Введение
Содержание
Заключение
Литература
Безработица – это макроэкономическая проблема, оказывающая наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.
Данная тема актуальна, так как достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.
В России острая безработица имеется в регионах двух типов:
• Регионы с высоким естественным приростом населения (Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкессия, Чечня, Агинский Бурятский АО и т.п.). Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, в то время как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В особую группу выделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается с массовым притоком беженцев (Ингушетия и Северная Осетия). В регионах данной группы безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.
• Депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства по сравнению с концом 80-х. К этому типу относятся Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Кировская и др. области, Удмуртия, Мордовия, Марий-Эл.
Одной из причин роста безработицы на сегодняшний день является усиливающаяся дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых перераспределяется сегодня национальный доход, не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что способствует его застою и, как следствие, безработице.
По заявлению главы «Роструда», Максима Топилина, уровень безработицы в России в 2007 году сократился на 10 процентов и достиг полутора миллиона человек. Достигнутый уровень безработицы близок минимальному для России.
Снижение показателей безработицы в «Роструде» связывают с развитием экономики, что привело к появлению новых рабочих мест. Кроме того, Максим Топилин указал на установление пособия безработным женщинам по уходу за ребенком, который превысил размер пособия по безработице. По этой причине примерно 100 тысяч женщин снялись с учета.
В 2008 году динамику снижения уровня безработицы сохранить не удалось. По оценкам Роструда, безработица равна 1,3-1,4 миллиона человек.
В настоящее время в крупных городах России наблюдается тенденция к увеличению безработицы среди неквалифицированных кадров. Общий уровень безработицы сократился, но появилась колоссальная неоднородность.
Среди неквалифицированных работников количество безработных увеличилась по сравнению с 2006-2007г.г., а среди квалифицированных кадров наблюдается дефицит . Такая ситуация привела к тому, что уровень зарплат неквалифицированных работников понизился (не увеличился на коэффициент инфляции), а уровень зарплат профессиональных работников увеличился (увеличился больше, чем на коэффициент инфляции).
Целью данной работы является изучение проблемы безработицы и государственное регулирование занятости в РФ.
Основными задачами работы являются:
• рассмотреть формы безработицы, их специфику и пути ее преодоления;
• определить роль государственного управления в сфере труда и занятости;
• подвергнуть анализу новые тенденции в управлении сферой труда;
• исследовать статистику и сделать прогнозы занятости и безработицы
на период до 2010 г.
1,200 руб.
Введение………………………………………………………………………………3
ГЛАВА1. ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В РФ……………………………………………6
1.1.Формы безработицы, их специфика и пути ее преодоления………………...6
1.2. Роль государственного управления в сфере труда и занятости, новые тенденции в управлении сферой труда…………………………………………….12
ГЛАВА 2. СТАТИСТИКА И ПРОГНОЗЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1. Уровень безработицы: по результатам обследования и фактической регистрации…………………………………………………………………………. 23
2.2. Прогноз проблемы занятости и безработицы на период до 2010 года…..26
Заключение…………………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………………….39
1,200 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы видим, что безработица в России носит ярко выраженный региональный характер. Это социальное явление в наибольшей мере затронуло менее развитые, аграрные регионы и регионы с наиболее высокой долей ВПК.
Государственными мерами борьбы с безработицей в России являются:
• создание Федеральной государственной службы занятости, основой которой являются региональные центры занятости населения;
• поощрение государственными субсидиями частичной занятости, выдача кредитов под заработную плату на начальных этапах переходного периода в России;
• долгосрочный выход на пенсию широко использовался для предотвращения безработицы среди госслужащих в начале переходного периода;
• расширение программ переподготовки;
• социальная помощь безработным через пособия по безработице.
Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения,
формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие
статистической информации по вопросам использования рабочей силы на
негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на
них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда и т.д.
В работе статистических органов в области занятости населения наблюдается значительный крен в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время обойдены вниманием вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне.
Подобные статистические исследования помогут, в частности, выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной
занятости как важной социальной гарантии для экономически активного
населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
Возможно, что в 2010–2020-е гг. произойдут существенные изменения в занятости, связанные с характером организации производства в целом и индивидуального труда. Увеличится распространение матричных схем управления предприятиями и виртуальных организаций. Резко возрастет число людей, выполняющих работу дома на компьютере, подключенном к различным сетям, а также тех, кто работает, но не является сотрудником той или иной организации, не подчиняясь тому или иному руководителю и не имеет фиксированного рабочего времени.
Трудно сказать, сохранится ли трудовой договор, как институт рынка труда, или его использование сместится в главную область малоквалифицированного труда, обслуживающего виртуальную экономику.
За пределами 20-летней перспективы на уровень развития и структуру экономики основное влияние будут оказывать процессы, которые еще не появились и не предсказаны. Из предсказуемых процессов можно назвать прогресс новых технологий в освоении космоса, создании искусственного интеллекта, генетики, медицины, исчерпание некоторых природных ресурсов, климатические изменения, изменения соотношения сил на международной арене. Большинство современных форм хозяйственных организаций, кроме матричных и виртуальных, прекратят существование. В сфере труда и занятости виртуальные формы рабочих мест станут доминирующими.
1,200 руб.
1. Глущенко Г.И. Влияние международной трудовой миграции на развитие мирового и национального хозяйства. М.: Статистика России, 2006.
2. Государственная и корпоративная политика занятости / Под ред. Т. Малевой. М.: Московский Центр Карнеги, 1998.
3. Докторович А. Наш капитал — трудовой потенциал // Социальная политика и социальное партнерство. 2006. № 7.
4. Занятость и рынок труда: Новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / Отв. ред. Л.С. Чижова. М.: Наука, 1998.
5. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: Адаптация без реструктуризации, М.: ГУ — ВШЭ, 2001.
6. Кашепов А.В. Рынок труда и политика занятости // Социальная политика и социальное партнерство. 2006. № 6–9.
7. Кашепов А.В., Утинова С.С. Факторы, детерминирующие занятость россиян // Человек и труд. 2003. № 1–2.
8. Комиссарова Г.А. Обеспечение академической мобильности, гармонизация образовательного пространства // Трансформация социально-трудовых отношений / Под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2006.
9. Мичников А. Иммиграция и пути совершенствования иммиграционной политики России на современном этапе // Социальная политика и социальное партнерство. 2007. № 5.
10. Обследование населения по проблемам занятости. Ноябрь 2006 г. / Федеральная служба государственной статистики. М., 2006.
11. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года: Статистический бюллетень / Федеральная служба государственной статистики. М., 2006.
12. Российский статистический ежегодник. 2006 / Федеральная служба государственной статистики. М., 2006.
13. Рынок труда и занятость: Современные проблемы теории и практики / Под общ. ред. Н.А. Волгина, В.И. Плакси. М.: Изд-во РАГС, 2004.
14. Социальная политика России: Актуальные проблемы и перспективы их решения / Под общ. ред. Н.А. Волгина, Л.П. Храпылиной. М.: КНОРУС, 2005.- С.345.
15. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2005: Статистический сборник. М.: Росстат, 2006.- С.265
16. Якунин В.И., Роик В.Д., Сулакшин С.С. Социальное измерение государственной экономической политики. М.: Экономика, 2007.- С.187
Интернет-сайты
1. http/www. demoscope.ru — официальный сайт Института демографии ГУ — ВШЭ.
2. http/www.ecsocman.edu.ru — Экономика, социология, менеджмент. Федеральный образовательный портал.
3. http/www. economy. gov.ru/wps/portal — официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
4. http/www.gks.ru — официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
5. http/www.rostrud.info — официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости (Роструда).
6. http/www.universtal.com — официальный сайт «Корпоративного университета «Северсталь».
1,200 руб.