Современный мир в своем развитии стал более взаимозависимым, динамичным, инновационным. Все чаще в этой связи говорят о глобализации общественных процессов, подразумевая возросшую открытость и интернационализацию мирового сообщества, формирование постиндустриального, технотронного общества. Действительно, изменения в общественном развитии происходят заметные, однако, все они разворачиваются на прежней основе. Человек в своем развитии устойчиво сохраняет первоначальные задатки и свойства собственной природы. Отсюда обостряющееся противоречие, которое возбуждает некоторое чувство неуверенности или, по крайней мере, неоднозначности последствий наметившихся тенденций. Дэниел Белл, автор теории постиндустриального общества, оказался прав в своих предчувствиях будущего. В отношении индустриального общества он говорил, что для этой эпохи характерно торжество «рациональности и прогресса», а для постиндустриализма характерны – «страх и трепет» .
Нелинейность общественного развития требует особого отношения к управлению общественными процессами, особенно - социальными конфликтами.
В марксизме, социал-дарвинизме, теориях постиндустриального общества и других известных концепциях конфликт всегда рассматривался как закономерное и целесообразное явление социальной жизни, источник и стимул социально-исторического изменения и развития.
Социология социального конфликта - новое для отечественной социологии направление. Прежде всего потому, что раньше до предела идеологизированная отечественная наука исповедовала теорию неантагонистического, бесконфликтного развития, социально-политического единства общества.
С начала 90-х гг. забастовки, голодовки, волнения, межнациональные столкновения и даже вооруженные конфликты стали для нашего общества обычным явлением, и для их осмысления приходится обращаться к западным авторам, где социология социального конфликта - давнее и относительно развитое научное направление.
В современной западной социологии осмысление особенностей и проблем разнообразных социальных конфликтов, свойственных нашему времени, осуществляется в рамках таких фундаментальных теоретических подходов, как функционалистский (Л. Козер), неомарксистский (Р. Дарендорф), неофрейдистский, социобиологический и т.п.
Реферат посвящен основным положениям, определяющим суть социального конфликта и его структуры.
750 руб.
Введение 3
Глава 1. Социальный конфликт, его сущность и современное
понятие. Типология социальных конфликтов 5
Глава 2. Структура социального конфликта 7
Глава 3. Подходы к объяснению феномена социального конфликта 11
Заключение 15
Список литературы 19
750 руб.
Согласно концепции марксизма, в архаических обществах область действия конфликта ограничена внешними, межобщинными отношениями. В исторической перспективе конфликт должен утратить остроту и античеловеческие формы; из сферы экономики и политики они переместятся в область взаимоотношения общества и природы, в сферы искусства, межличностных отношений. Конфликт перестанет носить классовый характер, он станет или общечеловеческим, или межличностным. Но на определенной стадии общественного развития эта форма становится господствующей, охватывает все сферы жизни общества. Классовый конфликт может иметь антагонистическую и неантагонистическую форму. Антагонистический имеет экономическую основу и разрешим только с помощью революции.
Р. Дарендорф и Л. Козер считают, что роль социального конфликта в XX в. снижалась. Конфликт приобретает локальный характер. Он распространяется на все сферы жизни общества. По мнению Р. Дарендорфа, конфликт вездесущ, его формы становятся все многообразнее, накладываются друг на друга.
Главное, что характеризует социальные процессы в последнее время - дезинтеграция сложившихся ранее социальных структур и связей, утрата прежней и поиски новой социальной идентификации, обострение социальных противоречий. Происходит расширение сферы проявления конфликтов.
Наиболее сложным для разрешения представляются международные конфликты, в которых соперничество и насилие играют главную роль. В подобных конфликтах затрагиваются расовые, классовые, национальные, территориальные и другие интересы и вовлекаются различные организации и общественные движения. В последнее время в понимании международных конфликтов возникла идея, что существующие противоречия всегда можно разрешить взаимоприемлемыми и всеохватывающими средствами, связанными с мирным выбором. Но мировой опыт чаще свидетельствует об обратном. В последние годы в разрешении конфликтов выработан подход, согласно которому преобладающей является идея всеобъемлющего миротворчества и ограничения возможности вооруженного конфликта, включающая в себя поиск объединяющих начал и развитие институциональных способов избегания конфликтов. Главная проблема при поиске объединяющих начал состоит в необходимости согласия всех сторон. Согласно мировому опыту, существование международного правопорядка возможно только в рамках структуры, позволяющей использовать силу государств, готовых на решительные действия. Это ставит задачу выработки процедур принятия решения и надзора за осуществлением актов вмешательства. В связи с тем, что в последнее время большинство стран стремится к расширению могущества за счет экономического роста, стало возможным получить согласие крупных держав на использование силы только в соответствии с нормами международного права.
Заметно участились этнические конфликты, что привело к пересмотру многих идей (например, идеи о том, что группа населения, объединенная территорией, общим происхождением, языком, культурой обязательно должны иметь государство).
Попытки построить мировой порядок на основе разделения сфер влияния приводили к смягчению конфликтов, но не к их разрешению. Если принять, что столкновения, основанные на сходстве и расхождении интересов, воспринимаются как естественные и неизбежные, то открыто проявляемые противоречия представляются нужными для стабилизации социальных отношений. Проблема состоит в том, чтобы свести к минимуму риск, имеющийся в конфликте, чтобы управлять противоречиями. Сила как одно из средств решения конфликта, все чаще подвергается критике за неконституционность и разрушения, которые она может причинить. Насилие проявляется в различных формах. Оно может быть позитивным в случае защиты общества и индивида, но, как правило, оно негативно по определению. Люди реагируют на насилие, используя три основных вида поведения: ответное насилие, пассивность или активное ненасилие. Первые два оказываются непродуктивными. Активное ненасилие массово, так как опирается на амбивалентность человека (стремление к силовому и несиловому поведению). Учение о внутреннем освобождении от насилия присутствует в индуизме, буддизме, даосизме, христианстве.
Трактовать конфликт только как положительное или только как отрицательное явление можно не всегда. С целью предотвращения или, по крайней мере, уменьшения возможного ущерба, более целесообразным, чем прекращение или разрешение конфликта, является его предупреждение. Но эффективность предупреждения межгосударственных и этнических конфликтов невелика, вследствие препятствий, встречающихся на латентной и ранней стадии развития конфликта. Часто конфликт рассматривается как частное дело сторон, и принуждать стороны к соглашению или определенному поведению неэтично и несправедливо. Считается, что вмешательство возможно только при приобретении конфликтом общественно значимых масштабов.
Некоторые элементы межгруппового напряжения и потенциального конфликта имеются в каждом обществе. Анализ социальных изменений привлекает внимание к обеспечивающим их элементам. Напряжение может быть управляемым, так как проявляется, как правило, в узаконенных интересах групп. Социальные изменения могут быть проанализированы только в связи со специфическими структурами. Поэтому необходимо различать изменения, происходящие внутри определенных структур.
В любой иерархически построенной системе социальные отношения существуют в рамках навязанных индивидам социальных ролей, которые ощущаются как принуждение. Любая норма, правило, традиция предполагают исполнителя и того, кто следит за исполнением. Конфликт есть форма проявления свободы, возникает он из отношений господства и подчинения в системе отношений неравенства. Любая регуляция социальных отношений, основанная на законе, норме, правиле включает элемент принуждения и может вызвать конфликт. Если общество не хочет признавать саму возможность возникновения конфликта как порождения свободы, то оно загоняет конфликт внутрь, что делает его проявление в будущем более разрушительным. Конфликт необходимо выявить, осознать, сделать его предметом общественного сознания и внимания. Это поможет определить реальные причины конфликта, область его возможного распространения. Конкретный конфликт имеет относительный характер и локализуется в определенной области. Конфликт есть универсальная форма человеческого общежития. Он абсолютен. Осознание этого обстоятельства есть условие индивидуальной свободы.
750 руб.
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ. 1999.
2. Васильева Е.И. Концептуальный анализ социального конфликта в современной американской социологии (1950–1990 годы). - М.: Институт социологии РАН. Автореферат дис. … канд. соц. наук. 1996.
3. Денисова О.Г. Понятие и способы разрешения социального конфликта // Вызовы современности и ответственность философа: Материалы «Круглого стола», посвященного всемирному Дню философии. Кыргызско-Российский Славянский университет / Под общ.ред. И.И. Ивановой. - Бишкек. 2003.
4. Запрудский Ю.Г. Конфликт и политика: новые перспективы. // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Материалы I Международного конгресса конфликтологов - М.: Едиториал УРСС. 2001.
5. Никаноров С.П., Кучкаров З.А., Коваль А.Г., Костюк А.В. Задача управления конфликтами в социальных системах // Проблемы и решения. - М.: Концепт. 1995. №3.
6. Социальный конфликт: Современные исследования: Реф. сб. / АН СССР. ИНИОН, Ин-т социологии; Редкол.: Н.Л. Полякова (Отв. ред.) и др. - М.: ИНИОН. 1991.
7. Кашапов М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций / Ин-т «Открытое о-во», Междунар. акад. психол. наук, Яросл. регион. отд-ние РПО. - М.; Ярославль: Ремдер. 2003.
8. Цой Л.Н. Социологический анализ социального конфликта / Социально ориентированные концепции в поисках конструктивности (в контексте конфликтологии) / Практическая конфликтология (http://evartist.narod.ru/text7/54.htm#з_05).
9. Экстремальные ситуации, конфликты, согласие / Отв. ред Т.М. Дридзе, Л.Н. Цой. - М.: Академия управления МВД России, Институт социологии РАН. 1998.
750 руб.