Введение
Содержание
Заключение
Литература
В современном обществе произошла переориентация ценностей от общечеловеческих к материальным. В связи с этим назрела необходимость решения задачи гуманизации общества, восстановления духовно-нравственной основы, проявляющейся в утверждении ценности человеческой жизни, создании условий для максимальной реализации личностного потенциала каждого человека. Гуманизация предполагает формирование гармонично развитой личности, что выражается в единстве ее общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития.
Гуманизм – одна из фундаментальнейших характеристик общественного бытия и сознания, суть которой состоит в отношении человека к другим людям как к высшей ценности. Он проявляется в альтруизме, стремлении сеять добро, в милосердии, сострадании, желании помогать окружающим. Определение гуманизма как “совокупности” взглядов, выражающих достоинство и ценность человека, его право на свободное развитие, утверждающих человечность в отношениях между людьми, отражает только одну – субъективную сторону.
Самое главное состоит в практическом гуманизме – обеспечении реальных, достойных человека материально-технических, экономических, политических и культурных условий его жизнедеятельности, а также соответствующих объективных общественных отношений. Поэтому сущность гуманизма можно определить как совокупность объективных и субъективных отношений к каждому человеку как высшей самостоятельной ценности. Его основное проявление, реальное бытие – общественно-полезная деятельность, свободный труд, сознательно отдаваемый на пользу другим людям.
Гуманизм, конечно, не только полезная деятельность, его суть в любых проявлениях заботы одного человека о благе другого. Быть антигуманистичным может быть не обязательно злой человек, а, например, вполне трудоспособный молодой человек, исполненный добрых чувств по отношению к окружающим, но живущий за счет других. Никак нельзя назвать гуманистичным строителя, бездумно возводящего плотины, угрожающие благополучию природы и человека, собственника или руководителя предприятия, заботящегося об увеличении прибыли, но не думающего о благе своих работников и об общественной полезности товара, или коммерсанта, пользующегося конъюнктурой рынка, чтобы непомерно взвинтить цены, а также ученого, равнодушного к тому, как будут использованы его научные результаты – во имя добра и созидания или во имя зла и разрушения.
Отчуждение человека от высокого смысла своей деятельности приводит к возникновению весьма примитивного, но крайне опасного типа людей, которые в любых условиях и ситуациях действуют с целью наибольших выгод и удовольствий для себя лично. В результате они, говоря словами Ф.М.Достоевского, превращаются в несуществующих людей.
Поскольку взаимопомощь и сотрудничество в достижении общих целей служат основой общественной жизни, необходимым условием развития индивидуальности каждого, постольку именно гуманизм есть субстанциональное свойство всего человеческого. Это не только не исключает, но необходимо предполагает, как диалектическую противоположность, антигуманизм, означающий отношение одного человека к другому как к средству своей жизни, средству удовлетворения эгоистических целей и потребностей. Уже в силу того, что каждый человек объективно зависит от деятельности других людей, его отношение к ним, как к средству собственного бытия, существует объективно, независимо от осознания этого факта. Точно также любой индивид, пусть даже обладающий абсолютной властью монарх, деспот, хочет он этого или нет, объективно выступает и в роли средства достижения целей, удовлетворения потребностей других людей.
Гуманизм - это мировоззрение, т.е. система взглядов на мир, в основе которой лежат такие общечеловеческие ценности, как человеколюбие, свобода, справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство. Гуманность, выступая на современном этапе важнейшим социальным качеством личности, включает в себя комплекс духовно-нравственных свойств, среди которых следует выделить следующие: человеколюбие, доброта, честность, справедливость, умение ценить и понимать прекрасное, любовь к ближнему, бережное отношение ко всему живому, трудолюбие. Именно эти свойства являются основой гуманистического мировоззрения.
Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра—человека. Если гуманизм—это система определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира, но и оценку своего места в окружающей действительности. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целом.
Таким образом, гуманность—это качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.
Сейчас есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры.
Цель исследования – выявить особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых как основа здоровья и счастья человека.
Объект исследования – гуманность личности как основа здоровья и счастья человека.
Задачи исследования:
- изучение развития представлений о гуманизме
- изучение гуманизма в системе социальных отношениях и процессах
-исследование социально-психологических особенностей взаимоотношений инвалидов и здоровых
1,200 руб.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Развитие представлений о гуманизме
1.1. Осмысление проблемы гуманизма до начала XX века………………..7
1.2. Поиски и подходы к пониманию гуманизма в ХХ
- начале XXI века……………………………………………………………22
Глава 2. Гуманизм в системе социальных отношениях и процессах
2.1. Критерий гуманности в социальных отношениях……………………..31
2.2. Гуманность как характеристика личности …………………………….35
Глава 3. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых
3.1. Проблемы личности с ограниченными возможностями
в современном обществе…………………………………………………....39
3.2. Взаимоотношения инвалидов и здоровых как основа
здоровья и счастья ………………………………………………………….42
Заключение…………………………………………………………………..50
Список литературы………………………………………………………….54
1,200 руб.
Взаимоотношение инвалидов и здоровых - мощнейший фактор адаптационного процесса. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, инвалиды нередко даже имея все потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества, не могут их реализовать потому, что остальные сограждане не хотят общаться с ними, предприниматели опасаются принимать на работу инвалида зачастую просто в силу устоявшихся негативных стереотипов. Поэтому организационные меры по социальной адаптации, не подготовленные в психологическом плане, могут оказаться неэффективными.
Идею социальной адаптации инвалидов на словах поддерживают большинство, однако углублённые изучения выявили сложность и неоднозначность отношения здоровых к больным. Это отношение можно назвать амбивалентным: с одной стороны инвалиды воспринимаются как отличающиеся в худшую сторону, с другой - как лишённые многих возможностей. Это порождает как неприятие нездоровых сограждан остальными членами общества, так и сочувствие по отношению к ним, но в целом отмечается неготовность многих здоровых к тесному контакту с инвалидами и к ситуациям, позволяющим инвалидам реализовать свои возможности наравне со всеми. Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. Поэтому следует отметить, что инвалиды в этих взаимоотношениях занимают не совсем приемлемую позицию. У многих из них не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, работодателями. Инвалиды далеко не всегда могут уловить нюансы человеческих отношений, воспринимают других людей несколько общо, оценивая их на основании лишь некоторых моральных качеств - доброты, отзывчивости и т.п. Не вполне гармонично складываются и взаимоотношения между инвалидами. Принадлежность к группе людей с ограниченными возможностями вовсе не означает, что другие члены этой группы будут настроены к нему соответствующим образом. Опыт работы общественных организаций инвалидов показывает, что инвалиды предпочитают объединяться с людьми, имеющими идентичные заболевания, и негативно относятся к другим. Одним из главных показателей социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями является их отношение к собственной жизни. Практически половина инвалидов оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное (в основном, это инвалиды 1 группы).
Около трети инвалидов (в основном 2-ой и 3-ей групп) характеризуют свою жизнь как вполне приемлемую.
Причём понятие «удовлетворённость-неудовлетворённость жизнью» зачастую сводится к плохому или стабильному материальному положению инвалида. Чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование. Одним из факторов отношения к жизни является самооценка инвалидом состояния своего здоровья.
Немаловажным элементом психологического самочувствия и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями является их самовосприятие.
Замечено отличие в самооценке работающих и безработных инвалидов: у последних она значительно ниже. Отчасти это обусловлено материальным положением работающих, большей их социальной адаптацией, по сравнению с неработающими. Последние выведены из этой сферы социальных отношений, что и служит одной из причин крайне неблагоприятной личностной самооценки. Наименее адаптированными являются одинокие инвалиды. Несмотря на то, что их материальное положение не отличается принципиально в худшую сторону, представляют собой в плане социальной адаптации группу риска. Так, они чаще других негативно оценивают своё финансовое положение. Они считают себя более «несчастными», «пассивными», «грустными», среди этих людей мало лиц, довольных жизнью. Черты социально-психологической дезадаптации одиноких инвалидов имеют место несмотря на то, что в мерах по социальной защите они имеют определённый приоритет. Но, видимо, в первую очередь необходима психолого-педагогическая помощь этим людям. Ухудшение морально-психологического состояния лиц с ограниченными возможностями объясняется также сложными экономическими и политическими условиями в стране. Как и все люди, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта. Общая обеспокоенность принимает формы, характерные для сегодняшних политико-экономических и социально-психологических условий. Наряду с материальным неблагополучием это приводит к тому, что малейшие затруднения вызывают у инвалидов панику и сильный стресс.
Итак, можно констатировать, что в настоящее время процесс социальной адаптации инвалидов затруднён, поскольку:
удовлетворённость жизнью у инвалидов низка;
самооценка также имеет отрицательную динамику;
существенные проблемы встают перед инвалидами в области взаимоотношений с окружающими;
эмоциональное состояние инвалидов характеризуется тревожностью и неуверенностью в будущем, пессимизмом.
Наиболее неблагополучна в социально-психологическом смысле группа, где наблюдается сочетание разных неблагоприятных показателей (низкой самооценки, настороженности к окружающим, неудовлетворённости жизнью и т.п.). В эту группу входят люди с плохим финансовым положением и жилищными условиями, одинокие инвалиды, инвалиды 3 группы, особенно безработные, инвалиды с детства (в частности, больные ДЦП).
1,200 руб.
Агамов А.А., Горшков В.А. История древней и средневековой философии. Книга 1.Ставрополь, 1994.245с.
2. Азимов К.А., Сатыбекова С.К. У истоков гуманистической традиции общественной мысли народов Советского Востока (анализ зороастрийской концепции человека) //Философские науки. 1987.№3.
3. Бессонов Б.Н. Гуманизм и технократизм как типы духовной ориентации // Филосовские науки. – 1988. – № 1.
4.Грицанов А. А. Гуманизм // История философии; энциклопедия.- М.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2000.137с.
5. ГордиенкоН.С. Основы религиоведения. Санкт-Петербург, 1994. 171с.
6. Добровольская Т.А, Шабалина Н.Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых. Социологическое исследование. 1991. № 5.
7.Дубко Е.Л. Моральное добро (историко-критический анализ) // Философские науки. 1986, №1.
8.Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян //Социологические исследования. 1996, №5.
9.ЛекторскийВ.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994,№6.
10.ЛекторскийВ.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм //Вопросы философии.2001,№4.
11. Леоненко О.В. Слово о гуманизме // Общественные науки и современность. 1991.№6.
12. Мелекаева И.К., Свечников В. П. Гуманизм как ценностный идеал и ориентир жизнедеятельности. Ставрополь: СевКав ГТУ, 2003. 214с.
13..Назаретян А. В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма // ОНС, 1991.№6.
14.Никитич Л. Ценности гуманизма универсальны//Общественные науки и современность. 1991.№6.
15. Общественные науки и современность. 1991.№6.
16.Предвечный Г.П. Общая социология. Учебное пособие. - Ростов н/Д: СКНЦВШ, 1991, 176с.
17. Розин Я.А. К вопросу о природе ценностных явлений // Философские науки. 1989, №6.
18.Солта Г.С. Гуманитарное учение или гуманизм. – М., 1896. 215с.
19.Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989.559с.
20.Фролов И.Т. Новый гуманизм // Свободная мысль.1997.№4.
21.Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. 326с.
22.Цыганков П.А. Гуманизация международных отношений: противоречие и парадоксы // Общественные науки и современность. 1998, №1.
23.Школенко Ю.А. Безграничность гуманизма // Общественные науки и современность. 1992. №4.
1,200 руб.