Введение
Содержание
Заключение
Литература
Полемика о евразийском наследии Золотой Орды - государства, образовавшегося в результате распада Монгольской империи, у истоков создания которой стоял Чингиз-хан, на территории Руси, Поволжья, Кавказа, Крыма, Западной Сибири, Хорезма, большей части современного Казахстана, не только не утратил злободневности, но и вспыхнул с новой силой в наши дни. Свидетельством этого являются попытки определенных официальных лиц и научных кругов отнести историческое наследие Золотой Орды исключительно к отождествлению с некоторыми этносами, издревле проживающими в России, их историей.
Подобные исторические версии с претензией на золотоордынское наследие появилась буквально у нас на глазах и речь здесь идет скорее о конструировании прошлого, исходя из современной политической конъюнктуры, т.е. о явлении, называемой изобретением традиций . В связи с этим интерес представляет проблема золотоордынского наследия по отношению ко всем народам России (тюркским, монгольским, славянским, финно-угорским и др.), волею истории оказавшимися вовлеченными в контакт с одной из самых могущественных цивилизаций не только Центральной Азии и Восточной Европы, но и всего мира.
Истоки феномена российской имперской государственности, наглядным олицетворением которой была Российская империя, имеют в своей основе симбиоз трех компонентов: древнерусской государственности Киевской Руси; идеологической и культурной традиции Византийской империи через посредство православного христианства, и наследия Золотой Орды.
При всем трагизме эпоха монгольских завоеваний ХIII века не была проста и однозначна. Это относится и к таким сложным конгломератам как империи Чингиз-хана и его преемников, в числе которых и Золотая Орда. Поэтому абсолютно негативное отношение к монгольскому завоеванию и всему, что с ним связано, видимо, не совсем правомерно. Этого мнения, в частности, придерживался такой серьезный исследователь данной эпохи как В.В. Бартольд, а также Л.Н. Гумилев . Созданная в основном в результате кровавых завоеваний, Золотая Орда в дальнейшем играла и определенную цивилизующую, интеграционную роль. Созданная в итоге походов Чингиз-хана и его первых наследников Золотая Орда, частью которой стали древнерусские земли, представляла собой достаточно пеструю картину во всех отношениях. Более того, разные наблюдатели отмечали возникновение гораздо большей политической устойчивости после образования этих государств во всей Евразии от Восточной Европы до Центральной Азии и Китая .
Отсутствие пространственных перегородок в пределах империй, появившихся в результате монгольских завоеваний, создавало возможность сблизить народы Евразии. Культуры тюркских, славянских, монгольских, финно-угорских, иранских, кавказских и других народов Евразии длительное время формировались, находясь в единой системе связей, что сближало их, определяя во многом сходство их жизненного уклада, менталитета и приводило к объединению в единые многонациональные государства, каковыми и были империи потомков Чингиз-хана, такие как Золотая Орда.
Политическая и культурная история Золотой Орды получила достаточно широкое освещение в работах отечественных историков. Прежде всего стоит назвать работы русских историков XVIII - начала XIX в. В.Н. Татищева М.М. Щербатова, И.М. Стриттера, Н.М. Карамзина, П.А. Наумова .
Автором первой обобщающей работы по истории Золотой Орды являлся И. Хаммер-Пургшталль , который сделал первый шаг в изучение политической истории этого государственного образования. Внутренняя структура золотоордынского общества исследовалась известным казанским востоковедом и историком И.Н. Березиным. В его представлениях государство Джучидов выступало как аморфная кочевая стихия, только слегка задетая государственными структурами и оседлой цивилизацией .
В русле интересов казанских востоковедов лежал и небольшой труд Г.С. Саблукова, в котором он развил идеи И.Н. Березина, представив более полную и целостную картину истории Улуса Джучи . Несколько особняком от указанных тенденций развития российской историографии стояла татарская историческая мысль, которая, опираясь на собственную историческую традицию, начиная с трудов Ш. Марждани , утверждала исламский характер Золотой Орды и подчеркивала непрерывность существования мусульманской цивилизации в Поволжье.
На заре новейшего времени, в 1918 г., была опубликована книга А.Е. Преснякова «Образование Великорусского государства», в которой, в частности, находился очерк о Золотой Орде . Очерк был написан на основании только русского летописного материала. Политические и культурные взаимосвязи между Русью и Золотой Ордой исследовались в работе А.Н. Насонова «Монголы и Русь» (1940), капитальном труде Б.Д. Грекова и А.Ю. Якубовского «Золотая Орда и ее падение» (1950) , монографии М.Г. Сафаргалиева «Распад Золотой Орды» (1960) .
Нельзя утверждать, что изучение истории Золотой Орды всегда шло равномерно и одинаково успешно. Известно, что освещение, вернее подача материалов и фактов по золотоордынской истории, часто носили идеологизированный, даже чересчур политизированный характер. Особенно тенденциозный и порой уродливый вид приобрел такой подход в Советском Союзе в результате появления постановления ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 г. Именно после этого постановления в учебниках по истории, филологии, также в ряде научных исследований история Золотой Орды представлялась исключительно как грабительская и человеконенавистническая.
По мнению татарских историков (Р. Фахретдин, Х. Атласи, Г. Ахмаров, Г. Баттал, Г. Исхаки), в ее истории период Улуса Джучи играл во многом ключевую роль, определив ислам как государственную религию и основу культуры средневековых татар . Одновременно все они подчеркивали веротерпимость и уважение к разным верам в Золотой Орде. В русле этого направления следует отметить труды выдающегося татарского историка Г. Губайдуллина, где была удачно соединена российская академическая и татарская традиции .
Весьма интересны замечания о культуре Золотой Орды Ф.В. Баллода, который, опираясь на результаты археологических раскопок ряда нижневолжских городов, включая Сарай, Сарай-ал-Джадид и Укек, сделал вывод о высоком развитии городской жизни восточного типа, созданной трудами «наиболее интеллигентных элементов народов Азии и Европы» .
Значительный вклад в становление научного осмысления истории Золотой Орды В.В. Бартольд . Его труды как бы завершали большой период исторической науки, когда был собран свод письменных источников и дана политическая история Золотой Орды и ее институтов. Чтобы сделать следующий шаг необходимо было не только открыть новые источники, но и провести их комплексное изучение.
В русле этого направления разрабатывал историю и культуру Золотой Орды А. Ю. Якубовский . Значительный шаг вперед по изучению истории Золотой Орды был сделан в трудах Г.А. Федорова-Давыдова, который опирался на огромный археологический материал, полученный в ходе трех десятилетий интенсивных исследований золотоордынских городов Нижнего Поволжья. Эти исследования заставили по-новому взглянуть на культуру городов и степи Дашт-и-Кыпчака, показали высокий уровень их развития .
В зарубежной историографии, преимущественно в американской, появились интересные исследования, посвященные социальной структуре Золотой Орды. Это статьи Ю. Шамилоглу, Ю. Брегеля, Беатрис Ф. Манза, Х. Инальчика, А. Фишера.
Настоящий реферат посвящен исследованию проблемы распада Золотой Орды, ее политическим, социально-экономическим и иным аспектам.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Образование Золотой Орды 8
Глава 2. Расцвет Золотой Орды и предпосылки ее распада 14
Глава 3. Распад Золотой Орды 21
Глава 4. Подходы к оценке влияния Золотой Орды на развитие русских земель 25
Заключение 29
Список литературы 34
1,200 руб.
Наиболее популярным в советской историографии объяснением распада Золотой Орды является концепция о росте сепаратизма отдельных феодалов, чье стремление к власти разорвало страну на враждующие области.
Механизм этого процесса вполне ясно описан историками. Главный конфликт, по их мнению, протекал между различными экономически и политически вполне самодовлеющими улусами и их владетелями и группировками знати, выдвигавшими своих претендентов на ханский трон, стремясь овладеть центральным административным аппаратом и оказывать влияние на внутреннюю и внешнюю политику Орды. Все это ослабило центральную власть и, таким образом, вело к сокращению внешнеполитической активности, что в свою очередь усиливало сепаратизм кочевой аристократии, видевшей в военных походах основной источник своего обогащения .
Возможно, однако, что социальные факторы были все-таки достаточно внешними среди других причин кризиса. Преувеличение их значения ведет к парадоксальному выводу: центральная власть слабела от сепаратизма феодалов, но главным их стремлением был захват сарайского престола. Вряд ли только одним сепаратизмом можно объяснить резкое ослабление империи Джучидов и усиление центробежных тенденций в 60-80-х гг. XIV в.
Существуют и иные аргументы. В первую очередь, видимо, надо указать на природные факторы, самый важный из которых - резкое усыхание степной зоны запада евразийских степей в XIV-XV вв. - подтверждается трудами ряда геологов, географов и даже историков. Аридизация климата в Дашт-и Кипчаке вела к уменьшению количества выпадавших осадков летом и установлению малоснежных зим, что вело к постепенному наступлению песков на некогда благодатные степи. Одновременно, началась трансгрессия (повышение уровня) Каспийского моря, волны которого затопили значительную часть дельты Волги и многие поселения в ней, вплотную подступив и нижневолжским городкам. По словам итальянского географа Марино Сануто (1320 г.), «море каждый год прибывает на одну ладонь и уже многие хорошие города уничтожены» . Все это нанесло сильнейший удар не столько по кочевым районам Улуса Джучи, сколько по земледельческой округе, что способствовало подрыву экономической основы хозяйства Орды.
Упадку хозяйства Золотой Орды во многом способствовал также кризис трансазиатской торговли. По знаменитому торговому пути, начинавшемся в Китае и проходившем частично через Орду, шли многие необходимые для Западной Европы товары: специи, шелк, хлопок, драгоценные камни, хлеб и рабы . Этот поток товаров, чрезвычайно ценившихся на рынках Европы, обогащал посредников и служил одной из основ благосостояния всех городов Дашт-и-Кипчака. С торговлей были связаны не только поступления в казну от торговых пошлин, но и благополучие многочисленной обслуги: караванщиков, проводников, охраны, владельцев караван-сараев, ремесленников и т.д. Кроме того, многие мастерские занимались изготовлением предметов на продажу и переработкой полуфабрикатов. Все они очень чутко реагировали на любые изменения торговой активности.
Поводом для взрыва дремавших центробежных сил послужила борьба за ханский престол сразу нескольких чингисидов, каждый из которых имел права на державу предков и многочисленные отряды сторонников. Ухудшение природных условий, упадок земледелия и скотоводства, затухание торговли и ремесла, уменьшение притока дани и военной добычи в Поволжье, разлад денежного обращения, ослабление власти и влияния центральных органов управления, служившие фоном для усиления мощи отдельных владельцев улусов и стремления их к рычагам центральной власти, все это стало чертами нарастающего кризиса. Именно эти причины неумолимо поставили вопрос о существовании империи, а все попытки ответа на вызов времени оказались неудачными.
Значение Золотой Орды прослеживается для нас, в значительной степени, во влиянии, которое она оказала на отечественную историю, развитие российской государственности.
К положительным последствиям золотоордынского владычества на Руси, замалчиваемых рядом отечественных историков, можно отнести то обстоятельство, что напряженность духовной атмосферы общества привели к созданию высоких художественных образцов во всех областях религиозного искусства (иконописи, церковной музыке, религиозной литературе). Олицетворением этих достижений можно считать творчество художника-иконописца Андрея Рублева. Чувство национального унижения сменялось в народе благородным чувством преданности национальному идеалу. Религиозно-национальный подъем той эпохи на Руси стал мощным фактором национального самосознания и культуры, чему в немалой степени объективно способствовала веротерпимость ордынской элиты. По мнению российских историков, сторонников теории евразийства (П.Н. Савицкого, Г.В. Вернадского, Л.Н. Гумилева), русские были спасены от физического истребления и культурной ассимиляции Запада лишь благодаря включению в Монгольский улус. По мнению Савицкого, ордынцы - нейтральная культурная среда, принимавшая всяческих богов в отличие от католической Европы.
Русь стала платить дань сарайским ханам, за что имела торговый флот на Волге, религиозную резиденцию в Сарае, освобождение русской православной церкви от всех видов налогов. Со своей стороны Русь имела в лице метрополии, каковой для нее была Золотая Орда, духовную и военную поддержку в многочисленных войнах со своими северо-западными соседями, такими как Шведское королевство и немецкий Тевтонский орден, Польша и Великое княжество Литовское, Венгерское королевство. Галицкая Русь, Волынь, Черниговское и другие княжества, бывшие вне покровительства Золотой Орды, стали жертвой католической Европы, объявившей крестовый поход против Руси и ордынцев. Таким образом, выбор князя Александра Невского, победителя шведов и тевтонцев приемного сына и фаворита Бату-хана был, видимо, сделан исходя из, разумеется, сомнительной теории наименьшего зла, в пользу симбиоза с Золотой Ордой. И этот выбор был одобрен народом и освящен русской православной церковью и причисление Александра Невского к лику православных святых наглядное тому подтверждение. Этого выбора придерживались и другие видные деятели Руси золотоордынской эпохи последующих поколений, например, московский князь Иван Калита, что было должным образом оценено ордынской властью, когда после подавления антиордынского восстания в Твери, за активное участие в этом деянии Калита стал великим князем всея Руси по воле золотоордынского хана.
Именно золотоордынская система сделалась прообразом российской имперской государственности, эту точку зрения разделяет, например, цитируемый выше Ричард Пайпс. Это проявилось в установлении авторитарной традиции правления, в жестко централизованной общественной системе, дисциплины в военном деле и веротерпимости. Хотя, конечно, были и отклонения от этих принципов в определенные периоды российской истории. Помимо этого, Русь и другие подвластные ордынцам земли, были вовлечены в находящуюся на более высоком уровне финансовую систему золотоордынской империи; завоеватели создали эффективную, пережившую века, ямскую систему путей сообщения, сеть почтовых организаций на значительной части Евразии, в том числе на территории России.
А.А. Горский указывает на тот факт, что отношения сюзерена (Золотой Орды) и вассала (Руси) сохранялись даже тогда, когда вассал стал сильнее сюзерена - можно объяснять ничем иным, как традицией почитания Золотой Орды русской политической элитой . Лишь в 1470-е годы в русских летописях появляются уничижительные эпитеты по отношению к золотоордынским ханам .
Наследием Золотой Орды стало обыкновение (хотя и не всегда на всем протяжении истории России) не ассимилировать новые, завоеванные и включавшиеся без кровопролития в состав Российской империи земли, не изменять жизнь, религию и язык покоренных народов
Заметно было золотоордынское влияние на русский язык, что нашло свое отражение в современном русском языке, где пятая-шестая часть словарного запаса тюркского происхождения.
Наследие Золотой Орды, естественно, было не единственной основой на которой впоследствии вызрела и претворилась в жизнь российская государственная идея. В формировании этой идеи, а также в развитии российской цивилизации, трудно переоценить влияние Византийской империи, донесшей до Руси античное наследие Эллады и Рима, сохранившей православную христианскую культуру, достигнув высокого уровня развития науки и искусства. Таким образом российская государственная идея во многом представляет собой синтез золотоордынских и византийских имперских традиций. Наследие Золотой Орды в значительной мере прослеживается в практике государственного строительства и управления Руси, хотя далеко и не исчерпывается этим
1,200 руб.
1. Арсланова А.А. Остались книги от времен былых... – Казань: Татар. книжн. изд-во. 2002.
2. Босворт К.Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. / Пер. с англ. П.А. Грязневича. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1971.
3. Горский А.А. Москва и Орда. / А.А. Горский ; Кол. авт. РАН. Ин-т российской истории. - М.: Наука. 2005.
4. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. - М.-Л.: Изд-во АН СССР. 1950.
5. Григорьев А.П. Монгольская дипломатика ХIII-ХIV веков. (Чингизидские жалованные грамоты), - Л.: Изд-во ЛГУ. 1978.
6. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль. 1989.
7. Исхаков, И. Л. Измайлов Этнополитическая история татар в VI . первой четверти XV в. - Казань: Академия наук Татарстана. 2000.
8. Карамзин Н.М. История государства российского. В 9 т. Т1. – М.: Наука. 1986.
9. Карпов С.П. 1990. Итальянские морские республики и южное Причерноморье в XIII-XV вв.: проблемы торговли. - М.: МГУ. 1990.
10. Кульпин Э.С. Золотая Орда (Проблема генезиса Российского государства). - М.: КомКнига. 2006.
11. Ланда Р.Г. Ислам в истории. - М. Восточная литература. 1995. С. 44-67; Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде.- М.: Наука. 1978.
12. Пайпс Р. Россия при старом режиме. - М.: Библиотека Независимой газеты. 1993.
13. Петров А.М. Великий шелковый путь (о самом простом, но мало известном). - М.: Изд-во вост. лит. РАН. 1995.
14. Плано Карпини И. де. История монгалов. Рубрук Г. де. Путешествие в восточные страны / Путешествия в восточные страны. - М.: Мысль. 1997.
15. Рубрук Г. де. Путешествие в восточные страны / Путешествия в восточные страны. - М.: Мысль. 1997.
16. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды / На стыке континентов и цивилизаций. - М.: Наука. 1996.
17. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М.-Augsburg: Werden-Verlag. 2001.
18. Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. - М.: Наука - Издательская фирма «Восточная литература» РАН. 1993.
19. Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья: Керамика. Торговля. Быт. - М.: МГУ. 2001.
20. Федоров-Давыдов Г.Ф. Общественный строй Золотой Орды. - М.: Изд-во МГУ. 1973.
21. История Астраханского края: Монография / Ушаков Н.В. и др. - Астрахань: Изд-во АГПУ. 2000.
22. Кадырбаев А.Ш. Золотая Орда как предтеча Российской Империи / Информационно-аналитический центр «Центральная Азия и Кавказ» (www.ca-c.org).
23. Тафаев Г. В тисках Золотой Орды / Бизнес СРЕДА №47(265) 2000. 23 - 29 ноября (http://www.lib.cap.ru/pdf/tafaev2.pdf).
1,200 руб.