Введение
Содержание
Заключение
Литература
То, что учитель должен знать своих учеников, не вызывает сомнения. Задача школы сегодня – обеспечить развитие личности каждого ученика, создав необходимые для этого условия.
Социальная направленность позиции во всех областях деятельности приводит к устойчивости образования — к формированию активной жизненной позиции.
Трудовое воспитание непосредственно связано с умственным, политехническим образованием, идейно-политическим, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием школьников.
Образование является основой политехнической и профессиональной подготовки школьников. Оно предполагает изучение основ наук, научных принципов производства. Профессиональная подготовка также состоит из теоретического и практического обучения. Трудовая деятельность, в которую включаются школьники, способствует закреплению и углублению знаний, пониманию их практического значения. Труд положительно влияет на мотивы приобретения знаний, знания же, в свою очередь, совершенствуют трудовую подготовку.
Трудовое воспитание обогащает политехническое образование учащихся тем, что оно формирует определенное положительное отношение к политехническим знаниям и умениям, содействует ознакомлению учеников с социально-экономическими проблемами современного общественного производства, формирует позитивное отношение к производительному труду, положительные черты, мотивы труда.
Эффективность трудового воспитания в значительной степени зависит от того, как решаются задачи всестороннего развития личности в процессе подготовки учащихся к трудовой деятельности.
Трудовое воспитание осуществляется на основе принципа политехнизма, заложенного в основу всей общеобразовательной подготовки школьников.
В процессе обучения учащиеся знакомятся с основами современного производства, им разъясняют необходимость перемены труда в условиях научно-технического прогресса, значимость образования как фактора, обеспечивающего рост производительности труда.
Формируя у учащихся знания о видах современного труда, требованиях, которые к нему предъявляются, о научном содержании типичных трудовых процессов, учителя постепенно знакомят учащихся с основами общей теории трудовой деятельности.
Традиционно в педагогической теории и школьной практике овладение навыками самостоятельной работы рассматривалось в качестве обязательного элемента технологического образования школьников, наряду с изучением техники, экономики и организации производства. Практически все ученые-технологи (П.Р.Атутов, Ю.К.Васильев, А.Г.Калашников, М.Н.Скаткин, С.М.Шабалов и др.) подчеркивали необходимость включения знаний о технологии в содержание самостоятельной работы на уроках технологии в школе. Технологическая подготовка при таком подходе выступает важным средством адаптации выпускника школы в сфере материального производства, сфере современной техники. В ряде работ по самостоятельной деятельности учащихся (П.Р.Атутов, С.У.Калюга) область политехнического образования расширяется за счет меняющегося представления о технике не только как материально-орудийных средствах, но и включающей в себя определенные научно-технические знания. Технологическая подготовка в этом случае выходит за рамки изучения только производственной техники. Технология рассматривается уже как подготовка к труду в сфере современной техники вообще, не ограничиваясь только материальным производством.
Цель дипломной работы – выявить значимость учета индивидуальных особенностей учащихся в процессе самостоятельной работы на уроках технологии по разделу «Техническое творчество, 11 класс».
Объект исследования – учебный процесс в контексте самостоятельной работы учащихся.
Предмет исследования – практика учета индивидуальных особенностей учащихся в ходе самостоятельной работы на уроках технологии в 11 классе.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи:
- проанализировать существующие в педагогике подходы к использованию учета индивидуальных особенностей в процессе самостоятельной работы учащихся;
- определить роль и место индивидуальных особенностей в структуре образовательного процесса обучения технологии
- разработать методические материалы, позволяющие применить учет индивидуальных особенностей в процессе самостоятельной работы учащихся 11 классов на уроках технологии на уроках по курсу «Техническое творчество».
Гипотеза исследования: учет индивидуальных особенностей учащихся является основополагающим компонентом при самостоятельной работе на уроках технологии по курсу «Техническое творчество, 11 класс».
В работе предполагается применять следующие методы исследования:
– анализ теоретических источников по теме исследования;
– обобщение передового опыта ученых-педагогов;
– наблюдение;
– беседа;
– поиск решения педагогических ситуаций;
– анализ работы учащихся;
– педагогический эксперимент.
3,000 руб.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Научно-теоретические подходы к проблеме учета индивидуальных особенностей при организации самостоятельной работы учащихся……….6
1.1. Сущность самостоятельной работы школьников…………………………6
1.2. Виды самостоятельных работ……………………………………………..13
1.3. Учет индивидуальных особенностей школьников при организации самостоятельной работы на уроках технологии…………………………….24
1.4. Учет возрастных особенностей учащихся в самостоятельной работе…………………………………………………………………………….31
1.5. Выводы………………………………………………………………………37
Глава 2. Разработка и апробация видов самостоятельной работы учащихся с учетом их индивидуальных особенностей……………………………………38
2.1. Место раздела «Техническое творчество» в образовательной области «Технология»…………………………………………………………………….38
2.2. Разработка самостоятельных работ с учетом индивидуальных особенностей учащихся по разделу «Техническое творчество»…………….50
2.3. Тематическое планирование раздела «Техническое творчество 11 класс» с учетом индивидуальных особенностей при самостоятельной работе……57
2.4. Разработка планов-конспектов уроков раздела «Техническое творчество 11 класс»…………………………………………………………………………57
2.5. Методика проведения и результаты экспериментальной работы по апробации разработанных материалов самостоятельной работы учащихся………………………………………………………………………….78
2.6. Анализ материально-технической базы с учетом санитарно-гигиенических требований и правил технической безопасности……………87
2.7. Расчет экономических затрат на самостоятельную работу по разделу «Техническое творчество 11 класс»……………………………………………93
Заключение……………………………………………………………………….95
Список литературы………………………………………………………………98
3,000 руб.
В настоящее время предстоит большая работа по совершенствованию российской системы образования. Надо полагать, что важную роль в этой работе сыграет пересмотр концепции процесса обучения, приведение её в соответствие с реальным протеканием всякого учебного процесса, где деятельность педагога и деятельность учащихся связаны “не с голым” содержанием образования, а с учебными заданиями как формой, в которой это содержание воплощается. Такой подход выдвигает в центр внимания чрезвычайно важную, но пока не достаточно реализованную на практике проблему организации самостоятельной работы учащихся в учебном процессе.
Технологическое образование осуществляется в образовательной школе на базе изучения основ наук, трудового и профессионального обучения, в процессе внеклассной работы, а также общественно полезного, производительного труда.
Содержание технологических знаний представляет собой систему научных понятий, фактов, законов, отражающих единые и общие основы современной техник, современного производства и принципы управления ими. Политехнические знания как система в обозначенном смысле состоят из совокупности элементов- понятий, законов естественных, технических, математических, общественных наук.
Основными задачами технологического образования школьников видятся следующие: формирование представлений о технологическом аспекте современной научно картины мира как совокупности фундаментальных идеи, принципов, понятии о техносфере, способах получения и преобразования материалов, энергии, информации, социально- техническом проектировании окружающей среды развитие технологического системного способа мышления учащихся, ориентированного на синтез различных занятий, интеграцию подходов, многофакторное, междисциплинарное осмысление проблем, воспитание технологической культуры, способности критического восприятия, всесторонней оценки созданных проектов, продуктов труда с учетом их социальных, экологических, экономических, эстетических и других характеристик, культивирование инициативного, творческого подхода к решению практических проблем. Актуальность постановки таких задач подтверждает анализ развития систем образования, развитых зарубежных стран.
По результатам проведенного эксперимента с учениками 11 «А» и 11 «Б» классов 56 школы г. Ульяновска стало очевидно, что учет индивидуальных особенностей учащихся при организации самостоятельной работы в технологическом образовании по курсу «Техническое творчество» повысило уровень трудовых навыков учащихся, содействовало развитию новых знаний и умений, а также продолжило развитие эстетического восприятия и творческого подхода к занятиям.
Однако следует подчеркнуть, что учащиеся 5-11 классов не в состоянии еще понимать и решать все возникающие проблемы, поэтому содержание образования здесь должно быть ориентировано преимущественно на структурную организацию технических объектов(принцип действия, устройство и т.д.). Содержание обучения школьников старших классов необходимо четко систематизировать. Основанием такой систематизации является целостность научно- производственного цикла в его трех аспектах: как системы «наука- производство» (фундаментальные прикладные исследования, разработки, техническая подготовка производства, сам производственный процесс), как системы производственного процесса (техника, технология, предмет, продукт, субъект труда), как системы описания компонентов производственного процесса – взаимосвязь его функциональных, процессных, структурных свойств. При этом должна быть выделены различные уровни содержания: его общая для всех, инвариантная часть и вариативные составляющие, связанные с отдельными видами, направлениями трудовой деятельности.
Проблема технологической подготовки учащихся является ключевым для всех периодов существования общеобразовательной школы. Медленно заполняется разрыв между системой обучения и воспитания в школах с одной стороны и стремительно развивающимся обществом, его производством, наукой и культурой – с другой. Уровень образования населения непосредственно воздействует на совершенствование общественных отношений, политику, развития экономики, ускорение научно-технического прогресса.
3,000 руб.
1. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность учеников и подростков. - М, 2007.- 384 с.
2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся.- М, 2008. – 238 с.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М, Просвещение, 2008. – 337 с.
4. Баранов С.П. Принципы обучения. - М, 2007. – 440 с.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 2007. – 322 с.
4. Вакуленко В.А. Опорный конспект по предмету «Организации и методика производственного обучения». – М, 2007. – 203 с.
5. Веткин Л.Г. Самостоятельная работа учащихся на уроке (лекция по педагогике для школьников университета). Саратов: Издательство Саратовского университета, 2008. - 24 с.
6. Волков И.П. Приобщение к творчеству. - М. Просвещение, 2008. – 439 с.
7. Губенков. С. Ю. Новая организация внеурочной работы по техническому творчеству в средних профтехучилищах. - М, 2008. – 165 с.
8. Давыдов В. В. Проблемы политехнизма в школе. – М, 2007. – 338 с.
9. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб.для студ.высш.учеб.завед.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 347 с.
10. Завгородняя О.Д. Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки. - М.: 2008. – 556 с.
11. Змеев В.А. Министерство народного просвещения: первые годы деятельности// Социально-гуманитарные знания.- 2006.-№6.
12. Измайлов А.О. Профнаправленность как педагогическое понятие и принцип//Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки молодых рабочих. - М, 2007. – 311 с.
13. Ильина Т.А. Педагогика школы. - М, 2008. – 182 с.
14. История педагогики образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие/ Под ред. А.И. Пискунова.- 2-е изд. - М.: ТЦ “Сфера”, 2007. – 433 с.
15. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия. - М, 2008. – 329 с.
16. Коменский Я.А. Великая дидактика. - М, 2008. – 436 с.
17. Крутецкий В.А. Психология - М., 2008. – 328 с.
18. Лаврушина А.А. Обучение технологии через творческое проектирование// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2007. – 129 с.
19. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности - М, 2008. – 544 с.
20. Маркова А.П. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 2008. – 337 с.
21. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории - М, 2008. – 374 с.
22. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 2008. – 565 с
23. Онищук В.А. Урок в современной школе - М, 2007. – 202 с.
24. Опоркин И.Я. Политехнизм и образование – реалии и перспективы. – С-Пб, 2007. – 239 с.
25. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX вв./ Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина и др.- М.: Педагогика, 2007. – 532 с.
26. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941гг.)/ Отв. ред. Н.П. Кузин, М.Н. Колмакова, З.И. Равкин.- М.: Педагогика, 2007. – 534 с.
27. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961-1986гг.)/ Под ред. Ф.Г.Паначина, М.Н.Колмаковой, З.И.Равкина.- М.: Педагогика, 2006. – 499 с.
28. Полобинкин А. И. Основы инженерного творчества. – М, 2008. – 376 с.
29. Рыбакова Т.В. Метод проектов как основа инновационного подхода к преподаванию технологии// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы региональной научно-практической конференции. - Ульяновск: ИПКПРО, 2008. – 169 с.
30. Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду.- М.: Педагогика, 2007. – 544 с.
31. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1-2 - М. 2008. – 227 с.
32. Тамарова З.Б. От трудовой подготовки школьников к технологической// Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства: Тезисы докладов VIII Международной конференции. – М.: МИОО, 2008. – 127 с.
33. Фаизов А.А., Интегрированные уроки и спецкурсы при преподавании технологии// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2008. – 118 с.
34. Шевелёв А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы.- СПб.: КАРО, 2006. – 333 с.
35. Юткин И.И. Политехническое образование в курсе технологии. – М, 2007. – 378 с.
3,000 руб.