Введение
Содержание
Заключение
Литература
В широко распространенном подходе к доктринированию отечественной науки финансового права сложилась традиция определять ее предмет существенно более узко, нежели это делали российские ученые и государственные деятели в XIX веке, например, И.И. Янжул или М.М. Сперанский.
Академик И.И. Янжул писал: \"Главное место в науках административных отводится наукам хозяйственным, среди которых и наука государственного хозяйства или, по установившейся терминологии, наука о финансах, или финансовое право\". Общенациональный характер управляемого через посредство финансов государственного хозяйства подчеркивается ученым и далее, посредством категории общественного хозяйства, которое в ту пору не могло иметь никакого отношения к догматике партийного коммунизма: \"Финансовая наука есть учение об общественном хозяйстве, имеющее своею задачею изложение тех правил, которые должны быть соблюдены при добывании материальных средств, потребных для выполнения общественных целей: Финансовое право - это совокупность законодательных постановлений о финансовом устройстве и финансовом управлении государства\" .
Во введении к Плану финансов, после общей характеристики государственного долга Российской империи на 1810 год, М.М. Сперанский формулирует следующий вывод: \"Между тем все части государственной экономики, вся торговля и промышленность должны страдать от сего положения финансов\". Это положение об общеэкономическом значении финансов не просто декларируется, оно развертывается логически и прогностически, предсказываются конкретные негативные экономические последствия, в том числе, трудности заключения и исполнения контрактов, рост цен. Примечательна современная логика анализа денежно-кредитной политики у М.М. Сперанского, когда причину роста цен он определяет как следствие нарастания государственного долга и непогашаемых государственных займов: \"Дороговизна вещей должна возрастать со всею быстротой и народным отягощением: ибо всякий займ без верного платежа есть не что другое как прибавка к ценам на вещи\" . Для нас здесь важен также комплексный межнаучный, точнее, двунаучный вывод - неисполнение финансово-правового обязательства государством влечет экономические последствия в виде роста цен. Экономическое, даже макроэкономическое значение права, в данном случае финансового права, не просто было понято знаменитым государственным деятелем, более того, им было сформировано правило, которое не утратило актуальности и по сей день и наглядно наблюдается на примере растущей сегодня инфляции в России.
В аспекте вышесказанного актуальной представляется цель настоящей работы – определение основных институтов финансового права.
В связи с этим перед работой ставятся следующие задачи:
- изучить категорию финансов как отражение сущности финансового права;
- исследовать институциональную доктрину современного финансового права;
- выявить институциональные проблемы отечественного финансового права;
- определить основные институты отечественного финансового права.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Категория финансов как отражение сущности финансового права 5
Глава 2. Институциональная доктрина современного финансового права 11
Глава 3. Институциональные проблемы финансового права 20
Заключение 29
Список использованных источников 32
1,200 руб.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно определить основные институты финансового права.
1. Финансовая деятельность государства. Это осуществление государством функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
2. Финансовый контроль. Это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
3. Бюджетное и налоговое право. Это основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества. Налоговое право – это общественные отношения, возникающие при установлении, взимании налогов и сборов, регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или даже подотраслью - налоговое право. Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ, федеральных законах о налогах, иных нормативных актах, регулирующих налоговые отношения.
4. Правовые основы государственного кредита. Государственный кредит как экономическая категория - это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория - это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
5. Страхование. Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
6. Государственные расходы. Это затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности. Централизованные государственные расходы осуществляются за счет государственных внебюджетных фондов. Помимо этого, расходы производят и органы местного самоуправления за счет находящихся в их распоряжении средств.
7. Банковское право. Банковский кредит выдается на строго определенные цели, использование ссуды не по целевому назначению нарушает принцип целенаправленности банковского кредита и влечет за собой применение соответствующих санкций.
8. Денежная система. Денежная система представляет собой совокупность отношений, связанных с обращением национальной валюты в стране.
9. Инвестиционное право. Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта
10. Валютное законодательство и валютный контроль. Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь, валютная политика - составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной, политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т.д.
1,200 руб.
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П \"По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа\".
3. Казанцев Н.М. Отношения государственной службы // Теоретические проблемы государственного управления и государственной службы. М.: РАГС, 1997.
4. Казанцев Н.М. Модальные стратегии государственного управления // Труды II Международной конференции \"Идентификация систем и задачи управления\" SICPRO\'03, Москва, 29-31 января 2003 г. Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2003.
5. Казанцев Н.М. Структурная идентификация операторов управления динамикой социально-экономических систем // Труды III Международной конференции \"Идентификация систем и задачи управления\" SICPRO\'04, Москва, 28-30 января 2004 г. Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2004.
6. Казанцев Н.М. Модальная логика стратегии глобализации // Экономическая теория на пороге XXI века-7: Глобальная экономика / Под ред. Ю.М. Осипова, С.Н. Бабурина, В.Г. Белолипецкого, Е.С. Зотовой. М.: Юристъ, 2003.
7. Казанцев Н.М. Семантические критерии и преткновения административного реформирования // Информационные проблемы в сфере административной реформы. Институт государства и права РАН. М., 2005.
8. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ), 2001.
9. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М.: Юристъ, 2000.
10. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. М.: Менеджер, 2000.
11. Селюков А.Д. Правовое регулирование бюджетных отношений: теория и практика. М.: Изд-во МГСА, 2002.
12. Сперанский М.М. План финансов. У истоков финансового права. М: Статут (в серии \"Золотые страницы российского финансового права\"), 1998.
13. Энциклопедия банковского дела и финансов. Издание на русском языке. Probus Publishing Company, 1994 c McGraw-Hill, 1997 c Корпорация \"Федоров\", 2000.
14. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. СПб., 1899.
1,200 руб.