Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Сегодня в России появился своего рода бум на получение образования «психолог-консультант». Молодые люди вполне осознанно стремятся к постижению основ практического консультирования, обладанию новейшими знаниями и технологиями психодиагностики. Становление личности в профессиональной деятельности не может рассматриваться в отрыве от общества, от коллектива, от социума в котором он взаимодействует.
Природа профессии «психолог-консультант» достаточно сложна. В ней проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и коммуникативные свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе профессиональных отношений человек реализует себя, отдавая об-ществу воспринятое в нем (Б.Ф. Ломов, Н.И.Шевандрин) Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе профессиональных отношений практического психолога.
Актуальность избранной темы связана с тем, что современные условия предъявляют повышенные требования к профессиональной деятельности практического психолога, а успешность деятельности психолога-консультанта тесно связана с его профессиональными умениями. На современном этапе существует острая практическая необходимость изучить критерии эффективности профессиональной деятельности психолога-консультанта и их влияние на успешность профессиональной деятельности и разработать ряд практических рекомендаций по формированию успешной профессиональной деятельности практического психолога.
Цель исследования – изучение критериев эффективности профессиональной деятельности психолога-консультанта.
Объект исследования: профессиональная деятельность психолога-консультанта.
Предмет исследования: критерии эффективности профессиональной деятельности психолога-консультанта.
Гипотетические предположения:
- критерии оценки эффективности профессиональной деятельности практического психолога могут быть выявлены посредством изучения и обобщения, имеющихся в опубликованных научных исследованиях данных, а также путем анализа специально разработанных анкет, на которые отвечали продуктивно работающие психологи-консультанты (независимые эксперты), студенты первого и пятого курса МГОПУ им. Шолохова вечернего отделения факультета психологии;
- представления студентов первого курса, пятого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М.А. Шолохова и независимых экспертов будут отличаться в виду различного, профессионального психологического опыта.
Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы исследования будет целесообразным решение следующих задач:
1. Теоретический анализ проблемы аспект изучения критериев эффективности профессиональной деятельности психолога-консультанта
2. Исследование влияния критериев эффективности на успешную профессиональную деятельность практического психолога.
3. Разработка практических рекомендаций по улучшению профессиональной деятельности практического психолога.
Методы исследования: анализ литературы, моделирование (составление и теоретический анализ модели «идеального» психолога – эталона), анкетирование, целью которого было эмпирическое исследование критериев оценки эффективности профессиональной деятельности психолога-консультанта, метод экспертных оценок, где независимыми экспертами выступают практикующие психологи, которые отвечают на вопросы анкеты, беседы, интервью, методы математической статистики.
Научная новизна исследования: в результате эмпирического исследования построена модель критериев оценки уровня профессиональной деятельности психолога-консультанта.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты нашего исследования могут быть использованы в профессиональной диагностике студентов, собирающихся заниматься психологическим консультированием, а также в осуществлении профессиональной деятельности специалистов.
База исследования: МГОПУ им. Шолохова: продуктивно консультирующие профессиональные психологи (14 человек), а также студенты 5 курса факультета психологии вечернего отделения (38 человек), студенты первого курса вечернего отделения факультета психологии (35 человек)
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
3,000 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический аспект изучения критериев эффективности профессиональной деятельности психолога-консультанта
1.1. Исследование профессиональной деятельности психолога-консультанта в трудах отечественных и зарубежных специалистов……………………………………………………………….6
1.2.Сущность психологического консультирования как основного компонента профессиональной деятельности психолога - консультанта……………………………………………………………...17
1.3.Критерии эффективности практической деятельности психолога консультанта...............................................................24
Выводы по главе………………………………………………………….38
Глава 2. Экспериментальное изучение критериев эффективности профессиональной деятельности психолога-консультанта
2.1.Организация исследования…………………………………………40
2.2.Анализ результатов исследования………………………………..42
2.3.Практические рекомендации по повышению эффективности профессиональной деятельности психолога-консультанта………..51
Выводы по главе………………………………………………………….66
Заключение………………………………………………………………..68
Список литературы………………………………………………………72
Приложения……………………………………………………………….76
3,000 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов.
В результате анализа научных источников было выявлено, что:
- Продуктивная профессиональная деятельность психолога-консультанта – это специфический вид активности психолога, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Это деятельность, которая приносит ощутимый желаемый результат, имеет конечной своей целью создание какого-либо продукта, например, в качестве продукта может выступать приобретение клиентом душевного равновесия, духовной гармонии в процессе сеанса консультирования и др.
- Профессиональная деятельность психолога-консультанта, включает в себя три сферы качеств: коммуникативная, эмоционально-волевая, познавательная.
-Коммуникативная сфера: умение управлять, руководить, заинтересованность в общении, этическая жизнь, приятная внешность, эмпатийность, тактичность, рефлексия, личная ответственность, способность к поддержанию хороших личных отношений, безоценочность, внимательность, открытость переживанию, умение активно слушать, умение понятно говорить.
- Эмоционально волевая сфера: саморегуляция, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, артистичность, признание своих ошибок, уверенность в себе, самоуважение, склонность к доминированию, обаяние, доброжелательность, внутренний локус контроля, позитивный настрой.
- Познавательная сфера - владение теорией, практика с супервизором, работоспособность, спонтанность, рациональность, альтруизм, креативность, внимание к деталям, творческие способности, высокая физическая активность, профессионализм, интеллектуальность, гибкость (как способность делать одновременно разные дела), здравый смысл.
- Наличие перечисленных конструктивных умений и качеств личности психолога-консультанта влияет на эффективность консультативного процесса, целью которого является культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии своего поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения.
В ходе экспериментального исследования, цель которого было
изучение критериев эффективной профессиональной деятельности психолога-консультанта проводилось в МГОПУ им. Шолохова. Исследование проводилось со студентами данного заведения в течение двух месяцев (с апреля по июнь 2006 г.).
На первом этапе исследование предполагало сравнение На представлений студентов первого курса, пятого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. Шолохова и независимых экспертов – продуктивно работающих психологов о качествах, которые определяют уровень продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Осуществить сравнительный анализ результатов исследования (ранжирование внутри каждой группы).
Анализ результатов первого этапа показал, что представления студентов первого курса, пятого курса факультета психологии заочного отделения МГОПУ им. М.А. Шолохова и продуктивно работающих психологов отличаются в виду различного профессионального теоретического и практического опыта.
Однако следует отметить, что представления студентов пятого курса ближе и чаще совпадают, нежели взгляды студентов первого курса на качества, которые определяют продуктивность коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Мы полагаем, что это объясняется наличием полной теоретической базы и наличием опыта диагностической, психолого-педагогической практики.
На втором этапе исследование предполагало обобщение критериев оценки уровня продуктивности профессиональной деятельности психолога-консультанта.
Анализ результатов второго этапа показал, что профессионально важные качества психолога-консультанта, которые набрали наибольшее количество баллов во всех группах, наличие и степень развития которых позволяют оценивать уровень продуктивности деятельности психолога-консультанта. Они были проранжированы в порядке убывания: - умение активно слушать - умение понятно говорить - профессионализм - понимать последствия своего влияния - здравый смысл – самообразование - личная ответственность - уверенность в себе - заинтересованность в общении – тактичность - внимательность - понимание себя – саморегуляция - увлеченность профессией – интеллектуальность - эмоциональная устойчивость – самоуважение – доброжелательность - не давать нравственных оценок - владение теорией – стрессоустойчивость - практика с супервизором – эмпатийность – рефлексия - внимание к деталям - позитивный настрой.
Отсюда видно, что ведущими критериями оценки уровня продуктивности профессиональной деятельности психолога-консультанта являются умение активно слушать и понятно говорить.
В качестве практических рекомендаций по освоению профессии психолог-консультант студентам пятого и первого курса можно порекомендовать систему занятий (в технологии драмотерапия), направленных на формирование навыков успешной практической деятельности психолога-консультанта. Система мероприятий включает в себя 6 занятий, объединенных единым блоком, которые мы рекомендуем проводить 1 раз в год. В основе нашей системы лежит метод групповой терапии – драма-диллема. Мы считаем, что данная методика поможет студентам овладеть профессиональными навыками и умениями профессии «психолог-консультант».
Таким образом, можно говорить о том, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотетические предположения доказаны.
3,000 руб.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология – М., 1997. – 368 с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование – М., 2000.
3. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал –1992.-Т.13, №5.-с.104-110.
4. Амосов Н.М. Модельный подход к исследованию личности в процессе ее развития // Эвристические модели в психологии и социологии. - Киев, 1976.-с.4-32.
5. Ануфриев А.Ф., Бусарова О.Р. Случаи из школьной консультативной практики. - М., 1994.-с.74.
6. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1992.
8. Битянова М.Р. Личностные особенности классного руководителя и эффективность руководства коллективом старшеклассников: Автореф. дис.-М., 1991.-с.28
9. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе – М., 1998.
10. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1990.
11. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи. // Вопросы психологии, 1988. №5.
12. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. - М.: Изд-во Высшая школа, 1991, с.182.
13. Гиппенрейтор Ю.Б. и др. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии.-1993,-№4-с.61-68.
14. Гримак Л.П. Общение с собой. - М.,1991.
15. Емельянов Ю.В. Активные групповые методы социально-психологической подготовки специалистов // Вопросы психологии.-1993.-№4.-с.69-73.
16. Емельянов Ю.В. Дисс., 1990, с.70
17. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М., 1991.
18. Забродин Ю.М. "Модель личности" в психодиагностике; для практических психологов. – Кн.1.М., 1994.
19. Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. Н. Новгород, 1993.
20. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под. ред. В.В. Петрусинского. - М.,1994.-с.28, 36, 38.
21. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.,1987.-с.180.
22. Костромина С.Н. Исследование процесса решения диагностических задач практическим психологом при работе с мл. шк. : Дисс., - М., 1997.
23. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999.-с.20-24.
24. Лабунская В.А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. – Ростов н/Д., 1986
25. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.,1997.-с.365.
26. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1980.
27. Личность в педагогической деятельности. – Ростов-на/Д., 1994.
28. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.
29. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 2000.
30. Молоканов М.В. Личностные компоненты успешности практического психолога: Дисс. - М., 1994.
31. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избр. псих. тр. - М., Воронеж, 1996.
32. Немов Р.С. Психологическое консультирование. - М., 2000.
33. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М., 1989
34. Пиз А. Язык жестов. Увлекательное пособие для деловых людей. - Воронеж, 1992, с.6.
35. Практическая психология образования / под. ред. И.В. Дубровиной - М., 1997.
36. Психология профессиональной подготовки. - СПб., 1993.
37. Попова Л.В., Дьяконов Г.В. Идентификация как механизм общения и развития личности: Методологические рекомендации. – М., 1988.
38. Психологический словарь, под ред. проф. А. Петровского и проф. М. Ярошевского.
39. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1999.
40. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.- М.,1994.
41. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.- М., 1990.
42. Самоукина Н.Б. Практическая психология в школе.- М., 1997.
43. Самоукин А.И., Самоукина Н.Б., Шишов А.П. Психология бизнеса. - М., 1997.
44. Ситников А.П. Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык коммуникации. – М., 1992.
45. Словарь практического психолога. - Минск, 1998.
46. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
47. Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. - Л., 1977.
48. Советский энциклопедический словарь / под. ред. А.М. Прохорова. – М.,1986.
49. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. - М., 1997.
50. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 1, 2, 3. - М., 1992.
51. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.
52. Эткинд А.М. Психологическая практика и академическая психология: расхождения когнитивной структуры внутри профессии // Вопросы психологии, 1981, №1.
53. Юдина Е.В. «Проблемы психолога-консультанта в профессиональной деятельности» Автореф. дисс. – М., 2000 – 150 с.
3,000 руб.