Актуальность исследования: человек, живущий в мире, познающий его – не бесстрастный созерцатель того, что происходит вокруг. Он действует в предметном мире, так или иначе изменяет его, воздействует на него и сам подвергается воздействиям, идущим от окружающих и своих собственных действий и поступков. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается. Характер и сила этого переживания и составляет эмоционально-волевую сферу человека.
Нарушения эмоционально-волевой сферы у школьников сопровождаются расстройством поведения в виде снижения успеваемости, различных форм социально-психологической дездаптации, появлении агрессивного поведения, склонности к бродяжничеству, воровству, патологическому влечению к алкоголю, наркотикам.
Эмоциональная сфера – явление сложное, многогранное, отображающее полифонию как самой личности, так и ее взаимодействие с богатством окружающего мира. Психология дает различные определения эмоциональной сферы, которые вступают между собой в противоречия, но точки зрения различных авторов согласуются в выделении ее составных элементов – эмоции, чувства, потребности.
Эмоционально-волевая сфера личности до настоящего времени остается непознанной, несмотря на то, что психологическая наука уже дает ряд ответов на некоторые вопросы, касающиеся данной темы. Поэтому актуальным является исследование нарушений эмоционально-волевой сферы. Таким образом, цель нашей работы - проведение психологического анализа нарушений эмоционально-волевой сферы.
Объектом исследования является эмоционально-волевая сфера.
Предмет исследования нарушения эмоционально-волевой сферы.
Гипотеза. Наше исследование строится на предположении о том, что нарушения эмоционально-волевой сферы негативно сказываются на общении человека с окружающими - чем сильнее эмоционально-волевые качества человека, тем более уверенно его общение с окружающими.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.Провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной вопросу эмоционально-волевой сфере;
2.Рассмотреть психолого-педагогическую модель эмоциональной сферы личности, психологию воли и возможные, существующие в настоящее время эмоциональные реакции; выделить факторы развития эмоционально-волевой сферы;
3.Определить нарушения эмоционально-волевой сферы;
5.Подобрать и апробировать методики по определению состояние эмоционально-волевой сферы у сотрудников предприятия;
6.Рассмотреть рекомендации по коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы.
В исследовании применялись следующие группы методов:
1) теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2) эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, рейтинговая оценка, математическая обработка полученных в ходе исследования данных.
В написании работы мы опирались на труды таких зарубежных и отечественных ученых психологов и педагогов, как Божович Л.И., Леонтьев А.М., Изард К., Крюгер Ф., Выготский Л.С. и др.
База исследования: одно из частных предприятий города. В исследовании принимали участие 20 человек разного возраста, являющиеся работниками данного офиса.
1,200 руб.
Введение 3
Глава1.Теоретическое обоснование проблемы нарушений эмоционально-волевой сферы 5
1.1 Психолого-педагогическая модель эмоциональной сферы личности. Психология воли 5
1.2 Факторы развития эмоционально-волевой сферы 9
1.3 Нарушения эмоционально-волевой сферы 12
Выводы по главе 1 16
Глава 2. Экспериментальное изучение нарушений эмоционально-волевой сферы 17
2.1 Определение методов исследования 17
2.2Проведение эксперимента и анализ полученных результатов 22
2.3 Рекомендации по коррекции эмоционально-волевой сферы 27
Выводы по главе 2 30
Заключение 31
Список литературы 32
Приложение 34
1,200 руб.
Таким образом, оптимизировав опыт психологов и педагогов по данной проблеме, мы рассмотрели психолого-педагогическую модель эмоциональной сферы личности, психологию воли, выделили факторы развития эмоционально-волевой сферы, а также определили нарушения эмоционально-волевой сферы. После чего, мы предположили, что существует связь эмоционально-волевой сферы личности и общения человека – нарушения эмоций и воли негативно сказываются на общении - чем сильнее эмоционально-волевые качества человека, тем более уверенно его общение с окружающими. На основании данного предположения нами были подобраны и апробированы методики по определению стилей общения и состояние эмоционально-волевой сферы у сотрудников одного из предприятий города. Мы посчитали, необходимо определить стиль общения у каждого из сотрудников, силу воли и эмоциональные характеристики и после сопоставления полученных данных уже можно делать вывод о взаимосвязи стиля общения и эмоционально-волевой сферы личности.
Полученные результаты доказали, что у слабовольных, неконфликтных, неактивных и тихих сотрудников нет желания общаться, разговор тихий, данные сотрудники соглашаются со всеми предложениями, никогда не спорят с окружающими. В то время, как сильные сотрудники, активные, решительные, уверенные в своих силах занимают управляющие, руководящие должности, авторитарны в общении, смело вступают в спор и решают насущные проблемы.
В заключении хочется отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что существует прямая зависимость между стилем общения человека в коллективе с окружающими его сотрудниками и состоянием эмоционально-волевой сферы у конкретной личности. У людей, с явно выраженными сильными эмоционально-волевыми качествами отмечено уверенное общение с окружающими.
1,200 руб.
1.Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 416 с. (включая последующие издания).
2.Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. - М.: Педагогика, 1984, с.214-276
3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
4.Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Под общ. ред. А.В.Либина. – М.: Педагогика, 1998.
5.Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1984. С. 92—318;
6.Дефектологический словарь / Гл. ред. А.И.Дьячков, 1970.
7.Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования. – М.: ВЛАДРС, 2003.
8.Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие. - М.: Флинта: МПСИ, 2000. - 648 с.
9.Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. – СПб., 2000. – 464с.
10.Климов Е.А. Реплика о структуре профессионализма и профессионала // Психология профессионала. М. , 1996 г., с.145-204
11.Краткая медицинская энциклопедия / Под ред. В.И.Покровского. – М., 1994.
12.Крюгер Ф. Сущность эмоциональных переживаний // Психология эмоции: тесты. – М., 1984.
13.Леонтьев А.М. Потребности, мотивы эмоции. – М., 1971.
14. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей: Практич. пособие. – М., 2002.
15.Немов Р.С. Психология: Учебн. пособие для студентов высш. пед. уч. заведений. В 3 кн.: Т. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000г.
16.Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Учеб. пособие. — М.: Издательство \"Институт практической психологии\", 1996.
17.Педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. редакторы И.А.Каиров и Ф.П.Петров. – М., 1968.
18.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. М. 2001.
19.Немчинов Т. А. «Тесты, диагностики»,М.1999
20.Проблемы экспериментальной психологии личности// Учёные зап. Пермского пед. ин-та. Пермь , 1970 г., 296 с.
21.Психологический словарь, 1983. С.332.
22.Психологическое тестирование / Раздел 7/ Личность: опросниковые методики/ Часть 1/ Тексты опросников/ Пенза, 1990 г., с.124
23.Райковский Я. Экспериментальная психология эмоций: Пер. с польск. – М.: Прогресс, 1979.
24.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Спб., Питер. 1999.
25.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946.
26.Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 1999.
27.Руденский Е.В. Социальная психология: Курс Лекций. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ. 1998. - 224 с.
28. Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов // Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984. С. 29—46;
29.Шингарев Г.Х. Место эмоций в структуре личности. – В кн.: Проблема личности. – М., 1989.
30.Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания. / Психология. Учебник под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект,1999, с. 442-453.
1,200 руб.