Введение
Содержание
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы. Проблема прав человека, неиз-менно оставаясь политико-правовой в разные времена приобретала либо рели-гиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от соци-альной позиции находившихся у власти классов. Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, при-давший им подлинно демократический характер. Дальнейшим этапом углубле-ния и развития каталога прав человека стала вторая половина XX в. После Вто-рой мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и ста-ли предметом постоянного внимания международного сообщества. Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Международного пакта о гражданских и политиче-ских правах, Международного пакта об экономических, социальных и культур-ных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискри-минации и ряда других, важнейших международно-правовых актов явилось не-оценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в. Что же касается конституций, то они, подстраиваясь под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечи-вали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой его части, являющейся “правящей верхушкой”.
Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности. Конституция закрепляет наиболее важ-ные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспе-чения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественно-го права на участие в решении вопросов устройства и управления тем общест-вом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необ-ходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафикси-рованные в конституции государства и важнейших международно-правовых ак-тах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.
Тема дипломной работы: «Конституционные права, свободы и обязанно-сти граждан».
Объектом исследования в дипломной работе являются правовые акты, ко-торые отражают и регулируют конституционные права, свободы и обязанности граждан в Республике Беларусь.
Предметом исследования дипломной работы являются конституционные права, свободы и обязанности граждан.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе исследо-вания знаний, правильно и объективно раскрыть сущность конституционных прав, свобод и обязанностей граждан.
Задачи дипломной работы предопределяются целью исследования и со-стоят в том, чтобы:
- дать понятие и рассмотреть юридическую природу прав, свобод и обя-занностей человека и гражданина в Республике Беларусь;
- изложить сущность прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь;
- охарактеризовать политические права и свободы граждан, социально-экономические права граждан, личные права и свободы граждан и конституци-онные обязанности граждан;
- проанализировать основные гарантии конституционных прав и свобод граждан.
Источниками для написания дипломной работы явились Конституция Республики Беларусь и другие законы Республики Беларусь; нормативные акты Республики Беларусь, а также научные труды Г.А. Василевича, М.В. Баглая, В.Г. Тихини, М.И. Постухова.
При написании работы и для раскрытия темы дипломной работы исполь-зовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системно-го анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.
Структура дипломной работы включает: титульный лист, содержание, введение, три главы с разделами к ним, заключение, список использованных ис-точников. Дипломная работа выполнена на 57 листах.
3,000 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕПСУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие и юридическая природа прав, свобод и обязанностей челове-ка и гражданина в Республике Беларусь 6
1.2 Сущность прав и свобод человека и гражданина в Республике Бела-русь 13
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
2.1 Политические права и свободы граждан 17
2.2 Социально-экономические права граждан 31
2.3. Личные права и свободы граждан 33
2.4 Конституционные обязанности граждан 38
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
3,000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституцией Республики Беларусь установлен и действует принцип вер-ховенства права, а права человека и его свободы являются высшей ценностью и целью общества и государства, которым принимаются все необходимые меры по реальному воплощению гражданских, политических, экономических, соци-альных и культурных прав личности в жизнь.
В Республике Беларусь реально обеспечивается безопасность граждан, их право на достойный уровень жизни и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Права человека в государстве носят явно выраженный социаль-ный характер и являются нормативно-правовой формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, а также предотвращения противоречий, конфликтов на основе сочетания свободы инди-вида со свободой других людей и нормальным функционированием общества и государства. В статье 21 Конституции Республики Беларусь 1994 года устанав-ливается, что высшей целью государства является обеспечение прав и свобод его граждан. Однако законодательство Республики Беларусь еще нуждается в разработке механизмов реализации и совершенствовании этих положений. Кон-ституционный Суд Республики Беларусь до сих пор не наделен правом рас-смотрения вопросов о соответствии Конституции нормативных актов по инди-видуальным жалобам граждан, связанных с нарушением прав человека. Следо-вало бы изменить данное положение и предоставить право гражданину Респуб-лики Беларусь обращаться в Конституционный Суд в том случае, если норма-тивным актом нарушены его права, закрепив соответствующее положение в За-коне Республики Беларусь 1994 года \"О Конституционном Суде Республики Бе-ларусь\".
В Республике Беларусь все еще отсутствует закон об Уполномоченном по правам человека. В нем следовало бы определить порядок назначения на долж-ность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности. Эта долж-ность учреждается в целях обеспечения гарантии государственной защиты кон-ституционных прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государствен-ными органами, органами местного управления и самоуправления и должност-ными лицами.
К функциям уполномоченного следовало бы отнести восстановление на-рушенных прав, совершенствование законодательства Республики Беларусь о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнан-ными принципами и нормами международного права, развитие международно-го сотрудничества в области прав человека, а также правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Это позволило бы белорусскому омбудсмену не только осуществлять деятельность в области защиты прав человека, но оказывать влияние на процесс совершенствования за-конодательства и соблюдение международных стандартов по правам человека. Статья 59 Уголовного кодекса Республики Беларусь 1999 года (далее - УК) до-пускает в качестве исключительной меры наказания применение смертной каз-ни - расстрела - за некоторые особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах. Не вдаваясь в дискуссию о морально-правовых аспектах наличия в государстве смертной казни, следует все-таки констатировать, что ее существование проти-воречит праву на жизнь, установленному ст. 6 Международного пакта о граж-данских и политических правах 1966 года. Республике Беларусь, стремящейся к вступлению в Совет Европы, необходимо учитывать тот факт, что одним из ус-ловий приема в эту авторитетную международную организацию является при-соединение к Европейской конвенции о защите прав человека и основных сво-бод 1950 года, шестой Протокол которой предусматривает отмену смертной казни и неприменение ее за преступления, совершенные в мирное время. Уго-ловно-процессуальный кодекс Республики Беларусь 1999 года не предусматри-вает суда присяжных. А ведь именно этот суд призван способствовать беспри-страстному судебному разбирательству и выступать гарантом уважения прав подсудимых, совершивших наиболее тяжкие преступления. В то же время про-курору в судебном процессе предоставлены значительные права, в том числе право принесения кассационного или надзорного протеста на приговоры и оп-ределения судов - самостоятельной ветви власти. Учитывая принцип состяза-тельности сторон в уголовном процессе, следовало бы предоставить аналогич-ное право и осужденному. Статья 4 Избирательного кодекса Республики Бела-русь 2000 года устанавливает, что в выборах и референдуме не участвуют граж-дане, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, избрана мера пресечения - содержание под стражей.
Таким образом, лица, в отношении которых еще не состоялось судебное разбирательство и отсутствует вступивший в законную силу приговор, лишены своего избирательного права. На наш взгляд, лишение избирательного права, возможно, только в отношении лиц, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы, так как окончательно признать человека виновным либо не-виновным в совершении преступления может только суд.
Статья 30 Конституции Республики Беларусь гарантирует право каждому на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах государства. Несмотря на это право, в стране все еще сохраняется институт прописки, яв-ляющийся юридически обязательным, с которым связан целый ряд личных прав граждан (например, право на труд, здравоохранение, образование). Законодате-лю следовало бы решить вопрос о модификации данного института и возмож-ной заменой его в будущем системой регистрации граждан. С 1993 года в Рес-публике Беларусь действует Закон \"О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь\". Наряду с други-ми основаниями для временных ограничений в праве на выезд из Республики Беларусь Закон предусматривает, что выезд за границу гражданину Республики Беларусь может быть временно ограничен, если он владеет сведениями, состав-ляющими государственную тайну, - до прекращения действия обстоятельств, препятствующих выезду (п. 1 ст. 5 Закона). Комитет по правам человека ООН при рассмотрении Третьего периодического доклада Республики Беларусь еще в 1992 году отметил, что наличие таких положений не только противоречит ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, но и является недопустимым для демократического государства. Данное положение Закона следовало бы привести в соответствие с нормой международного права. Статья 57 Конституции Республики Беларусь относит защиту Республики Бела-русь к одной из обязанностей ее граждан. В то же время Конституция и Закон Республики Беларусь \"О всеобщей воинской обязанности и военной службе\" 1992 года (ст. 1) предусматривают возможность прохождения альтернативной службы вместо военной. К сожалению, данное положение до сих пор является нереализованным. В Беларуси так и не принят Закон \"Об альтернативной служ-бе\". Лицо, не желающее проходить военную службу по религиозным или паци-фистским убеждениям, может быть привлеченным к уголовной ответственности в соответствии со ст. 435 УК. Однако определенный прогресс в этом вопросе все-таки наметился. 26 мая 2000 года Конституционный Суд Республики Бела-русь принял решение №Р-98-2000, в котором пришел к выводу, что граждане Республики Беларусь, не желающие проходить военную службу по причине ре-лигиозных убеждений, не имеют возможности на практике выполнить свою обязанность по защите республики путем прохождения альтернативной службы в связи с отсутствием в законодательстве, в том числе и в Законе \"О всеобщей воинской обязанности и военной службе\", механизма замены воинской службы альтернативной. Суд отметил, что этот законодательный пробел дает основания для возникновения конфликтов между отдельными гражданами и государством, поскольку не обеспечиваются в полной мере права граждан Республики Бела-русь, гарантированные Конституцией, и не определяются границы их осущест-вления. В этой связи Конституционный Суд Республики Беларусь решил, что граждане Республики Беларусь в соответствии с Конституцией и Законом \"О всеобщей воинской обязанности и военной службе\" имеют право, в частности, по религиозным убеждениям, на замену воинской службы альтернативной, ко-торое должно быть обеспечено действенным механизмом его реализации. По-этому Суд счел необходимым принятие Закона об альтернативной службе или внесения необходимых изменений и дополнений в Закон \"О всеобщей воинской обязанности и военной службе\" с целью определения механизма реализации права на альтернативную службу. Думается, что после принятия решения Кон-ституционного Суда Республики Беларусь данный вопрос найдет-таки свое за-конодательное воплощение. Статья 23 Конституции устанавливает, что ограни-чение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, за-щиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Однако не все из вышеперечисленных определений получили свою конкретизацию, как, например, понятие \"национальная безопасность\" в Законе Республики Беларусь от 3 декабря 1997г. \"Об органах государственной безопасности Республики Бе-ларусь\". Однако ст. 26 данного Закона устанавливает, что контроль над деятель-ностью органов государственной безопасности осуществляется Президентом Республики Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь в пределах полномочий, делегированных ему Президентом Республики Беларусь. Полагаю, что сложившееся в настоящее время положение не в полной мере соответствует взятым на себя Республикой Беларусь международным обязательствам. В этой связи можно предложить:
1) создать специальный парламентский комитет для контроля над спец-службами, как это предусматривалось сделать ранее, наделив его членов правом рассмотрения жалоб граждан на действия спецслужб, проработки кадровых во-просов, периодически заслушивать отчеты руководителей служб безопасности о проделанной работе;
2) учредить пост Уполномоченного по правам человека, предоставив ему право рассмотрения жалоб граждан на нарушение их прав спецслужбами;
3) повысить роль Парламента в бюджетном процессе.
Думается, что указанные меры способствовали бы повышению правовой защищенности граждан. Таковы, на мой взгляд, основные направления рефор-мирования правовой системы в области защиты прав человека в Республике Бе-ларусь.
3,000 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Международные правовые документы
1. Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамбле-ей ООН 10 декабря 1948г. Международное публичное право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. К. А. Бекяше-ва. / М.: ПБОЮЛ Грачев С. М., 2001. – 640с.
2. Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 г. вступила в силу для БССР 9 ноября 1954г. Теория государства и права. / Учебное пособие. – Минск: Амалфея, 1999. – 244с.
3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружест-венных отношений и сотрудничества между государствами в соответст-вии с Уставом Организации Объединенных Наций, от 24 октября 1970г. Действующее международное право. В 3-х томах. Составители: Ю.М. Ко-лосов. Т.1. – М.: Издательство Московского независимого института меж-дународного права, 1996. – 858с.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных пра-вах от 16 декабря 1966г. вступил в силу для БССР 3 января 1976г. Основы права: Учебное пособие / С. Г. Дробязко, Т.М. Шамба, Г.А. Василевич и др.; Под ред. В. А. Витушко, В. Г. Тихини, Г. Б. Шишко. – Минск: БГЭУ, 2002. – 754с.
5. Принципы урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров, от 8 февраля 1991г. / Действующее ме-ждународное право. В 3-х томах. Составители: Ю.М. Колосов. Т.1. – М.: Издательство Московского независимого института международного пра-ва, 1996. – 858с.
6. Устав Организации Объединенных Наций. / Действующее международное право. В 3-х томах. Составители: Ю.М. Колосов. Т.1. – М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996. – 858с.
Нормативные правовые акты
7. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республикан-ском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 ок-тября 2004г.) - Минск: «Беларусь» 2004г.
8. Избирательный кодекс Республики Беларусь. (Национальный реестр пра-вовых актов Республики Беларусь, 2000г., № 25, 2/145)с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 4 июля 2000 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000г., № 64, 2/181).
Юридическая литература
9. А.А. Мишин. Конституционное право зарубежных стран. М., Издательст-во «Приор» 2000. – 217с.
10. А.В. Якушев. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций. М., «Приор», 2000. – 410с.
11. Баглай М.В. «Конституционное право Российской Федерации», М.: Юристъ. 1997 год. – 110с.
12. Бромхед П. Эволюция британской Конституции. М.: Юридическая лите-ратура, 1978. – 319с.
13. В.Е. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. М., Юристъ, 1997. – 217с.
14. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. – Минск: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. – 882с.
15. Демишель А., Демишель Ф., Пикемаль М. Институты и власть во Фран-ции, М.: Прогресс, 1977. – 114с
16. Конституция Республики Беларусь. Научно-правовой комментарий. Под общей ред. В.Г. Тихини, Г.А. Василевича, М.И. Пастухова. – Минск: «Бе-ларусь», 1996. – 321с.
17. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Ответственный редактор Б.А. Страшун. М., «Бек», 2000. – 98с
18. Конституции государств европейского союза. М., «Норма», 1999. – 132с.
19. Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых ак-тов / Отв. ред. акад. О.Е. Кутафин; сост. Проф. Н.А. Михалеева. М., «При-ор», 1998. - 220с
20. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. Часть 1. Основы теории конституционного права. / Дмитриев Ю.А., Авдеенкова М.П. – М.: «Профессиональное образование», 2002. – 121с.
21. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. / Скворцова С.А., Угольникова Н.В. – Инфра-М, 2001. – 189с.
22. Конституционное право современной России. Учебник для вузов. / Елисе-ев В.Н., Габричидзе В.Н. – М.: «ДИС», 2001. – 256с.
23. Конституционное право. / Тадевосян Э.В., Енгибарян Р.В. – М.: Юристъ, 2002. – 97с.
24. Конституционное право. / Чернявский А.Г., Габричидзе Б.Н. – М.: «Про-спект», 2003. – 242с.
25. Конституционное право. Учебник для вузов. Елисеев Б.П., Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., М.: Юристъ 2001 - 416с.
26. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах Учебное пособие. Лапшина И.Е.: Проспект, ТК Велби 2004г. – 272с.
27. Конституционное право России (конспект лекций в схемах) / Авт. - сост. Якушев А. В. ПРИОР 2001 – 160с.
28. Конституционное право России в вопросах и ответах Учебное пособие. Малиновская В.М. Проспект, ТК Велби. 2004 - 265с.
29. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Б.Н. То-порнина. - М.: «Юридическая литература», 1994г. – 219с.
30. Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): Учебное пособие. М., ТЕИС, 1996г. – 312с.
31. К.Н. Кунцев «Конституционное право Республики Беларусь» Минск, Амалфея. – 2000г. – 145с.
32. Лукьянова Е.А. Демократизация законодательного процесса. - В кн.: Го-сударственно-правовые аспекты демократизации советского общества. М.: Юристъ 1990. – 213с.
33. Международное публичное право. Учебник. Издание второе, перерабо-танное и дополненное / Под ред. К. А. Бекяшева. – М.: ПБОЮЛ, 2001. – 640с.
34. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юри-дические вузы / Под ред. члена - корреспондента РАН О. Е. Кутафина. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2001. - 447.
35. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1 Теория государства. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. – 456с.
36. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2 Теория права. - М.: Издательство «Зер-цало», 1998. – 656с.
37. Общая теория права / Отв. ред. А. С. Пиголкин изд. Юристъ. 1998. – 215с.
38. Общая теория права. Учебник для юридических вузов под общ. ред. А. С. Пиголкина. М.: МГТУ им. Баумана, 1996г. – 100с.
39. Общая теория государства и права / Под. ред. В.В. Лазарева. М.: Зерцало, 1994. – 95с.
40. Основы права: Учебное пособие / С. Г. Дробязко, Т. М. Шамба, Г. А. Ва-силевич и др.; Под ред. В. А. Витушко, В. Г. Тихини, Г. Б. Шишко. – Минск.: БГЭУ, 2002. – 754с.
41. Самощенко И.С. Планирование законодательства в СССР // Советское го-сударство и право. 1968.
42. Рейснер М.А. Государство. Ч. II. Государство и общество. Ч.III. Государ-ственные формы. М.: Юрист, 1912.
3,000 руб.