Прибыль, известнейшая с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятий.
Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования.
Не менее важны для эффективного функционирования организации анализ и оптимизация доходов и затрат с целью получения предприятием максимальной прибыли.
Вышеизложенные обстоятельства определили важность и актуальность выбранной темы исследования «Издержки производства, доход и прибыль предприятия и проблемы их оптимизации».
Целью исследования является изучение методики анализа и оптимизации доходов и затрат предприятия сферы услуг, а также исследование методов повышения прибыльности предприятия. Для достижения поставленной цели дипломной работы были поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Изучение аспектов формирования и использования доходов предприятия.
2. Изучение понятия и классификации затрат предприятия.
3. Исследование методики анализа и оптимизации затрат предприятия.
4. Разработка программы оптимизации затрат и повышения доходов предприятия.
Предметом исследования в данной работе является методика анализа и оптимизации затрат и доходов предприятия. Объектом исследования выступает компания по предоставлению информационно-технических услуг ООО «Сервистренд-ИТС». Информационной базой исследования послужила финансовая отчетность предприятия за 2006-2007 годы, в частности баланс и отчет о финансовых результатах.
В процессе исследования были использованы работы таких экономистов: Г.В. Савицкой, Л.Т. Гиляровской, А.Н. Гавриловой и др. Для анализа доходов и затрат предприятия были использованы следующие методы и приемы: анализ динамики и структуры, факторный анализ, метод высшей и низшей точки, графический метод анализа.
3,000 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЯ.
КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПАНИИ 5
1.1. Понятие и классификация издержек производства 5
1.2. Сравнительный анализ
издержек производства ООО «Сервистренд-ИТС» 12
1.3. Выводы по издержкам предприятия 34
РАЗДЕЛ 2.
АНАЛИЗ ДОХОДНОСТИ И ПРИБЫЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 36
2.1. Экономическая сущность
и классификация дохода и прибыли предприятия 36
2.2. Факторный анализ
прибыльности и доходности предприятия ООО «Сервистренд-ИТС» 49
2.3. Выводы по проведенному анализу 68
РАЗДЕЛ 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ 71
3.1. Предложения по минимизации издержек производства 71
3.2. Предложения по увеличению
доходности и прибыльности предприятия 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
3,000 руб.
Анализ затрат и доходов предприятия по предоставлению информационно-технологического сопровождения ООО «Сервистренд-ИТС» позволяет сделать следующие выводы.
Основной удельный вес в доходах предприятия занимают доходы от предоставления информационно-технологического сопровождения (ИТС) – 78,5% в 2006 г. и 73,7% в 2007 г. Второстепенными источниками доходов предприятия являются продажа программных продуктов компании «1С» и предоставление консультационных услуг.
В структуре доходов от услуг ИТС выделяют доходы от трех видов услуг: технологической поставки (9,9% доходов от предоставления услуг ИТС), расширенной поставки (33,2%) и DVD-поставки (56,9%). Анализ направлений распределения доходов ООО «Сервистренд-ИТС» показал, что основной удельный вес в выручке занимает себестоимость предоставляемых услуг (52,6% в 2006 г. и 52,2% в 2007 г.). Также большую долю в доходах предприятия занимают управленческие расходы (37,4% в 2006 г. и 41,2% в 2007 г.).
Анализ затрат предприятия был проведен по следующим направлениям:
1) анализ затрат на рубль выручки от реализации;
2) анализ затрат в разрезе экономических элементов;
3) анализ прямых и косвенных издержек;
4) анализ прочих затрат предприятия.
Затраты предприятия на рубль выручки от реализации довольно высоки: 0,907 руб./руб. в 2006 г. и 0,951 руб./руб. в 2007 г. Увеличение этого показателя говорит о возрастании доли затрат в доходах предприятия и снижении прибыльности предприятия.
Из анализа затрат в разрезе экономических элементов очевидно, что основной удельный вес в составе затрат занимают затраты на оплату труда (42,1% в 2006 г. и 45,6% в 2007 г.). Второй по значимости элемент затрат – материальные затраты (18,3% в 2006 г. или 22,1% в 2007 г.).
Прочие затраты предприятия занимают незначительную долю в общей сумме издержек: 19,2% в 2006 г. и 13,7% в 2007 г. Основными среди них являются расходы на аренду (68,3% от суммы прочих затрат в 2006 г. и 76,1% в 2007 г.).
Для оптимизации издержек предприятия были предложены следующие меры:
• переход предприятия с общей системы налогообложения на упрощенную, что позволит снизить налоговое бремя и получить экономию в размере 2072,3 тыс. руб.;
• поиск более дешевого помещения для снижения расходов на арендную плату;
• снижение расходов на телефон и интернет путем поиска более выгодных тарифов и контроля за междугородными телефонными переговорами;
• поиск новых поставщиков для снижения расходов на закупку программного обеспечения. Предлагается заключить договор с компанией «Софтека», что позволит снизить затраты на закупку на 6%.
Общий эффект от предложенных мероприятий составит 2273,3 тыс. руб. Для повышения доходов и прибыли предприятия необходимо провести мероприятия для привлечения новых клиентов. К ним относятся:
• проведение семинаров и выставок;
• реклама в бухгалтерских и финансовых изданиях (как бумажных, так и интернет-изданиях);
• развитие собственного интернет-сайта;
• обзвон потенциальных клиентов компании.
Планируется, что проведение этих мероприятий приведет к увеличению доходов предприятия на 20%. Результатом оптимизации издержек и увеличения доходов является увеличение в плановом периоде прибыли от продаж до 4322,5 тыс. руб., а рентабельности продаж – до 20.
3,000 руб.
1. Федеральный Закон О бухгалтерском учете от 23.02.1996 г. №129-ФЗ с изменениями и дополнениями от 03.11.2006 г. №183-ФЗ
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации, утвержденный Федеральным Законом от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (в ред. Федерального Закона от 30.06.2008 №108-ФЗ)
3. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная Приказом Министра финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. № 180
4. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н)
5. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н).
6. Алексеева А.И., Васильев Ю.В., Малеева А.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007
7. Андреева Л.В., Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. – М.: Финансы и статистика, 2007
8. Архипов А.И, Погосов И.А., Караваева И.В. Финансы: Учебник. – М.: Велби, 2007
9. Баканов М.И. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006
10. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 215 с.
11. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. – СПб.: Питер, 2004.
12. Вавилов Ю.А., Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Орналюк-Малицкая Л.А. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2007
13. Васильева Л.С. Финансовый анализ: Учебник. – М.: КНОРУС, 2006. – 544 с.
14. Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий): учебник. – М.: КНОРУС, 2007.
15. Голованова Л.А., Жигунова О.А. Теория экономического анализа. – М.: КНОРУС, 2007
16. Ефимова О.В., Мельник М.В. Анализ финансовой отчетности. – М.: Омега-Л, 2007
17. Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовый анализ: учеб. – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 624 с.
18. Карасева И.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2006. – 335 с.
19. Карелин В.С. Финансы корпораций: учебник. – М. Дашков и Кº, 2005, 619 с.
20. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 448 с.
21. Ковалев В.В. Финансы организаций (предприятий): учебник. – М.: Проспект, 2006. – 352 с.
22. Колчина Н.В., Поляк Г.Б. и др. Финансы предприятий. – М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2005.
23. Кукукина И.Г. Управленческий учет: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004
24. Леонтьев В.Е. Финансовый менеджмент: учебник. – М.: Элит, 2005. – 558 с.
25. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии М.: ООО «ТК Велби», 2005.
26. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ, 2007
27. Миронов М.Г., Замедлина Е.А., Жарикова Е.В. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2004
28. Подшиваленко Г.П. и др. Инвестиции: учебное пособие/ Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова и др. – М.: КНОРУС, 2006. – 200 с.
29. Пожидаева Т.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: КНОРУС, 2007
30. Попова Р.Г. Финансы предприятий. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
31. Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. Финансы. – М.: Юрайт, 2006
32. Руденко В.И. Финансы, денежное обращение, кредит. – М.: Дашков и К, 2007
33. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учеб. – М.: Новое знание, 2005. – 651 с.
34. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.
35. Титов В.И. Экономика предприятия: учебник. – М.: Эксмо, 2008
36. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: т.к. Велби, из-во Проспект, 2006. – 1016 с.
37. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2006. – 358 с.
38. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 415 с.
39. Экономическая теория: Учебник./ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005.
3,000 руб.