданское право Республики Беларусь. Особенная часть. Мн.: Общественное объединение «Молодежное научное общест-во». – 2000.
23. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах Учебное пособие. Лапшина И.Е. Издательство: Проспект, ТК Велби 2004г. – 272с.
24. Конституционное право России (конспект лекций в схемах) / Авт.- сост. Якушев А. В. Издательство: ПРИОР 2001 – 160с.
25. Конституционное право России в вопросах и ответах Учебное пособие. Малиновская В.М. Издательство: Проспект, ТК Велби. 2004 - 265с.
26. Курс административного права Республики Беларусь 2-е изд. Автор: А. Крамник. Издательство «Тесей», 2006г. – 616с.
27. Курс административного права и процесса. Автор: Тихомиров Ю.А. Изда-тельство ЮрИнфоР Центр / ЮрИнфоР-Пресс. 1998 – 798с.
28. Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юриди-ческие вузы / Под ред. Члена - корреспондента РАН О.Е. Кутафина. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2001. - 447.
29. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1 Теория государства. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. – 456с.
30. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2 Теория права. - М.: Издательство «Зер-цало», 1999. – 656с.
31. Общая теория права / Отв. ред. А.С. Пиголкин изд. Юристъ. 2000.
32. Постникова А. А., Сухаркова А. И. Административное право Республики Беларусь: Учебное пособие Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2001. - 127с.
33. Сухаркова А. И. Административное право Республики Беларусь. - Моги-лёв: «Могилёвская областная типография», 1999. - 172с.
34. Трудовое право: Учебник / В. И. Семенков, В. Н. Артемова, Г. А. Василе-вич и др.; Под общ. ред. Семенкова В. И. - Мн.; Амалфея, 1999. - 592 с.
35. Теория государства и права / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1987.
36. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова. Сара-тов, 1995.
3,000 руб.