Введение
Содержание
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломного исследования. Институт юридиче-ской ответственности за нарушение правил использования земель является одним из важнейших элементов механизма охраны окружающей среды и го-сударственного регулирования земельных отношений в целом. Земля являет-ся объектом концентрации различных общественных интересов. Это обу-словлено её важностью как элемента экологической системы, как средства и базиса производства и в целом как основы жизни и деятельности людей. По-следнее десятилетие ознаменовалось переходом от административно-командной к рыночной экономике, и эти преобразования повлияли на право-отношения в сфере использования земли. Земля всё активнее вводится в ры-ночный оборот. Правовой институт частной собственности на землю обусло-вил необходимость пересмотра роли государства в регулировании земельных отношений. Если ранее государство сосредоточивало в своих руках и право-мочия собственника, и правомочия администратора по отношению к земле-пользователям, т. е. могло напрямую вмешиваться в процесс использования земель, то в связи с произошедшими экономическими и политическими пре-образованиями роль государства в регулировании землепользования оказа-лась значительно ограниченной. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что данная сфера затрагивает не только публичные, но и частные интересы. Из-за ограниченности и невосполнимости земли возникает объективная необходи-мость правового установления норм и условий землепользования. Вместе с тем в рыночной экономике земля приобретает свойства товара и может слу-жить объектом имущественных сделок, результаты которых в той или иной мере способны ущемить интересы людей, не участвующих в сделках, и об-щества в целом. Поэтому в условиях формирования рыночных отношений предъявляются повышенные требования к контролю за правовым статусом земельных участков и их рациональным использованием. Особо встаёт про-блема снижения плодородия почв из-за негативных воздействий на земли и сокращения объёма работ по их улучшению. Количество нарушений правил землепользования возрастает в связи со сложившимися противоречиями в понятиях экономической и экологической рациональности. Экономически эффективная деятельность землепользователя не всегда является эффектив-ной с экологической точки зрения и зачастую противоречит экологическим принципам. Таким образом, земельные ресурсы страны требуют сегодня осо-бого внимания общества и принятия, экстренных мер по их спасению, преж-де всего по предотвращению деградации почв, восстановлению и повыше-нию их плодородия как основы жизнеобеспечения граждан. В соответствии с этим главное внимание государства и всех землепользователей должно быть уделено охране земель, их защите и рациональному использованию. Безус-ловно, формирование эффективной государственной земельной политики — сложный, многогранный и в то же время целостный процесс, требующий все-стороннего, глубокого изучения мирового и исторического опыта регулиро-вания земельных отношений и выработки на этой основе, экономически обоснованных, рациональных моделей, методов и форм управления земель-ными отношениями, интегрированных в общую систему мер по стабилиза-ции национальной экономики. Без решения этой задачи вывести управление земельными ресурсами на качественно новый уровень, необходимый для по-ступательного развития земельной реформы, не представляется возможным. Всё вышеизложенное свидетельствует о том, что назрела острая необходи-мость разработки новых подходов к определению роли государства в земель-ных отношениях и, в частности, к институту административной ответствен-ности как меры принуждения, устанавливаемой государством за нарушение правил использования земель. Несмотря на общетеоретические исследования многих учёных, проблема административной ответственности за правонару-шения в области земельных отношений, и в частности в области отношений землепользования, в условиях нарастающей антропогенной нагрузки, прово-димых реформ в земельном и административном законодательстве становит-ся в настоящее время всё более актуальной и будет оставаться такой ещё дли-тельное время. Немало неразрешённых вопросов возникает из-за несовер-шенства многих норм об административной ответственности, несоответствия положений различных отраслей права, в связи, с чем создаются условия для нарушения правил землепользования. Это требует теоретического осмысле-ния административной ответственности за нарушение правил землепользова-ния и её роли в механизме государственного регулирования земельных отно-шений.
Тема дипломного исследования: ««Основания административной от-ветственности в области природы и охраны законодательства за нарушение порядка землепользования».
Объектом исследования в дипломной работе является объективная ре-альность, то есть это те нормативные правовые акты, которые отражают и ре-гулируют основания административной ответственности в области природы и охраны законодательства за нарушение порядка землепользования.
Предметом исследования дипломной работы является администра-тивная ответственность в области природы и охраны законодательства за на-рушение порядка землепользования.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность темы дипломного исследования.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состо-ят в том, чтобы:
- дать понятие земельным правоотношениям;
- охарактеризовать рациональное использование земель;
- изложить особенности охраны сельскохозяйственных угодий;
- дать понятие административной ответственности;
- рассмотреть соотношение административной ответственности и ад-министративного принуждения;
- описать основания: виды и меры административной ответственности;
- изложить понятие и состав земельного правонарушения;
- определить органы, осуществляющие контроль за использованием и охраной земель.
Характеристика источников для написания дипломной работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь (Основной закон), Гражданский кодекс республики Беларусь, кодекс Респуб-лики Беларусь об административных правонарушениях, кодекс Республики Беларусь о земле; во-вторых, опубликованная юридическая практика в офи-циальных изданиях. Теоретическую и методологическую базу исследования составил ряд международных соглашений, а так же учебные пособия, труды, монографии и публикации отечественных и зарубежных авторов по вопросам административной ответственности за земельные правонарушения. Теорети-ческая и практическая значимость исследования заключается в комплексном сравнительном исследовании административной ответственности за земель-ные правонарушения.
При написании работы и для раскрытия темы дипломной работы ис-пользовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведе-ния.
Структура дипломной работы включает: титульный лист, содержа-ние, введение, три главы с разделами к ним, заключение, список использо-ванных источников. Дипломная работа выполнена на 103 листах компьютер-ного текста.
3,000 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ И ИХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА 5
1.1. Земельные правоотношения и их правовая охрана 5
1.2. Рациональное использование земель 12
2. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 28
2.1. Понятие административной ответственности 28
2.2. Соотношение административной ответственности и администра-тивного принуждения 34
3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРА-ВОНАРУШЕНИЯ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
3,000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследование на тему: «Основания административной ответ-ственности в области природы и охраны законодательства за нарушение по-рядка землепользования», сделаем выводы.
Земельные отношения в Республике Беларусь регулируются Конститу-цией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, на-стоящим Кодексом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими актами законодательства. Нормы гражданского законодательства применяют-ся к земельным отношениям с учетом положений, установленных земельным законодательством. Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Мини-стров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, а также специально уполномоченный на то государственный орган по земельным ресурсам и землеустройству, действующий в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Местные исполнительные и распо-рядительные органы предоставляют земельные участки в пользование, арен-ду, пожизненное наследуемое владение, передают их в собственность, а так-же изымают земельные участки в порядке и на условиях, установленных на-стоящим Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь. Мест-ный Совет депутатов может в течение одного месяца со дня принятия реше-ния об изъятии и предоставлении земельных участков предложить соответст-вующему исполнительному и распорядительному органу пересмотреть дан-ное решение. Исполнительный и распорядительный орган обязан в месячный срок повторно рассмотреть вопрос об изъятии и предоставлении земельных участков и принять решение, соответствующее действующему законодатель-ству. Решения местных исполнительных и распорядительных органов об изъ-ятии и предоставлении земельных участков в пользование, аренду, пожиз-ненное наследуемое владение, о передаче их в собственность, не соответст-вующие действующему законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительны-ми органами, Советом Министров Республики Беларусь, а также Президен-том Республики Беларусь. Местные исполнительные и распорядительные ор-ганы в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, передают свои полномочия в части изъятия и предоставления земельных уча-стков, передачи их в аренду администрации свободных экономических зон.
Под рациональным использованием земли до недавнего времени пони-малось достижение максимального эффекта в осуществлении целей земле-пользования с учетом полезного взаимодействия земли с другими природны-ми факторами и при охране земли в процессе использования как специфического условия всякой деятельности и главного средства производства в сельском хозяйстве. Рациональное использование земли авторы моногра-фического исследования «Право природопользования в СССР» рассматрива-ли как «достижение необходимого экономического эффекта в осуществлении целей природопользования с одновременным соблюдением требований охра-ны, как используемых природных объектов, так и окружающей природной среды в целом». В содержание данного понятия традиционно включаются как требования охраны, так и организации эффективного использования земли как природного ресурса и природы в целом.
Административная ответственность - это вид юридической ответствен-ности, которая выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему адми-нистративной ответственности Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще. В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности спе-цифически преломляются применительно к административной ответственно-сти, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности. В целом основные черты административной ответственно-сти сводятся к следующему.
Административная ответственность - это правовая ответственность. Она устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответ-ственности образуют самостоятельный институт административного права, в отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только закона-ми; дисциплинарная законодательством о труде; а также различными зако-нами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность за-конодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях нормами административного права. Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения норм административного права. Вместе с тем действующее законодательство предусматривает воз-можность привлечения к ней виновных в нарушении норм других отраслей права. Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, регулирующих ее различные аспекты, а также государствен-ных органов, имеющих право ее применять. Право привлечения виновных к административной ответственности предоставлено специальным органам, перечень которых содержится в третьем разделе Кодекса об административ-ных правонарушениях.
Охрана земель включает систему правовых мер, организационных, эко-номических и других мероприятий, направленных на рациональное исполь-зование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйст-венного оборота, защиту их от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда. Охрана земель осуществляется на основе комплексного под-хода к землям как к сложным природным образованиям (экосистемам) с уче-том зональных и региональных особенностей земель, целей и характера их использования. Система рационального использования земель должна носить природоохранный, ресурсосберегающий характер и предусматривать сохра-нение почв, ограничение воздействия на растительный и животный мир, гео-логические породы и другие компоненты окружающей среды. В целях охра-ны здоровья человека и охраны окружающей среды в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь, устанавливаются нормативы пре-дельно допустимых концентраций вредных веществ, микроорганизмов и дру-гих вредных микробиологических веществ, загрязняющих землю, сорных растений, вредителей и болезней.
Землепользователи, землевладельцы, собственники земельных участ-ков, в том числе арендаторы, осуществляют: 1) рациональную организацию территории; 2) восстановление и повышение плодородия почв, а также дру-гих полезных свойств земли; 3) защиту земельных участков от водной и вет-ровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотне-ния, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения; 4) защиту от зарастания сель-скохозяйственных земель кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения состояния земель; 5) мероприятия по сохранению торфяных почв в ходе их использования, предотвращению процессов минерализации торфя-ников; 6) консервацию деградированных сельскохозяйственных земель, если иными способами невозможно восстановить плодородие почв; 7) рекультива-цию нарушенных земель, повышение их плодородия; 8) снятие, использова-ние и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель. Порядок охраны земель устанавливается законодатель-ством Республики Беларусь.
3,000 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республикан-ском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнения-ми, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с коммент. к разделам / ком-мент. В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000. - 704с.
3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 4 января 1999г. « 226-З. Принят Палатой представителей 25 ноября 1998 года. Одобрен Советом Рес-публики 19 декабря 1998 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 18.01.1999, N 2-3, рег. № 2/1 от 05.01.1999). Юридическая база «ЮСИАС».
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003г. № 194-З. Принят Палатой представителей 17 декаб-ря 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года (Нацио-нальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 09.06.2003, № 63, рег. № 2/946 от 20.05.2003г).
5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об адми-нистративных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З. Принят Палатой представителей 9 ноября 2006 года. Одобрен Советом Респуб-лики 1 декабря 2006 года (Национальный реестр правовых актов Рес-публики Беларусь, 17.01.2007, № 14, рег. № 2/1291 от 03.01.2007).
6. Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года – Мн.: Амалфея 1999. – 240с.
7. Закон Республики Беларусь от 20 февраля 1991 года «О местном управ-лении и самоуправлении в Республике Беларусь» (Ведамасцi Вярхонага Савета Беларускай ССР, 1991г., № 11) ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».
8. Закон Республики Беларусь от 12 июля 2000г. № 411-з. Принят палатой представителей 22 июня 2000 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 2000 года «О республиканских и местных собраниях» (Нацио-нальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 21.07.2000 № 67, рег. № 2/186 от 13.07.2000) ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».
Специальная литература
9. Аксененок Г.А. Земельные правоотношения в СССР. - М., 1958.
10. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. - М., Зерцало, 1999.
11. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2002.
12. Административное право России. Учебник. 2-е издание Чернявский А.Г., Габричидзе Б.Н. Издательство: ВЕЛБИГод издания: 2006. – 680с.
13. Административное право: Учеб. пособие. Д.А. Гавриленко, С.Д. Гаври-ленко. 2002. 416с.
14. Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Москва, “ЗЕРЦАЛО ТЕИС”, 1996г.
15. Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах, Изд. БЕК, Москва, 1996г.
16. Балашенко С.А., Демичев Д.М. Экологическое право: Учебное пособие. 2-е издание. - Мн.: Ураджай, 2000.
17. Бахрах Д.Н. Административная ответственность. - М., Юриспруденция, 2003.
18. Бельский К.С., Козлов Ю.М., и др. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. - М., Юрист, 2002.
19. Васильева М.И. Общественные экологические интересы: правовое ре-гулирование. - М.: Наука, 1999. - 98с.
20. Жариков Ю.Г. Закон на страже землепользования. - М.: Юридическая литература, 1985.
21. Жариков Ю.Г. Имущественные споры землепользователей. - М.: Юри-дическая литература, 1980.
22. Забелышенский А.А. Правовая охрана земель как составной части при-родного комплекса. - Свердловск, 1979. -168с.
23. Забелышенский А.А. Экологические вопросы советского земельного права. - Свердловск, 1985.
24. Земельное право России. Учебник для юридических вузов / Под ред. проф. В.В. Петрова. - М., 1995.
25. Земельное право. Учебник для вузов. Руководитель авторского коллек-тива и отв. ред. проф. С.А. Боголюбов. -М.: Издательская группа НОР-МА-ИНФАМ, 1998.
26. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. Учебник. - М, 1999.
27. Краюшкина Е. Восстановление нарушенных земель -требование закона // Законодательство и экономика. 1999. № 5.
28. Крассов О.И. Земельное право: Учебник. - М.: Юристь, 2000.
29. Курс административного права Республики Беларусь 2-е изд. Автор: А. Крамник. Издательство «Тесей», 2006г. – 616с.
30. Минец И. Правовая природа и значение для правоприменительной практики постановлений Пленума Верховного Суда // Судовы весншк. 1999. № 4.
31. Общая теория земельного права. - М.: Наука, 1983.
32. Общая теория советского земельного права / Отв. ред. Г.А. Аксененок, И.А. Иконицкая, Н.И. Краснов. - М.: Наука, 1983.
33. Постникова А.А., Сухаркова А. И. Административное право Республи-ки Беларусь: Учебное пособие Мн.: Академия МВД Республики Бела-русь, 2001. - 127с.
34. Рябов А.А. Ответственность за нарушение законодательства о земле-пользовании. - М.: Юридическая литература, 1981.
35. Сухаркова А. И. Административное право Республики Беларусь. - Мо-гилёв: «Могилёвская областная типография», 1999. - 172с.
36. Сторожев Н.В. Правовой режим мелиорированных земель. - Мн.: Наука и техника, 1986.
37. Станкевич Н.Г. Новый Кодекс о земле Республики Беларусь // Материа-лы республиканской научно-практической конференции «Проблемы за-конности и правопорядка в Республике Беларусь». - Новополоцк: ПГУ, 2000.
38. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное посо-бие. – Мн.: Амалфея, 2000. – 480с.
39. Сторожев К, Заръков В. Новый закон о земле // Судовы веснж. 1999. № 3-4.
40. Сыродоев Н.А. О соотношении земельного и гражданского законода-тельства // Государство и право. 2001. №4.
41. Шингелъ Н.А. Земельное законодательство Республики Беларусь: со-стояние и перспективы развития // Право и демократия. 1999. № 2.
42. Панкратов И.Ф. Ответственность за нарушение земельного законода-тельства // Законодательство и экономика. 1997. №5-6.
43. Фаршатов И. Предоставление земельных участков для строительства и возмещение убытков землепользователям // Хозяйство и право. 2000. № 6.
3,000 руб.