Конкуренция борьба между субъектами рыночных отношений. Она возникает вместе с рынком и сохраняется в чистом виде до настоящего времени. Без нее невозможен и будущий рынок. Победившие в конкуренции субъекты рынка присваивают преимущества, привилегии. Развитие этой тенденции ведет к появлению особого рода преимуществ, которые возникают у тех, кто победил всех и чей интерес становится господствующей силой в обществе.
В процессе перехода к рынку, предприятия столкнулись со многими проблемами выживания. Полный доступ к внешней среде принес не столько новые возможности, сколько новые проблемы эффективного функционирования предприятия на рынке. К внедрению маркетинга предприятия приходили и по сей день приходят только вследствие бедственного положения со сбытом собственной продукции. Это характерно для большинства отечественных предприятий. Причем зачастую, вновь созданный отдел маркетинга превращается во второй отдел сбыта. Также, часто руководство не до конца осознает сущность маркетинга и «привязывает» зарплату специалистов отдела маркетинга к объемам продаж. И вследствие этого у маркетологов не хватает ни времени, ни значительной мотивации для постоянного и всестороннего анализа рынка. Действия руководства понятны – необходимо сбыть продукцию и получить прибыль сейчас и по максимуму, а не затрачивать время, средства и усилия специалистов для того, чтобы те проводили исследования, зачастую не приносящие быстрой и стопроцентной отдачи. Таким образом, создавая отдел маркетинга, предприятие надеется получить дополнительных потребителей и обеспечить сбыт своей продукции.
Между тем, ориентируясь исключительно на сбыт, предприятие не может полностью контролировать ситуацию. Не проводя анализ рыночной ситуации, предприятие может оказаться в сложном положении.
Часто у руководства бытует заблуждение, что конкуренты давно знакомы и нет необходимости отслеживать ситуацию в отрасли. Это заблуждение приводит к тому, что предприятие застывает на определенном этапе развития. Из-за того, что конкурентное положение четко не определяется, руководство начинает понимать, что что-то идет не так только после явного снижения объемов продаж. В данной ситуации, как правило, предпринимаются попытки наладить сбыт поиском все новых и новых рынков сбыта для своей продукции, тогда как ее жизненный цикл, например, вследствие развития технологии у конкурентов уже находится на стадии остаточного спроса. Или, например, нахождение нового сырья позволило конкурентам значительно снизить цены на свою продукцию. Отсюда четко прослеживается необходимость постоянного мониторинга отрасли и комплексного исследования своего конкурентного положения в ней.
Итак, целью настоящей работы является изучение сущности конкуренции и монополии, их единство противоположностей.
Перед работой ставятся следующие задачи:
1. Определить понятие и сущность конкуренции.
2. Изучить виды и формы конкуренции.
3. Рассмотреть сущность монополии и монопольной конкуренции.
4. Изучить антимонопольное регулирование.
5. Раскрыть понятие конкурентноспособности предприятия
3,000 руб.
Введение 3
1.Сущность и формы конкуренции 5
1.1. Понятие, виды и формы конкуренции 5
1.2. Роль конкуренции в рыночной экономике 15
2. Монополистическая конкуренция и антимонопольное регулирование 18
2.1. Монополия: сущность, виды 18
2.2. Монополистическая конкуренция 21
2.3. Антимонопольное регулирование 29
3. Конкуренция и монополия: единство противоположностей 36
3.1. Разграничение монополии и конкуренции 36
3.2. Сравнительная характеристика абсолютной монополии и конкурентного рынка 41
Заключение 48
Список литературы 52
3,000 руб.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Она имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек и т.д., это обеспечивает эффективность конкурентных рынков. К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические нарушения и др.
Конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства. Ее сущность проявляется в ряде функций. Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива: с одной стороны, стремление к свободе и независимости, с другой — к объединению усилий в конкурентной борьбе.
Виды конкуренции чрезвычайно многообразны: функциональная, видовая, межотраслевая, внутриотраслевая, межфирменная, добросовестная и недобросовестная, совершенная и несовершенная (монополии, монопсонии, дуополии, олигополии, монополистическая конкуренция).
Монополии есть результат стремления победить в конкурентной борьбе. Следовательно, конкуренция и монополизм — это не две различные и взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны рыночного взаимодействия. Концентрация и централизация ведут к появлению монополий.
Различают монополии естественные и искусственные (картель, синдикат, трест, концерн, пул, конгломерат, ТНК и др.).
Методы и средства конкурентной борьбы монополий: лишение сырья, рабочей силы путем «альянсов», подвоза, сбыта, кредита, договор с покупателем о ведении торговли исключительно с монополиями, сбивание цен, захват патентов на открытия и технические усовершенствования, захват в свои руки производства оборудования, диверсификация и др.
Появление монополий обусловлено возникновением экономических выгод, которые они получают в результате установления монопольных цен (особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше конкурентной цены в целях получения монопольной сверхприбыли).
В силу того, что монополии имеют не только плюсы, но и недостатки, необходимо антимонопольное регулирование, направленное против накопления монополиями и олигополиями опасной для общества монопольной власти. Известны законы Шермана (1889), Клейтона (1914), Келлера — Ке-фаувера (1950). Современное антимонопольное регулирование сводится к трем группам мер: административно-правовое воздействие, административно-экономическое и просто экономическое воздействие, проводимое государством.
Основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в России предполагают:
1. контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
2. контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (свыше 35 %);
3. предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;
4. финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
5. привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.
В антимонопольном законе предусматривается и ответственность за его нарушение - возможность применения штрафных санкций, а в крайних случаях и уголовной ответственности.
Особое значение в антимонопольной практике имеет регулирование деятельности естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести, например, железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне – систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт и т. п.
Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. В силу специфического положения таких монополий в экономике России единственной силой, способной им противостоять является государство. Поэтому, государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила их поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства, в частности в области тарифной политики (например, на организацию ценовой конкуренции между различными видами энергоносителей), ограничение неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменение направления рентных доходов в пользу государства, а также на согласование действий федеральных и региональных решений. Недостаточно четкое разграничение прав и ответственности федеральных органов власти и местных администраций по регулированию естественных монополий приводит к ценовым диспропорциям на услуги их отраслей между регионами, к разрыву межрегиональных связей. При отсутствии скоординированной политики федеральных властей и регионов и высокой дифференциации цен и тарифов между отдельными потребителями деятельность ряда регионов страны в едином экономическом пространстве осложняется.
Для стимулирования конкуренции на монопольном рынке мировая практика предлагает использовать следующие меры: расширить практику конкурсного отбора в отраслях естественных монополий на региональном уровне на стадии организации торгов за право быть поставщиком определенного вида услуг, поскольку в настоящее время это право достаточно часто определяется в результате сговора хозяйствующих субъектов без участия региональных властей; ускорить становление системы сбора и распространения коммерческой информации, создание специализированных региональных информационных систем, которые облегчат доступ новых участников на региональные рынки.
3,000 руб.
В. В., Маховикова Г. А., Гукасьян Г. М. Экономическая теория. Практикум. – М.: 2002.
2. Базылев Н.И. Бондарь А.В. Гурко С.П. Экономическая теория: Учебник. 2-е издание. – М.: 2001.
3. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. – 8-е изд. пераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2003.
4. Гудушаури Г.В., Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. Маркетинг. Менеджмент. Право: Учеб. пособие. - М.:ЭКМОС, 2002. – 514с
5. Гукасьян Г. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2004.
6. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. — М.: Юристь, 2001.
7. Кураков Л. Экономическая теория. – М.: 2002.
8. Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория. Учебник. – М.: Проспект, 2003.
9. Розова Н.К. Управление качеством. – СПб.: Питер, 2003. – 224с
10. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005.
11. Серяков С.Г., Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика. – М.: Юристъ, 2002.
12. Слагода В.Г. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2005.
13. Экономическая теория: Пособие для преподавателей, аспирантов и стажеров. / Под ред. Базылев Н.И., Гурко С.П. – М.: Интерпрессервис, 2001.
14. Экономическая теория. Учебник для вузов. / Под ред. Добрынина. – М.: СПбГУЭФ, 2000.
3,000 руб.