Актуальность выбранной темы заключается в том, что современная экономика всех развитых государств носит рыночный характер, это объясняется тем, что рыночная экономика оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. В течение длительного времени человечество жило в условиях натурального хозяйства. По мере совершенствования орудий труда и технологий, люди стали получать больше продуктов, чем необходимо для удовлетворения собственных жизненных потребностей. Излишки продуктов стали обменивать на необходимые блага. Появляются зачатки рынка и рыночных отношений. Рынок - это механизм взаимодействия покупателей основанный на действии рыночных законов и принципов. Рыночная экономика не требует постановки целей и задач, субъект рынка решает свои корыстные экономические задачи, в конечном счете, действует в интересах всего общества. Конкуренция является фактором, который определяет условия функционирования того или иного рынка - состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья. Является действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства. Различают ценовую конкуренцию, основанную, главным образом, на снижении цен, и неценовую конкуренцию, основанную на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи
Экономистами всего мира признано, что здоровая конкурентная среда является важнейшей составной частью здоровой экономики и основой ее динамичного роста. Поддержка и развитие здоровой конкуренции одна из основных функций государства, строящего рыночную экономику. В грамотной, успешной реализации этой функции заинтересованы все субъекты экономической деятельности и в конечном итоге все общество. Состояние конкурентной среды напрямую влияет на конкурентоспособность национальной экономики на внутреннем и на внешнем рынках.
Конкуренция в рыночной экономике, играет заметную роль в экономическом развитии, сохраняет важнейшее место в рыночном механизме. Рынок, конкурентный механизм, закон стоимости обеспечивают поддержание основных народнохозяйственных пропорций, задают критерии эффективности производства, стимулируют товаропроизводителей, вымывают неэффективные звенья.
Конкуренция воплощает в себе стихийно регулирующее (саморегулирующее) начало. Силы конкуренции действуют в сторону усиления воздействия всех факторов экономической эффективности, ведущих к обеспечению динамического равновесия спроса и предложения. В силу своего стихийного характера конкуренция, особенно при условии ее полного господства на рынке, может вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия. Однако в целом можно сказать, что конкуренция с ее безжалостными законами - главный двигатель современного прогресса.
Целью данной работы является изучение конкуренции и её роли в экономике.
Задачами исследования являются:
- рассмотреть сущность и функции конкуренции,
- изучить ее основные виды,
- проанализировать развитие конкуренции в современной России.
Основным методом исследования является теоретический анализ литературы.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Конкуренция: сущность и функции 5
1.1. Понятие и возникновение конкуренции 5
1.2. Функции конкуренции 11
Глава 2. Конкуренция и её виды 14
2.1. Совершенная конкуренция 14
2.2. Несовершенная конкуренция 16
2.3. Монополистическая конкуренция 19
2.4. Олигополия 22
2.5. Монополия 27
Глава 3. Развитие конкуренции в современной России 33
Приложение 37
Заключение 41
Список литературы 43
1,200 руб.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что конкуренция — соперничество нескольких субъектов в достижении схожей цели. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельным и действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:
- как степень состязательности на рынке;
- как саморегулирующий элемент рыночного механизма;
- как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.
Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения. Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.
Требования совершенной конкуренции: отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства; отсутствие государственных монополии; лицензирование отдельных видов деятельности (выпуска и продажи продукции); отсутствие ограничений или запрещений доступа к ресурсам, необходимым для производства товаров и т. д. Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство. Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.
Несовершенная конкуренция — состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со стороны других фирм.
Используемые средства:
1. демпинговые цены,
2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров,
3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам),
4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации,
5. распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров,
6. замалчивание важной для потребителя информации.
Потери от несовершенной конкуренции:
1. неоправданный рост цен
2. увеличение издержек производства и обращения
3. замедление научно-технического прогресса
4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках,
5. падение эффективности экономики.
Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике - исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.
Модель монополии: единственный продавец; отсутствие близких продуктов-заменителей; диктуемая цена.
Во всех развитых странах мира существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений. Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.
Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов. Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:
1. товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами;
2. на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками;
3. продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;
4. на рынке есть условия для свободного входа и выхода.
Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.
Олигополия — тип рынка, когда в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополия. Но это довольно редкое явление. В современных условиях во многих странах с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип конкуренции.
1,200 руб.
1. Базылев Н. И., Базылева М. Н. Экономическая теория. – М.: Книжный дом, 2004. – 608 с
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт-М, 2006. – 399 с.
3. Борисов Е. Ф. Экономика. – М.: Проспект, 2006. – 529 с.
4. Видяпин В. И.. Добрынин А. И., Журавлева Г. П. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 672 с.
5. Громыко В. В., Журавлева Г. П., Забелина М. И. Экономическая теория. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 934 с.
6. Иохин В. Е. Экономическая теория. – М.: Юристъ, 2005. – 861 с.
7. Камаев В. Д. Экономическая теория. – М.: Владос, 2007. – 592 с.
8. Липсиц И. В. Экономика. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 272 с.
9. Максимова В. Ф. Микроэкономика. – М.: Маркет ДС, 2008. – 368 с.
10. Николаева И. П. Экономическая теория. – М.: Юнити, 2004. – 510 с.
11. Самуэльсон П. Э., Нордхаус В. Д. Микроэкономика. – М.: Вильямс, 2008. – 752 с.
12. Сафрончук М. В. Микроэкономика. Курс лекций. – М.: Эксмо, 2006. – 256 с.
13. Тарануха Ю. В. Микроэкономика. – М.: Дело и сервис, 2009. – 608 с.
14. Тарануха Ю. В. Микроэкономика (в структурно-логических схемах). – М.: Дело и сервис, 2009. – 320 с.
15. Экономическая энциклопедия. Под ред. Абалкина Л. И. – М.: Экономика, 1999. – 1024 с.
1,200 руб.