По мере интеграции России в мировое хозяйство внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором всей ее экономической жизни. Если раньше непосредственно сфера внешнеэкономических связей была уделом лишь десятков специализированных внешнеторговых организаций, то теперь внешнеэкономических бизнесом занимаются многие тысячи производственных и торговых структур.
В настоящее время в России действует достаточно сложная система государственного регулирования внешнеэкономических связей, кроме того, большое влияние на них оказывают обычаи, сложившаяся коммерческая практика, различного рода международные соглашения.
Разобраться в современной структуре внешнеэкономических связей весьма сложно. Имеющаяся литература затрагивает, как правило, лишь отдельные вопросы.
Раньше хозяйственные руководители рассматривали внешний рынок как некое необязательное дополнение к внутреннему рынку. Имея в условиях плановой системы гарантированный сбыт на внутреннем рынке, они подчас вообще не были заинтересованы в поставках продукции за рубеж, относились к ним как к обузе. Ситуация коренным образом меняется в условиях перехода России к открытой экономике. Внутрифирменное планирование производства должно опираться на изучение потребностей как внутреннего, так и внешнего рынка, с точки зрения организации сбыта там своей продукции.
ФРГ – крупнейшая страна Западной Европы. Возвышение ФРГ после Второй мировой войны связано со значительным расширением внутреннего рынка, массовым обновлением и ростом основного капитала. Росту производства способствовали финансовая и материальная помощь по «плану Маршалла», импорт иностранного капитала, небольшие военные расходы.
В первое послевоенное десятилетие экономическая политика проводилась под знаком социального рыночного хозяйства с целью соединить конкуренцию, частную инициативу с социальным прогрессом, обеспеченным производительностью экономики. Включение в состав ФРГ в 1990 г. ГДР и развал Советского Союза коренным образом изменили экономические и геополитические позиции Германии в Европе. Она стала крупнейшей экономической силой, претендующей на ведущие политические позиции в регионе.
На современном этапе развития международных отношений, во времена распространения НАТО и ЕС на восток, Германия видится для России наиболее перспективным партнёром из стран Запада.
Именно поэтому российско-германские отношения выбраны в качестве в качестве объекта данного исследования.
Предметом исследования данной курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность России и Германии.
Цель данной курсовой работы – выявить особенности развития российско-германских экономических отношений.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие важнейшие задачи: дать общую характеристику российско-германским отношениям, проанализировать экономику государств, рассмотреть проводимую в Германии политику социального рыночного хозяйства, оценить инвестиционную привлекательность, исследовать особенности внешнеэкономических отношений стран, товарную и географическую структуру экспорта и импорта, внешнеторговую политику, выявить актуальные проблемы и перспективы сотрудничества России и Германии в будущем.
Информационной базой для написания курсовой работы послужили труды отечественных учёных, статьи, статистические материалы по вопросам развития отношения России и Германии.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. История сотрудничества России и Германии 4
1.1. Природно-географическое положение Германии 4
1.2. Место Германии в международно-экономических отношениях 6
1.3. Политика Германии в отношении России 9
1.4. Сценарии развития отношений Россия Германия 12
Глава 2. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Германией 12
2.1. Экономические отношения Россия – Германия 12
2.2. Внешнеторговый товарооборот между Россией и Германией 23
2.3. Договорно-правовая база для торговых отношений 28
Глава 3. Перспективы сотрудничества между Россией и Германией 32
3.1. Стратегическое видение Россией и Германией двустороннего партнерства 32
3.2. Отношения Россия - Германия: направления и перспективы 37
Заключение 40
Список литературы 44
1,200 руб.
По результатам проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Внешняя торговля – это торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из импорта и экспорта товаров. Она коренным образом отличается от международной торговли, поскольку международная торговля – это совокупный объем торговли всех стран мира, тогда как внешняя торговля рассматривается в рамках отдельных конкретных государств. Изучение внешнеэкономической деятельности государства необходимо для того, чтобы понять, насколько эта страна вовлечена в мирохозяйственные отношения и какая у нее зависимость состояния экономики от результатов ее участия в мирохозяйственных связях.
Нам стало известно, что Германия – это высокоразвитая индустриальная страна. Она является главным производителем продукции машиностроения и ведущим экспортером машин и оборудования среди стран ЕС. Германию можно назвать несомненным лидером в мировом автомобилестроении. Можно сделать вывод о том, что уже с конца 19 в. определилась специализация Германии на выпуске и экспорте продукции машиностроительной, химической промышленности, а так же электротехники.
Внешняя торговля – одна из наиболее динамичных отраслей экономики ФРГ, стимулятор ее экономического роста. Статья экспорта является существенной в общем объеме ВВП Германии. Сейчас по объему экспорта ФРГ занимает второе место в мире. Так же страна имеет положительное сальдо внешнеторгового товарооборота, а следовательно можно сделать вывод о том, что Германия больше экспортирует товаров, чем импортирует их.
Развитие сотрудничества с Евросоюзом и его государствами-членами занимает одно из центральных мест в международных отношениях Российской Федерации. Отношения между Россией и Европейским союзом можно характеризовать в терминах энергетической взаимозависимости. Поэтому неудивительно, что энергетическая безопасность является предметом общей озабоченности. Европейские лидеры боятся попасть в зависимость от одного поставщика, а их российские коллеги не хотят полагаться лишь на один рынок. Вероятно, каждая из сторон постарается избежать такой ситуации, однако практические проблемы производства и поставок энергии легче решать совместными усилиями. ЕС столкнулся с тем, что в международные отношения возвращается логика силы, и оказался не готов к тем изменениям в своем окружении, которые не вписываются в рамки общеевропейских ценностей и не оправдывают надежд переходного периода. Такая ситуация приводит европейцев к осознанию необходимости срочно пересмотреть отношения с Россией. Сближение со странами Европейского Союза требует от России разделять общие ценности политической культуры или хотя бы стремиться к их развитию. Несмотря на то, что общепринятая парадигма в международных отношениях нацелена на поиск общих интересов, они подвержены изменениям, и в случае их несовпадения именно общность ценностей действует как связующая основа. При формировании позитивного внешнеполитического имиджа следует учитывать и различия в восприятии истории Россией и странами Евросоюза.
Построение правового государства на основе демократических ценностей, развитие гражданского общества должны стать базой для развития отношений с Евросоюзом, их стабильности и предсказуемости. А благоприятному внутриполитическому имиджу государства будет соответствовать позитивный внешнеполитический имидж России.
Укрепляя свои позиции за рубежом, российским представителям власти стоит больше внимания уделять не только разъяснению сути происходящих в России политических реформ, но и способствовать привлечению внимания к России с помощью некоммерческих организаций, и таким образом создавать равные стартовые возможности в конкурентной борьбе за влияние.
Можно отметить, что внешние связи играют ключевую роль в экономической жизни Германии. С самого начала она выступала за тесные межотраслевые связи в мировой экономике и принцип международного разделения труда. В соответствии с этим строится и внешнеторговая политика Германии. Федеративная Республика выступает за дальнейшую либерализацию мировой торговли с более сильным учетом экологических и социальных аспектов в духе устойчивого развития. Открытость по отношению к внешнему миру привела к тому, что Германия - после США - имеет второй по объему внешнеторговый оборот в мире.
Можно так же сделать вывод о том, что Германия в большей степени специализируется на экспорте продукции машиностроительной и электротехнической промышленности, а так же продукции химической и обрабатывающей промышленности. Исходя из полученных расчетов, можно сделать вывод о том, что Германия в большей степени импортирует продукцию машиностроительной и электротехнической промышленности, а так же продукции химической и обрабатывающей промышленности и минеральное топливное сырье.
Важнейшими торговыми партнерами Германии являются промышленные государства Запада. Благодаря продолжающемуся процессу экономической интеграции стран ЕС стремительное развитие получила внутриевропейская торговля.
Стимулированию германского экспорта способствует развитая система финансирования и страхования внешнеэкономической деятельности.
Мы также пришли к выводу, что Германия является участником самой развитой на настоящий момент интеграционной группировки (ЕС), а следовательно она придерживается общей внешнеторговой политики экономического союза.
Во внешнеторговой политике применяется единый таможенный тариф, тарифные квоты на сельскохозяйственные товары; тарифные квоты на текстильные товары в рамках многостороннего соглашения по текстилю; квоты, устанавливаемые в рамках соглашений о «добровольном ограничении экспорта» из третьих стран; экспортные квоты.
Также важнейшей особенностью функционирования ЕС является введение общей сельскохозяйственной политики, которая позволила стать ЕС вторым экспортером сельскохозяйственной продукции в мире.
Можно отметить, что основой внешнеэкономической политики ФРГ является развитие экономических связей с ее главными внешнеэкономическими партнерами: ЕС, США и Японией. Большое внимание уделяется расширению присутствия немецких фирм на рынках стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, юга Африканского континента, Восточной и Центральной Европы. Первостепенное значение придается укреплению ЕС, в котором Германия занимает ключевое место.
Россия и Евросоюз обладают довольно стабильной база взаимоотношений, доставшей ся России от Советского союза. Но вместе с тем кроме развитых отраслей сотрудничества, необходимо помнить и о проблемах имевших место быть в отношениях с Советским Союзом. Если говорить о военном сотрудничестве с Евросоюзом, как об организации в целом, наблюдается трансформация сотрудничества в сторону его упрочнения, усложнения характера связей. А если рассматривать процесс эволюционной трансформации в рамках отношений России со странами участницами Евросоюза, то здесь наблюдается некоторые различия. Хотя военное сотрудничество и развивается, но вот характер его эволюционирования не везде одинаков. Так в одном случае, это изменение явилось следствием изменения характера международных отношений. В другом отношении сотрудничество военного характера является лишь составляющей на фоне других видов сотрудничества. Говоря об эволюции внешней политики России по экономическим вопросам в отношении Евросоюза, как организации в целом. Следует отметить, что развитие экономического диалога не представляется без учета обстановки в мире. Сотрудничество России со странами, входящими в Евросоюз, представляет собой долгосрочные перспективы. Этот вид сотрудничества развивается весьма динамично. Что касается эволюционных изменений экономического сотрудничества, то можно сказать, что в условиях современной мировой торговли, оно имеет достаточно стабильное развитие. Отношения России и Евросоюза как организации в целом, то в рамках политического сотрудничества сложилась многоуровневая и стабильная система консультаций, которая помогает поддерживать тесный политический диалог. Если же посмотреть на эволюционное развитие отношений России со странами участницами Евросоюза, то здесь наблюдается немного иная картина. С одной стороны эволюционное развитие внешнеполитической ориентации России идет довольно уверенными темпами, упрочняя связи между российской стороной и странами участницами Евросоюза. Но с другой стороны изменения во внешней политике страны Евросоюза ведет к кардинальным изменениям политических отношений с российской стороной. И., конечно же, нельзя забывать о ситуации на международной арене, которая влияет на направленность внешнеполитического курса России и эволюцию отношений со странами Евросоюза. Что касается эволюции в области культурно-гуманитарного сотрудничества, то отношения России и Евросоюза представляются весьма перспективным и продолжительным. Если рассматривать культурно-гуманитарное сотрудничество в контексте отношений между России и стран, входящих в Евросоюз. Данный вид сотрудничества видится как прочное и перспективное направление сотрудничества. Перспективы отношений России и Евросоюза весьма неоднозначны. Россия все настойчивее отстаивает свои собственные национальные интересы так, как она их понимает, стремится пользоваться теми конкурентными стратегическими преимуществами, которые у нее есть. Евросоюз и партнер, и конкурент, и в этом вся сложность отношений. Несмотря на существующие политические разногласия, Россия и Европейский Союз остаются постоянными экономическими партнерами. Но экономическая взаимозависимость не гарантирует полное согласие по политическим вопросам и наоборот. Экономика сильное средство урегулирования политической нестабильности, но она не может быть вечным «камнем преткновения», необходимо какое-либо решение. Энергетическое сотрудничество не может подменить политические ориентиры дальнейшего развития отношений. Более тесное российско-европейское экономическое сотрудничество наталкивается на политические преграды.
Если говорить о перспективах роста конкурентоспособности экономики ФРГ, то можно сделать следующие предположения.
Международная конкурентоспособность германской экономики, и, прежде всего, ее базовых и наукоемких отраслей – автомобилестроения, химической и биотехнической промышленности, - в долгосрочной перспективе будет расти.
В настоящее время ряд отраслей германской промышленности, начиная с машиностроения и автомобилестроения и кончая фармацевтической промышленностью и производством спортивных товаров, успешно экспортируют свою продукцию. Это стимулирует и другие отрасли. Однако самые высокие темпы роста в ближайшие десятилетия ожидаются в сфере услуг, прежде всего в таких секторах как логистика, страхование, информационные технологии, предпринимательские услуги и здравоохранение.
В производственной сфере самые высокие темпы роста и через 20 лет будут наблюдаться в экспортно-ориентированных отраслях – машиностроительной и автомобильной промышленности. Конкурентоспособность этих секторов на мировом рынке будет обеспечиваться их активностью в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Повсюду, где будут востребованы высокие технологии, Германия будет играть большую роль.
Тесное переплетение германской экономики с мировым хозяйством влечет за собой и определенную зависимость. Поэтому Германия чутко реагирует на все помехи в мировой торговле и на изменения мировой конъюнктуры: это затрагивает рабочие места, капиталовложения, доходы и уровень жизни. Стабильная мировая экономика, свобода торговли и упорядоченная валютная система являются важными предпосылками для позитивного непрерывного развития германского народного хозяйства.
1,200 руб.
1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебник. -М.: Юристъ, 2008. – 337 с.
2. Аксенов М. А., Булатова В. А., Мухопад В. И. Организация внешнеэкономических связей: Учеб. пособие. - М.: НПО «Поиск», 2007. – 212 с.
3. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи. – М., 2008. – 330 с.
4. Головин А. В Российско-германском партнерстве создан серьезный задел.// "Международная жизнь" № 9. – 2008.
5. Зарицкий Б. Секреты «Германского чуда» // «Новое время», 2007, № 14, с. 18-19.
6. М.А. Германия. – М, 2008. - 286 с.
7. История мировой экономики: Учебник для ВУЗов / Под ред. Поляка Г. Б., Марковой А. Н. – М.: ЮНИТИ, 2—7. – 488 с.
8. Кузнецова А.В. География прямых зарубежных инвестиций в Германии // Вестник Московского Университета, Серия 5, М, 2008, №6, с. 39- 45.
9. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов.-- М., 2008. – 390 с.
10. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. – Таллинн, 2008. – 300 с.
11. Международные инвестиции и международные закупки/ под ред. Есипова. – СП, 2008. – 278 с.
12. Мировая экономика./Под ред. Булатова – М.: Юристъ, 2007. – 337 с.
13. Орловский Э. И. Основы внешнеторговых связей РФ. - СПб, 2008. – 230 с.
14. Покровская В. Международные коммерческие операции и их регламентация: Внешнеторг. практикум. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 233 с.
15. Постомико М. Л. ВЭД РФ. – М., 2007. – 360 с.
16. Прокушев Е. Ф. ВЭД. – М., 2008. – 272 с.
17. Рыбалкина В.Е. Международные экономические отношения. – М.: Юнити, 2008. - 605 с.
18. Синецкий. Внешнеторговые операции. - М., 2008. – 166 с.
19. Современная экономика. Общедоступный учебный курс./Под ред. Мамедова О. Ю. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. – 190 с.
20. Фомичев В. И. Международная торговля: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 344 с.
21. Хайнц Ламперт. Социальная рыночная экономика. Германский путь. - М, Дело, 2007. - 366 с.
22. Ходов Л. Германия как импортер и экспортер частного капитала. // Современная Европа, 2007. №4, с. 70-78.
23. www.conference.rbc.ru
24. www.utro.ru
25. www.vshpp.ru
1,200 руб.